"Панацея от Всех бед"
30.06.2001
- Функции анализатора: системный мультимарочный сканер эл. систем автомобиля, 4-канальный осциллограф, мультиметр, проверка первичных и вторичных цепей зажигания, стартера, генератора, мощностной баланс, равномерность компрессии, ПО для персонального компьютера и др.
Функции мотор-тестера: 4-канальный осциллограф, мультиметр, проверка первичных и вторичных цепей зажигания, стартера, генератора, мощностной баланс, равномерность компрессии, ПО для персонального компьютера и др.
Сканер применим к следующим маркам автомобилей: BMW, VW/AUDI, MERCEDES BENZ, VOLVO, TOYOTA/LEXUS, HONDA, NISSAN, MAZDA, MITSUBISHI, HYUNDAI, DAEWOO, KIA, SAMSUNG, GM, FORD, CHRYSLER, все модели автомобилей с 16-конт. диагностическим разъемом и протоколами OBD II.
Тестируемые системы: ENG, A/T, ABS, SRS, AC, CC, IVMS, Fuel/ignition, CC, BM/GM, Fuel supply, Idle control, Chassis, Body, IP, DM, ATA, Convenience feature, CCS, BS, DPS, ASD, IMB, CLS, C/S, ES, IP, SS, SSS, SWC, SAS, AHS, DC, GDB, LLC, NS, ISS, IMS, ALS, ED, BCS, ECM, PAS, ECU, 4WD, RLC, RDI, TPM, MA, BCS.
Функциональные возможности системного сканера: чтение стирание ошибок, вывод текущих данных, проверка исполнительных механизмов, идентификация систем, базовые установки, адаптация, сброс сервисных интервалов.
( описание возможностей данного прибора согласно имеющейся Инструкции , которая ничем не отличается от той, что имеется на сайте Компании – практически «один в один») - Я не зря так многословно переписал все возможности этого прибора.
- Впечатляет?
- Впечатляет.
- Наверное, такое перечисление магически действует на многих неискушенных автомехаников : « О-О, панацея от всех Бед !».
- Второй участник :
- Совмещенный с компютером АЦП от L-Card ( L – 761, L – 783 ).
- ,- с некоторыми расширенными возможностями отображения текущих процессов в реальном режиме времени
- Третий участник :
- «Мультиметр обыкновенный», производство Китай, стоимость 1.356 рублей.
- и, конечно, сам «виновник торжества» - автомобиль Nissan – Laurel , выпуска 1997 года с двигателем VG 30 DET.
-
- Неисправность на нем «звучит» таким образом :
- « При начале движения, во время переключения передачи с первой на вторую, машина сильно дергается, набор скорости происходит рывком до определенного предела, а потом все идет нормально. Повышенный расход топлива».
- С такой неисправностью машина и пришла из Японии. Правда, под так называемый «разбор». Что и можно взять на заметку. Но не акцентировать на этом внимание. Не разбрасываться.
- Начнем?
- …человек, предоставивший нам и «управляющий» мотортестером ADC 2000 сразу поскучнел и сказал :
- - ну-у…это не совсем обычная неисправность, мой тестер может ее и не «взять».
- На что ему вполне резонно было замечено, что «начнем пробовать, а там посмотрим».
- И кроме того : такая дорогая «игрушка» должна же оправдывать свою цену! Или она предназначена исключительно для «обычных» неисправностей? Все-таки стоит она не одну тысячу «баксов».
- Оговорюсь сразу : я не Бог в диагностике, но перед всем этим, перед всеми этими проверками просто «посмотрел» машину, запустил двигатель, прокатился, «послушал» ее и сделал для себя совсем определенный вывод. А вот какой именно – об этом в конце статьи.
- Дорогая игрушка «сошла с дистанции» сразу же, потому что не смогла определить : что это за зверь перед ней, какой автомобиль, какой производитель, то есть, как нам понимается, для того, что бы все было «тип – топ», для нее нужен был еще какой-то специальный катридж. А в этой комплектации она запиналась на первом же этапе : не могла связаться с бортовым компютером автомобиля и получить от него «добро» для начала работы.
- К слову сказать: как раз во время написания этой статьи было получено письмо из Владивостока от Дмитрия Смурова. Он написал, что пользуется сканером корейского производства DCN – pro ( фирма – производитель : HANA TECH Co., Ltd.). И далее:
- «…Этот прибор по системе диагностики «берет» все системы и модели корейцев и некоторые модели японцев. Он может работать с Тойотой, Ниссаном, Митсубиси, Хонда, Мазда с системой диагностики OBD-II.
- Недостатком этого прибора является то. что он адаптирован под европейский парк японских автомобилей, поэтому некоторые системы, которые используются на японцах внутреннего рынка - он не берет. Он не берет систему диагностики дизелей…»
- Из всего этого пока приходится делать немного грустноватый вывод :
- « Это немного не то, о чем думалось…».
- А думалось вот о чем:
- Много-много лет назад, еще будучи в состоянии: « автолюбитель – автомеханик широкого профиля» и прочитывая многочисленные рекламные проспекты, в которых говорилось о «широчайших возможностях» сканеров и мотортестеров, в голове возникал и утверждался образ всего этого как «панацея от всех бед».
- Мол, «накоплю денежек, куплю, буду эксплуатировать и в ус не дуть».
- О-о, если бы оно все так и было…
- Кстати, такое же заблуждение бродит сейчас в голове у многих, в том числе и у моих знакомых автомехаников.
- Но , наверное, мало кто представляет себе, не может пока нарисовать в голове полную картину под названием :
- МОТОРТЕСТЕР, СКАНЕР – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
- За исключением, наверное, тех, кто уже «понюхал» сканер ( мотортестер) и чему-то возрадовался или опечалился.
- И насколько сканер ( мотортестер) оправдывает свое предназначение ( как многие думают) – заменить мастера-диагноста при диагностике автомобиля?
- Во многих рекламных проспектах так прямо и пишется ( или подразумевается), что вся диагностика, весь ремонт автомобиля после покупки вот этого именно сканера(мотортестера) будет сводиться к тому, что его «только надо подключить, а дальше уже он сам…».
- Но «вернемся к нашим баранам». К нашей диагностике автомобиля Nissan.
- Пытаемся «вручную» считать код неисправности, путем перемыкания контактов в диагностическом разъеме. Хотя уже заранее ясно, что кодов и быть не должно – во время работы двигателя транспорант CHECK на панели приборов не горит ( хотя разное бывало…бывало, что CHECK не горит, а при считывании кодов неисправностей в Памяти «сидит» ошибка).
- Да, так оно и есть.
- Нет ничего.
- Ну хорошо, посмотрим теперь, что мы можем «прочитать» при помощи нашей модернизированной АЦП.
- Время открытия форсунок – 4.1 мсек.
- Это первое, на что мы наткнулись и что заставило нас немного подзадуматься.
- Нет, все-таки надо «идти другим путем» и выбросить из головы «чистоту экперимента» - попробовать отдиагностировать автомобиль при помощи ТОЛЬКО сканера или мотортестера.
- Начнем.
- Запускаем двигатель.
- Все нормально, запуск происходит «чисто».
- Начинается прогрев двигателя.
- Он греется, а мы пока курим и немного думаем.
- Мыслей много, мысли разные.
- Двигатель греется, а мы «листаем» рабочий компютер, смотрим для интереса информацию по рекламируемым сканерам и мотортестерам.
- В глаза сразу же бросается «небольшое дополнение» практически к каждому прибору – «для диагностики автомобилей… требуется дополнительный катридж…». Стоимость такого катриджа в среднем варьируется от 500 до 900 долларов.
- Круто, что и говорить.
- Получается, что сам прибор, например, стоит 800 долларов + дополнительные катриджи к нему, каждый по столько же.
- Это только для того, что бы иметь возможность диагностировать ВСЕ автомобили.
- Ну хорошо, катриджи катриджами, а вот что там говорится насчет совместимости, как, например, в случае диагностики Дмитрия из Владивостока?
- Да, есть оговорка : « диагностика автомобилей азиатского производства».
- Стоп.
- Наверное, как мне лично кажется ( но могу и ошибаться? Пусть меня подправят), - наверное системы самодиагностики имеют отличие:
- Автомобили, выпущенные для Японского рынка
- Автомобили, выпущенные для Азиатского рынка
- Автомобили, выпущенные для Европы
- Автомобили, выпущенные для Американского рынка
- Автомобили, собранные на заводах «третьих стран»
- Этот список, наверное, можно продолжать.
- Так что получается?
- Получается ( и об этом говорят наглядные Примеры ), что для каждого варианта автомобилей ( страны выпуска, страны предназначения и так далее), нужен или СВОЙ сканер или СВОЙ катридж.
- Потому что в противном случае диагностика будет или НЕВЕРНОЙ, или НЕПОЛНОЙ.
- Или вообще – прибор откажется работать, потому что «он не знает» такого автомобиля – Nissan – Laurel выпуска 1997 года с двигателем VG 30 DET.
- Так что : «Не все так просто в мире диагностики».
- Ну сами подумайте, какой смысл для производителей сканеров или мотортестеров сразу же «забивать» в Память своего прибора ВСЕ марки и модели автомобилей?
- Во-первых, это наверное, технически достаточно трудновато.
- А во-вторых – купив единожды такой сканер, человек уже полностью НЕЗАВИСИМ от фирмы производителя. Денежек ей больше от него не будет.
- Ну и кроме того, автомобили, как ни странно ( это юмор у меня такой), имеют тенденцию к развитию.
- Вот, например, сколько и КАКИЕ неисправности обнаруживала система самодиагностики Nissan в самом «начале своего пути» :
- 11 .............................. Camshaft Position Sensor
- 12 ................................... Mass Airflow Sensor
- 13 ................... Engine (Coolant) Temperature Sensor
- 14 .................................. Vehicle Speed Sensor
- 21 ................................. No Ignition Reference
- 31 ........................... Engine Control Module (ECM)
- 32 ............................................ EGR Sensor
- 33 ......................................... Oxygen Sensor
- 34 ...................... Knock (Detonation) Sensor (3.0L)
- 35 ................................ EGR Temperature Sensor
- 41 ......................... Air Temperature Sensor (2.4L)
- 43 .............................. Throttle Position Sensor
- 45 ......................................... Injector Leak
- 51 ............................... Injector Circuit (3.0L)
- 55 ............................... No Malfunction Recorded
- Не слишком много, не правда ли?
- А через 10 лет самодиагностика развилась и обнаруживаемых неисправностей стало гораздо больше, начиная от :
- 11 P0340 Camshaft Position Sensor
- и заканчивая :
128 P0710 Fluid Temperature Sensor (4) -
- Как вам это нравится?
- Нравится это только производителям сканеров и мотортестеров, потому что это для них – Жила Золотая.
- …нет, я ни в коей мере не хочу в этой небольшой статье принизить возможности диагностических приборов.
- Владимир Лещенко ( город Одесса ) имеет много наработок в обращении со сканером на базе карманного компютера. Отзывы – положительные. Но наверное ему «попадались» исключительно «хорошие и послушные» автомобили, которые сразу же поддавались диагностике?
- «…хотелось бы послушать начальника транспортного цеха…».
- Недавно одна клиентка, помыкавшаяся с ремонтом своего автомобиля не один месяц и в конце концов попавшая на ремонт в нашу мастерскую спросила:
- - скажите, а есть ли такой компютер, который бы полностью определил неисправность моего автомобиля?
- Есть.
- Да, есть такой мотортестер, например, фирмы Snap – On.
- Да только вот стоимость у него…заоблачная.
- Несколько десятков тысяч долларов.
- Кому доступен такой прибор?
- Правильно, исключительно крупным компаниям.
- Но опять-таки, к таким приборам нужны дополнительные катриджи или CD.
- И еще ( так и просится на язык ) – нужна еще и Голова.
- Вы тоже так считаете?
- Ну что, пока мы размышляли – двигатель автомобиля прогрелся, но, даже со стороны
- ( слух-то, как – никак, уже немного наметанный) становится слышен некоторый диссонанс : обороты ХХ вроде как повышенные.
- На этой модекли двигателя для регулировки ХХ есть винт байпасного канала – пластмассовый, «кончик» которого виден из-под закрывающей весь двигатель красивой фальшпанели. Увы, увы, ничего не получается, винт закручивается до конца, до упора, а на величину оборотов ХХ это даже и не влияет.
- Картина вся, в принципе, «прорисовывается» после того, как садишься на сиденье водителя и окидываешь взглядом панель приборов, кладешь руку на рычаг «тяпки» ( между прочим, это тоже имеет некоторое значение) и влушиваешься в работу двигателя…( а мозги тем временем воспринимают – сопоставляют – анализируют звуковую и видеоинформацию : наш мозг самый совершенный компютер, да вот только используется он на процент или доли процента, наверное, нашему Создателю по каким-то причинам – не было времени или невыгодно, «забылось» наделить нас более совершенными функциями?).
- Нет, - «так оно быть не должно».
- Такая мысль возникает после сопоставления информации.
- Что именно?
- Двигатель работал на прогреве около 10 минут. На дворе лето. Хватило бы и несколько минут, что бы он достиг оптимальной температуры.
- Ан нет, стрелка температурного датчика … прошу прощения, здесь не стрелка, просто по привычке говорится,- здесь электронное табло, на котором высветилось зеленым всего 4 деления.
- До серединки еще несколько делений.
- Вывод первый – «недогрев».
- Вывод надо проверять, подтверждать или опровергать.
- При помощи выносного температурного датчика от «обыкновенного» мультиметра меряем температуру в различных местах двигателя. Больше 50 – 65 градусов не получается. Даже в районе термостата.
- Идем далее и смотрим уже более внимательнее – у нас еще в «запасе» остается проверка датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя ( THW ).
- Расположен он достаточно неудобно, в районе пятого цилиндра, но при известной сноровке все получается.
- Сколько?
- Всего 599 Ом.
- Ну, будем говорить для ровного счета – сопротивление THW = 600 Ом.
- О, вот это уже ближе к Истине.
- К той Истине, которую мы пытаемся отыскать – к причине неисправности.
- …то есть, получается, что весь этот «нагороженный огород» - городить – то и не стоило бы.
- Не надо было бы привлекать «дополнительные средства» в виде навороченных сканеров или тестеров, можно было бы ( в этом случае) обойтись исключительно своими МОЗГАМИ?
- Наверное…
- Вывод простой : из-за банального «недогрева» двигателя, вызванного нештатной работой термостата ( красиво сказано, но пусть ), двигатель имел пониженную рабочую температуру.
- Компютер автомобиля, ориентируясь исключительно на показания датчика температуры ( THW), «думал», что двигатель еще не прогрелся и поэтому «держал» немного повышенные обороты.
- Отсюда – расход топлива.
- Отсюда – неправильное срабатывание АКПП ( муфта все-таки расчитана переключаться на «нормальных» оборотах – 650 – 700, а при 900 оборотах в минуту и будет происходить так называемое «дергание», правильно?).
- А теперь посмотрим, был бы способен какой – либо сканер определить эту неисправность?
- Для этого пролистаем коды неисправностей, попытаемся там отыскать неисправность, в которой сказано, что « код №… - пониженнная температура датчика температуры».
- Увы, такого нет.
- Есть только :
- 98 P0125 Engine Coolant Temperature Sensor
- 13 Engine (Coolant) Temperature Sensor
- И все?
- К счастью – нет.
- При внимательном изучении специализированной литературы ( кстати, у многих автомехаников или во многих автомастерских она есть?), становится ясным, что «по идее» на данном автомобиле CHECK должен был «высветить» код неисправности №98.
- Хотя это «просто» неисправность температурного датчика.
- Однако, в небольшой и далеко запрятанной «оговорке» японскими методистами сказано, что :
- « Код неисправности № 98 означает «низкие» показания датчика температуры».
- И далее:
- « Все вышесказнное нельзя относить КО ВСЕМ МОДЕЛЯМ АВТОМОБИЛЕЙ»
- Наверное, если бы у нас имелся СПЕЦИАЛЬНЫЙ сканер или мотортестер для диагностики ЭТОЙ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ – не пришлось бы и писать эту статью.
- Но, как уже говорилось выше – все упирается в «определенную» сумму денег.
- Кто будет покупать дорогущий сканер или мотортестер исключительно для диагностики нескольких автомобилей?
- А что наш «прибамбас» на основе АЦП от L-Card?
- Да, при его помощи, по косвенным признакам можно было бы «выйти» на неисправность.
- Потом посмотрели еще раз, более внимательнее – да, форсунки открываются слишком уж «широко».
- Но !
- Есть ли смысл «городить огород», такой большой и корявый, если есть «Голова и Мозги в одном флаконе?».
- Конечно, существуют такие неисправности, которые не определить без помощи сканера, просто-напросто не «прочитать» код неисправности.
- Но сколько раз попадались такие случаи?
- Наперечет.
- Поэтому, этой статьей своей я меняю свою бывшую точку зрения и принимаю точку зрения своего коллеги – Марка Николаевича Фиалковского и начинаю утверждать, что :
- Сканер, мотортестер, АЦП совмещенная с компютером и так далее – это все только простое дополнен
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):