Toyota Prius. Инвертор

02.02.2009

Автомобиль Toyota Prius. Инвертор «Инвертор» (Inverter) - сложное электронное устройство, предназначенное для:

Внешний вид Инвертора

  • преобразования постоянного тока высоковольтной батареи (HV battery) в трехфазный ток для работы мотор-генераторов MG 1 и MG 2 и обратно
  • обратного преобразования энергии (рекуперация,- от лат. recuperatio — обратное получение, возвращение части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе. Применительно к рассматриваемому вопросу – преобразование механической энергии в электрическую. За это в блоке инвертора отвечает прибор называемый «конвертором»)
  • регулирования и распределения энергии, получаемой от MG 1
  • электронного управления мотор - генераторами MG 1 и MG 2 в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания на основании согласованных действий с остальными электронными устройствами автомобиля Inverter имеет свою систему охлаждения, не связанную с системой охлаждения ДВС.

Внешний вид Инвертора – см. фото вверху.

Схематически инвертацию - конвертацию и передачу энергии при различных режимах работы можно посмотреть ниже:

Схематически инвертацию - конвертацию и передачу энергии при различных режимах работы можно посмотреть
Физически Inverter располагается рядом с двигателем внутреннего сгорания:

Физически Inverter располагается рядом с двигателем внутреннего сгорания Двигатель внутреннего сгорания
 
и включает в себя несколько модулей (рис. ниже), - для инвертации и конвертации электрической и механической энергий

Включает в себя несколько модулей, - для инвертации и конвертации электрической и механической энергий
Безопасность

На корпусе Inverter располагается специальный датчик (Circuit Breaker Sensor,- рис. и схема внизу), который, в случае аварии столкновения автомобиля мгновенно выключает все силовые цепи Invertor для того, что бы обезопасить людей от поражения их электрическим током

На корпусе Inverter располагается специальный датчик

Рисунок Circuit Breaker Sensor
Аббревиатура SMR расшифровывается так: System main Relay

Система охлаждения инвертора

Система охлаждения инвертора
Инвертор при работе сильно нагревается и, если бы не имел своего охлаждения, то после перегрева вышел бы из строя.

В 10-м и 11-м кузовах Inverter имеет отдельные контура охлаждения и отдельный радиатор.

В 20-м кузове радиатор инвертора совместили с радиатором двигателя (рис. слева).

Для локального охлаждения инвертор имеет «ребра» и «плиту» охлаждения (внутри),- см. ниже - справа:

Для локального охлаждения инвертор имеет «ребра» и «плиту» охлаждения (внутри)
Система охлаждения инвертора включает в себя:

  • радиатор
  • водяную помпу (водяной электрический насос)
  • расширительный бачок
  • соединительные патрубки
Особенности устройства

- электрическая водяная помпа системы охлаждения инвертора имеет ограниченный ресурс работы (на 20-м кузове приблизительно 3-4 года)

- на 10-м кузове помпа работает по температурному датчику и включается только при достижении температуры в системе охлаждения около 52-54 гр.

- на 11 и 20-м кузове помпа работает всегда, пока зажигание включено. Антифриз в системе охлаждения инвертора следует проверять менять согласно карты ТО.

Особенно это относится к моменту приобретения автомобиля. И почему:

- в системы охлаждения (двигателя и инвертора, кроме 20-го кузова), может быть залит антифриз с пониженными свойствами замерзания, например, рассчитанный на «минус 10». А эксплуатировать автомобиль Вы планируете в Сибири. Последствия понятны…

- за время эксплуатации антифриз теряет свои свойства и, если Вы будете «ездить на нем» много лет подряд, то его первоначальные характеристики точки замерзания значительно снизятся. Последствия тоже понятны…

Водяная помпа пластиковая и её просто «разорвёт».

При перегреве инвертора

Как мы уже говорили, Inverter «сложное техническое устройство».

И сильно все нагревается при работе.

На панели приборов специального индикатора для этого случая нет.

На 10-м кузове: так как мотор - генераторы и сам инвертор «малонагружены», то тотального перегрева не происходит. Автомобиль начинает «тупить», «дергаться» и на панели приборов загорается транспарант под названием «черепашка». Это сигнал пониженной мощности автомобиля. Может загореться «треугольник» – сигнал общей неисправности.

На 11-м кузове: электронная система управления успевает предупредить водителя о перегреве несколько раз,-

- на панели приборов загорается знак «треугольник»

- на панели приборов загорается знак «перегрев двигателя»

Понятие «перегрев инвертора» - бич для 11-го кузова (как и для Estima Hybrid), потому что тепловая защита не успевает сработать до того момента, как произойдет тотальный перегрев.

«Сгорает» силовой модуль.
 
На фото:

Силовой модуль MG 2, справа под компенсационными конденсаторами – силовой модуль MG1
- справа на фото – силовой модуль MG 2,

справа под компенсационными конденсаторами – силовой модуль MG1

Многие владельцы «гибридных» автомобилей, прочитав «профильные» форумы в Интернете, где техническое обслуживание подается в виде:

«Там все просто, там все можно сделать самому»,- пытаются «скинуть ошибку» при загорании знака «треугольник» на панели приборов путем отсоединения клеммы АКБ.

Или просто не обращают внимания на данное предупреждение.

Неправильно и первое, и второе.

Данная ошибка – «Перегрев», является «накопительной», температура не может снизиться мгновенно, инвертор еще длительное время остается «перегретым».

И если не обращать никакого внимания на те предупреждения, которые «выдает» система управления двигателем, то можно «попасть» на замену дорогостоящего узла или детали.
 
Но можно проверить работоспособность системы охлаждения инвертора: при включенном зажигании открываем капот двигателя, смотрим на маленький бачок около инвертора (фото ниже, стрелка) – внутри него должно происходить «бурление».

При включенном зажигании открываем капот двигателя, смотрим на маленький бачок около инвертора (фото слева, стрелка) – внутри него должно происходить «бурление».
Для справки: «Общее устройство инвертора»

Общее устройство инвертора
Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва

8-903-629-62-11

В работе над статьей принимал участие

Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)
© Легион-Автодата


Обсуждение статьи  по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11659/

наверх