Toyota Prius. Инвертор
02.02.2009
Автомобиль Toyota Prius. Инвертор
«Инвертор» (Inverter) - сложное электронное устройство, предназначенное для:
- преобразования постоянного тока высоковольтной батареи (HV battery) в трехфазный ток для работы мотор-генераторов MG 1 и MG 2 и обратно
- обратного преобразования энергии (рекуперация,- от лат. recuperatio — обратное получение, возвращение части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе. Применительно к рассматриваемому вопросу – преобразование механической энергии в электрическую. За это в блоке инвертора отвечает прибор называемый «конвертором»)
- регулирования и распределения энергии, получаемой от MG 1
- электронного управления мотор - генераторами MG 1 и MG 2 в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания на основании согласованных действий с остальными электронными устройствами автомобиля Inverter имеет свою систему охлаждения, не связанную с системой охлаждения ДВС.
Внешний вид Инвертора – см. фото вверху.
Схематически инвертацию - конвертацию и передачу энергии при различных режимах работы можно посмотреть ниже:Физически Inverter располагается рядом с двигателем внутреннего сгорания:
и включает в себя несколько модулей (рис. ниже), - для инвертации и конвертации электрической и механической энергий
Безопасность
На корпусе Inverter располагается специальный датчик (Circuit Breaker Sensor,- рис. и схема внизу), который, в случае аварии столкновения автомобиля мгновенно выключает все силовые цепи Invertor для того, что бы обезопасить людей от поражения их электрическим током
Аббревиатура SMR расшифровывается так: System main Relay
Система охлаждения инвертора
Инвертор при работе сильно нагревается и, если бы не имел своего охлаждения, то после перегрева вышел бы из строя.
В 10-м и 11-м кузовах Inverter имеет отдельные контура охлаждения и отдельный радиатор.
В 20-м кузове радиатор инвертора совместили с радиатором двигателя (рис. слева).
Для локального охлаждения инвертор имеет «ребра» и «плиту» охлаждения (внутри),- см. ниже - справа:Система охлаждения инвертора включает в себя:
- радиатор
- водяную помпу (водяной электрический насос)
- расширительный бачок
- соединительные патрубки
- электрическая водяная помпа системы охлаждения инвертора имеет ограниченный ресурс работы (на 20-м кузове приблизительно 3-4 года)
- на 10-м кузове помпа работает по температурному датчику и включается только при достижении температуры в системе охлаждения около 52-54 гр.
- на 11 и 20-м кузове помпа работает всегда, пока зажигание включено. Антифриз в системе охлаждения инвертора следует проверять менять согласно карты ТО.
Особенно это относится к моменту приобретения автомобиля. И почему:
- в системы охлаждения (двигателя и инвертора, кроме 20-го кузова), может быть залит антифриз с пониженными свойствами замерзания, например, рассчитанный на «минус 10». А эксплуатировать автомобиль Вы планируете в Сибири. Последствия понятны…
- за время эксплуатации антифриз теряет свои свойства и, если Вы будете «ездить на нем» много лет подряд, то его первоначальные характеристики точки замерзания значительно снизятся. Последствия тоже понятны…
Водяная помпа пластиковая и её просто «разорвёт».
При перегреве инвертора
Как мы уже говорили, Inverter «сложное техническое устройство».
И сильно все нагревается при работе.
На панели приборов специального индикатора для этого случая нет.
На 10-м кузове: так как мотор - генераторы и сам инвертор «малонагружены», то тотального перегрева не происходит. Автомобиль начинает «тупить», «дергаться» и на панели приборов загорается транспарант под названием «черепашка». Это сигнал пониженной мощности автомобиля. Может загореться «треугольник» – сигнал общей неисправности.
На 11-м кузове: электронная система управления успевает предупредить водителя о перегреве несколько раз,-
- на панели приборов загорается знак «треугольник»
- на панели приборов загорается знак «перегрев двигателя»
Понятие «перегрев инвертора» - бич для 11-го кузова (как и для Estima Hybrid), потому что тепловая защита не успевает сработать до того момента, как произойдет тотальный перегрев.
«Сгорает» силовой модуль.На фото:
- справа на фото – силовой модуль MG 2,
справа под компенсационными конденсаторами – силовой модуль MG1
Многие владельцы «гибридных» автомобилей, прочитав «профильные» форумы в Интернете, где техническое обслуживание подается в виде:
«Там все просто, там все можно сделать самому»,- пытаются «скинуть ошибку» при загорании знака «треугольник» на панели приборов путем отсоединения клеммы АКБ.
Или просто не обращают внимания на данное предупреждение.
Неправильно и первое, и второе.
Данная ошибка – «Перегрев», является «накопительной», температура не может снизиться мгновенно, инвертор еще длительное время остается «перегретым».
И если не обращать никакого внимания на те предупреждения, которые «выдает» система управления двигателем, то можно «попасть» на замену дорогостоящего узла или детали.Но можно проверить работоспособность системы охлаждения инвертора: при включенном зажигании открываем капот двигателя, смотрим на маленький бачок около инвертора (фото ниже, стрелка) – внутри него должно происходить «бурление».
Для справки: «Общее устройство инвертора»
Информация поделились в Мастерской
Когут Владимира Владимировича г. Москва
8-903-629-62-11
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)
© Легион-Автодата
Обсуждение статьи по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11659/