Бензин: как много в этом слове!

10.08.2002

…порывшись в ГОСТах, «Рекомендациях», «Временных Инструкциях» и так далее, и так далее…нельзя не снять шляпу перед изворотливостью и тяжким трудом всех тех, у кого мы покупаем и заливаем в баки своих автомобилей бензин.
Потому что : имея столь четкие, определенно регламентирующие ГОСТы суметь этой зимой так под…авнить всем сахалинским автолюбителям – для этого надо иметь беспринципность Березовского и железобетонную уверенность Ельцина «после меня – хоть потоп!».
Слухов о том, какой должен быть бензин, каким требованиям он должен отвечать – множество.
Но, как и водится у русских людей : « никто – нигде – неконкретно».
То есть, практически никто не знает конкретно, каким же все-таки должен быть автомобильный бензин, что смотреть на заправках и смотреть ли…
Свойств у автомобильных бензинов немного и их надо знать :
  1. бензин должен иметь хорошие ( высокие) так называемые карбюрационные свойства, то есть при смешивании с воздухом создавать такую топливо-воздушную смесь, которая позволяет запускать двигатель в самых широких температурных диапазонах
  2. бензин должен иметь хорошую детонационную стойкость, то есть , не вызывать детонационного возгарания смеси
  3. температура возгорания топливо-воздушной смеси должна быть максимально возможной для  каждого определенного вида бензинов
 
У бензинов есть основные физико-химические параметры :
  1. фракционный состав
  2. детонационная стойкость
  3. удельная теплота сгорания
  4. кислотность
  5. давление насыщенных паров
  6. индукционный период
Нас, как автолюбителей, интересует всего несколько параметров, о которых мы и поговорим.
 
ФРАКЦИОННЫЙ СОСТАВ
Запуск двигателя в холодное время года и при повышенной влажности
( к острову Сахалин это относится особенно), приемистость двигателя, расход топлива – все эти важнейшие для нас параметры заложены как раз в этом понятии, как «фракционный состав».
 
Определение фракций бензина проводится лабораторным методом.
Берется 100 миллилитров испытуемого бензина и это количество нагревается в специальной установке. Образующиеся пары охлаждают, они конденсируются, превращаются в жидкость, которую собирают в мерную мензурку.
Во время такой вот перегонки записывается:
  • температура начала кипения ( н.к – начало кипения, то есть, время падения Первой капли в мензурку)
  • температура и время выкипания 10% ( с точностью до секунды)
  • температура и время выкипания 50%
  • температура и время выкипания 90%
  • температура и время окончания перегонки ( испытания)
 
Все эти данные должны приводиться в паспортах качества бензина и соответственно обозначаться, как :
Тн.п             ( начало перегонки)
Т10%           ( испарение 10% )
Т50%           ( испарение 50%)
Т90%           ( испарение 90%)
Тк.п             ( конец перегонки, тяжелые фракции)
 
Но для нас, Сахалинцев, эксплуатирующих свои автомобили не только при пониженных температурах, но еще и при высокой влажности, применительно к вопросу о «зимнем запуске» надо знать, что :
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем меньшее количество испаряемых легких фракций.
Это  и есть наш  второй параметр при испытаниях под аббревиатурой Т10%.
 
В принципе, все просто, если на заправке под стеклом висит паспорт топлива, в котором указаны эти параметры ( должны быть указаны!).
Потому что есть небольшой и гениальный набор формул, при помощи которых можно прямо на заправке  провести небольшие вычисления и ответить на вопрос :
« Если я залью в бак вот этот бензин – заведется моя машина завтра утром при минус 30 градусах?».
 
Начнем наши вычисления.
Определение температуры окружающего воздуха, при которой запуск двигателя  гарантирован на 100%,-
Параметр « Т10%» разделить на величину 1.25 и от всего полученного отнять величину «59», для примера : < ( Т10% : 1.25 ) – 59 >
Определение температуры окружающего воздуха, при которой запуск двигателя гарантирован на 50%,-
0.5 Т10% - 50.5
Такие вот простые формулы…
Так называемые «гостовские» формулы, ранее скрытые в бумажных завалах, но теперь предоставленные для всех Сахалинских автолюбителей.
Конечно, приведенные формулы есть продукт эмпирический…( точность вычислений составляет от 2 до 5 процентов, да и сильно доверять им не стоит, потому что написать в паспорте бензина можно все, что угодно, но будет ли это правдой?), но для личного экпресс-анализа  все это вполне пригодно и работоспособно... Однако, «при всем-при том» надо еще учитывать и такие  «личностные» параметры двигателя, как :
·        исправность самой системы управления двигателем
·        исправность  системы зажигания ( свечи зажигания, катушка зажигания, высоковольтные провода, коммутатор)
·        хорошо ли «крутит» стартер?,- если стартовые обороты маленькие, меньше 400 об\мин, то надежды на уверенный запуск двигателя остается так же немного.
В зимнее время обычно возрастает расход топлива.
Мы «грешим» на многое ( увеличенное время прогрева двигателя после запуска, «короткая» езда и так далее),  пытаемся что-то исправить, поправить, придумываем какие-то свои «прибамбахи», совершенно забывая о том, что при заправке не мешало бы посмотреть в паспорте бензина на параметр Т50%.
Если заправить бензин, параметры которого Т50% не выходят за пределы 100градусов  Цельсия, то можно ожидать существенной экономии топлива и своих денежек…
 
Как ни странно, но бензины, как и дизельное топливо должны подразделяться на ЗИМНИЕ И ЛЕТНИЕ.
Летний бензин рекомендуется применять с 1 апреля по 1 октября…
Зимний бензин рекомендуется применять с 1 октября по 1 апреля…
 
Смешно? Естественно, смешно, потому что никто и никогда об этом не думает.
Потому что это все – только-лишь рекомендации.
 
ДЕТОНАЦИЯ ( детонационная стойкость)
Хорошее слово. Многим знакомое, не правда ли ? Но и запутанное какое-то…
Посему внесем определенную ясность и в этот вопрос.
Детонация : самовоспламенение  в камере сгорания наиболее удаленной от свечи зажигания определенной части топливо-воздушной смеси, горение которой происходит со взрывной скоростью ( больше скорости звука).
Внешне, то есть «на слух и на нюх», детонация слышится нам в виде звонких стуков где-то «внутри двигателя».
Это и есть «взрыв» топливо-воздушной смеси и следующие за ним звуковые волны, вызывающие вибрацию стенок цилиндров, поршней, шатунов и так далее.
Не только неприятное действо, но и опасное.
Потому что слишком частое детонирование двигателя вызывает разбалансировку движущихся частей двигателя и выход его из строя.
Но это в перспективе.
Неправильно «выставленное» зажигание ( угол опережения зажигания ), нерасчетная температура ( высокая) воздуха в камере сгорания, «неправильный» бензин, нагар в камере сгорания – вот основные факторы возникновения детонации.
У бензинов есть такое понятие, как «детонационная стойкость».
Определяется она  «октановым числом».
На «диком, но сладком Западе» октановое число определяется только одним способом – исследовательским.
У нас же есть еще и другой метод, так называемый «моторный».
В установку ( двигатель, в принципе…) под названием УИТ-85, которая имеет такие особенности, как «переменная степень сжатия»,  заливают испытуемый бензин и доводят работу установки до появления детонации.
Затем в эту же установку заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина.
Буква «М» в паспорте бензина говорит о том, что октановое число определено по моторному методу, буква «И» - по исследовательскому.
И они существенно различаются.
Например, бензин АИ92 имеет октановое число по:
Моторному методу – 85
Исследовательскому методу – 92
Есть ли различия в этом определении?
Есть.
Японские автомобили в настоящее время – это теплонапряженные двигатели, и в них лучше всего использовать бензин с октановым числом, определенным по моторному методу, потому что в этом случае условия испытания топлива и определения его октанового числа происходят в более критичных и напряженных условиях.
Кстати, если есть калькулятор, то практически каждый владелец автомобиля может определить – какое топливо с каким октановым числом ему требуется для "нормальной езды" по простой формуле :
 
125.4 – ( 413 : степень сжатия ) + 0.183 х диаметр цилиндра (мм)
 
обращаем внимание, что разделить надо на степень сжатия, а не на компрессию ( об этих понятиях уже говорилось в статье Федора Рязанова на «просторах» этого сайта).
 
И тут мы подходим к самому главному и интересному – к методам, при помощи которых можно повысить октановое число бензина…
Затаим дыхание, открываем сокровенное…
Фигушки!
Нет тут ничего сокровенно, все прозаично, банально и стыдно : в 95 случаях из 100 так называемое «повышение октанового числа» производится при помощи грязного оцинкованного ведра и налитой в него присадки под названием тетраэтилсвинец. Воровато и с оглядкой.
Название присадки суть дела не меняет.
Это может быть тетраэтилсвинец, тетраметилсвинец  и так далее, и так далее…что есть в наличии, что удалось «урвать» в надежде на быстрое и скорое обогащение.
Вы думаете – не получается?
Опять, - «фигушки», потому что здесь прибыль даже не по «товарищу Марксу» - не 300%, а 500%, 800% и более.
Чувствуете, как запахло кожаной обивкой нового  LAND CRUISER ?!!
Себе, жене, детям и любовнице.
Ладно, это все так, к слову, теперь немного поконкретнее?
Можно получать высококачественный бензин разными способами.
1.    Подбором исходного сырья для переработки.
2.    Изменением технологии переработки.
3.    Вводя в бензин антидетонаторы.
Вот это, последнее и есть то самое «сладкое», что видится многих товарищам из окошечек заправок : прибыль, да практически мгновенная!
 
Тетраэтилсвинец (  химическая формула  Pb(C2H5)), использовался всегда на «просторах Родины». В последнее время, правда, его начали запрещать, особенно в крупных городах, но Южно-Сахалинск никогда не относился к «городам крупным»… сотрясение воздуха громогласными заявлениями об охране окружающей среды – дело  у нас такое же обычное, как и везде,  так что поставим на этом окончательную точку.
Тетраэтилсвинец – густая и бесцветная жидкость, очень легко и практически мгновенно расторяющаяся в нефтепродуктах, но не в воде.
В чистом виде тетраэтилсвинец использовать нельзя, потому что находящийся в составе этой присадки свинец оказывает негативное и довольно пагубное воздействие на все  «внутренности» двигателя : камеру сгорания, поршня, клапана…
Тетраэтилсвинец, если его применяют правильно, то применяют вместе с так называемым «выносителем свинца», когда образующиеся при сгорании топлива все летучии вещества удаляются вместе с отработанными газами.
Но так «быть должнО».
А на самом деле?
На самом деле, как уже говорилось на «просторах сайта», в бензин для повышения октанового числа добавляют «просто» тетраэтилсвинец.
Ни о каком «выносителе» многие заправщики и «слыхом не слыхивали».
 
Свечи зажигания в своем двигателе давно выкручивали – смотрели?
Хорошо бы это делать еженедельно.
Что бы знать :  «на чем я езжу?».
Как узнать?
Все просто,- смотрим на цвет центрального керамического изолятора.
«По идее», как говорится, цвет его должен быть ( варьироваться) в светло-коричневом диапазоне. Чуть-чуть туда или сюда.
Если же вы обнаружили на этом самом изоляторе «что-то» красноватое – вот вам наглядный пример данной статьи о  неправильном и неправомерном применении  железосодержащих присадок для повышения октанового числа.
Такие свечи зажигания уже ремонту или восстановлению не подлежат.
Да, их еще можно будет использовать, но только в летнее время года, да и то, надо внимательно смотреть, насколько далеко зашел процесс «окраснения».
Потому что такой вот красноватый налет – налет  «немного» электропроводный, если так можно выразиться.
И перебои в искрообразовании можно «прочитать» таким образом : одна, например, искра, «бьет» нормально, с центрального на боковой электрод, а вторая искра «бьет» тоже на боковой электрод, но в его основание. Естественно, о каком качественном «поджиге» топливо-воздушной смеси можно тут говорить?
*******************
...как правильно "заметил" Рязанов Федор : " Если электроника в автомобиле исправна - машина должна запускаться при любой температуре".
Эта небольшая статья моя - ответ всем моим клиентам, которые часто звонят, приезжают и спрашивают : "Почему моя машина так плохо заводится утром, в мороз?".
Почему - почему...теперь-то, прочитав эту статью, вы знаете?
Увы, вот так...
Что еще можно сказать?
Остается одна Надежда, что "кто-то" исправит это положение?


Книги по ремонту автомобилей
наверх