Шина CAN системы "Комфорт"

Диагностика автомобилей: Шина CAN системы "Комфорт"

01.03.2006

Шина CAN системы "Комфорт" позволяет передавать данные со скоростью 100 кбит\сек.
К такой шине могут быть подключены следующие "оконечные" приборы:

- блок управления системой Climatronic или климатической установкой
- блоки управления в дверях автомобиля
- блок управления системой "Комфорт"
- блок управления с дисплеем для радио и навигационной системы

Данная шина считается "медленной" и может иметь название Low Speed CAN.
Как и все шины CAN, она является двухпроводной.
По проводам High и Low производится обмен данными между блоками управления, например, передаются сообщения о закрытии или открытии дверей, включении или выключении плафона салона и так далее.

Форма сигнала шины CAN системы "Комфорт" :

cank_1.jpg- для удобства  просмотра сигналы разнесены

                              фото 1

В доминантном состоянии напряжение на проводе Low шины CAN падает до 1,4 В.
В рецессивном состоянии напряжение на проводе High равно 0 В а на проводе Low — 5 В.
В доминантном состоянии напряжение на проводе High шины CAN повышается до 3,6 В.

Чтобы обеспечить высокую помехоустойчивость системы Low Speed CAN, при повышении ее надежности и сниженном потреблении энергии, в конструкцию шины CAN системы "Комфорт" и информационно командной системы были введены некоторые элементы, которые отсутствуют у шины CAN силового агрегата.
Сначала было необходимо ликвидировать взаимозависимость распространяемых по проводам шины сигналов, применив для них отдельные драйверы (усилители мощности). Далее была устранена электрическая связь проводов шины CAN через нагрузочные сопротивления, как это имеет место у шины CAN силового агрегата.
В результате провода High и Low шины больше не могут влиять друг на друга и работают как независимые проводники тока.
При этом отказались от общего базового напряжения. Напряжение на проводе High при рецессивном состоянии шины равно нулю, а в доминантном состоянии оно увеличивается не менее чем до 3,6 В.
Напряжение на проводе Low при рецессивном состоянии шины равно 5 В, а в доминантном состоянии оно падает не менее чем до 1,4 В.
Поэтому после образования разности напряжений в дифференциальном усилителе рецессивный уровень сигнала равен –5 В, а доминантный уровень составляет 2,2 В. Таким образом разность напряжений при рецессивном и доминантном состояниях шины равна или больше 7,2 В.

cank_2.jpg

                        фото 2

Доминантный и рецессивный уровни чередуются.
При доминантном состоянии напряжение CAN High равно 3,6 В, а  напряжение CAN Low — 1,4 В.
Масштаб: 2 В на деление по высоте, 0,1 мс на деление по ширине(фото 2)

Принцип действия трансивера шины CAN системы "Комфорт"

Принципы действия трансивера шины CAN системы "Комфорт" и информационно командной системы и трансивера шины CAN силового агрегата практически не отличаются. 
Различия имеются только в уровнях сигналов и возможности перехода на передачу данных по одному проводу High или Low. Помимо этого имеется возможность обнаружения короткого замыкания между проводами шины и отключения драйвера на проводе Low при таком замыкании. В последнем случае по проводам High и Low распространяется один и тот же сигнал.
Обмен данными по проводам High и Low шины CAN производится под контролем встроенной в трансивер логической ячейки. В этой ячейке обрабатываются сигналы, передаваемые по обоим проводам шины.
Логическая ячейка способна распознавать неисправности (например, обрыв одного из проводов шины). При этом обрабатываются сигналы, поступающие только с исправного провода (однопроводная передача данных).
При исправно действующей шине обрабатывается разность сигналов, получаемых по проводам High и Low.
 Помехи, действующие одновременно на оба провода этой шины, минимизируются так же надежно, как и у шины CAN силового агрегата.

Однако, для повышения надежности, шина CAN системы "Комфорт" может работать  и в том случае, когда :
- происходит обрыв одного из проводов
- при коротком замыкании или замыкании на "плюс".
В этом случае обрабатываются только те сигналы, которые передаются по исправному проводу.

cank_3.jpg

Надо обратить внимание, что:

- при помощи мультиметра или омметра могут быть определены ошибки шины CANсилового агрегата под номерами 3 - 8

- неисправности 1,2,9 могут быть определены только при помощи осцилографа

- как уже говорилось выше, неисправность ISO8 у шины CAN системы "Комфорт" - не возникает.

Владимир Петрович КУЧЕР


Вас также может заинтересовать:

Шина CAN - это страшно?

Шина данных CAN - небольшая заметка по устройству

Диагностика и ремонт: CAN - шина

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх