Диагностика и ремонт автомобилей: "Дельфин-диагностика"

23.08.2006

Недавно прошедшая автомобильная выставка показала, что к вопросам диагностики стали относиться серьезнее. Примером этому - "дельфин-диагностика",- назовем это пока так.
А что это такое конкретно - ниже в статье.
 
Дельфин-диагностика. Что это такое?
 
        Современные автомобили все активнее оснащаются контрольно-диагностической аппаратурой. С ее помощью оптимизируются рабочие процессы в двигателе, повышается безопасность движения, упрощается эксплуатация и ремонт. Можно провести чип-тюнинг и откорректировать «характер» двигателя по своему усмотрению. Комфортные условия передвижения дарят нам массу удовольствия.
        Текущий контроль технического состояния  осуществляется с помощью бортовой системы самодиагностики, являющейся составной частью контроллера. О возникновении неполадки сигнализируется визуально и заносится в электронную память.      Полное вскрытие кодов самодиагностики и фактических уставок на параметры рабочих процессов осуществляется  на СТО, имеющих соответствующее данной марке автомобиля проверочное оборудование.       Неполадки идентифицируются путем  подключения   тестеров или сканеров к специальной колодке самодиагностики, имеющейся на автомобиле. Быстро и очень эффектно.
       Однако нередко звучащие при этом притязания на выполненное объективное и всестороннее обследование  оказываются явно завышенными.
           Частая выдача ошибочных диагнозов «норма» при  отчетливых внешних признаках наличия неполадок объясняется рядом причин и прежде всего  ограниченностью используемого  информационного поля – электрических сигналов. Фактически  определяется состояние  электрических цепей датчиков и исполнительных органов двигательной автоматики. Деградация сложной конструкции происходит, как правило, по «принципу домино»: одна локальная неполадка приводит к другой, другая - к третьей и так далее до полного отказа устройства в целом. Электрические неполадки могут быть не причинами, а уже следствиями каких-то других неполадок, в том числе и  неэлектрического происхождения. Например, «звон» поршневых пальцев может быть указанием как  на   слишком раннее зажигание, так  и на износ сопрягаемых с ними деталей. Нестабильность искрового разряда в свече может быть следствием разгерметизации рабочего объема цилиндра  или неправильно приготовленной рабочей смеси. Разгерметизация впускного коллектора или загрязнение инжектора обычно воспринимаются системой самодиагностики как дефект лямбда-зонда. Список подобных неоднозначностей может быть продолжен.                      Когда же необходимо «оживить» заглохший двигатель «почтенного возраста», фирменная диагностическая аппаратура может вообще оказаться бесполезной.
 
              Протоколы обмена информацией между внешними компьютерами и контроллерами  автомашин,  даже оснащенных сходными системами самодиагностики, держатся в строжайшей тайне. Так обеспечивается незыблемость действующего курса на предметную ориентацию диагностического оборудования (только для  VAG – группы, только дляTOYOTы, только для FORDа и т.д.). Дороговизна такого оборудования стимулирует специализацию крупных СТО и гарантийное обслуживание новых автомобилей.  Там обычно ограничиваются проверкой состояния электрических цепей узлов двигательной автоматики, регламентированной заменой масел, искровых свечей,  фильтров и прочих расходных материалов.   Возможность заметного износа конструкции не принимается во внимание.
              В условиях Украины физическое старение техники, по известным причинам, происходит ускоренно. Значительную часть транспортного парка составляют подержанные автомобили с естественно  изношенными и деформированными деталями конструкции. Как быть   обслуживающим и ремонтным предприятиям,  имеющим дело с самой широкой номенклатурой автомашин и действием естественных «возрастных»  дефектов в них (увеличены зазоры, повреждены контактирующие поверхности, изменены формы и размеры и т.д.)? Как выявить  механические повреждения, например, истирание кулачков распредвала, образование нагара на внешней стороне клапана, загрязнение инжектора или повреждение катализатора? Принятие решений об объеме и сроках предстоящих ремонтных работ часто зависит от субъективного мнения, а то и простой заинтересованности определенных лиц или организаций.
           По мнению некоторых специалистов  наилучшей является конструкция, у которой сохраняется исправное состояние в течение всего нормативного срока эксплуатации. Подразумевается, что отказы произойдут сразу же после этого срока и одновременно во всех деталях и системах. Ремонт такой конструкции  не предусматривается. В противном случае  рекомендуют узлы и детали заменять целиком и комплектно, без учета их реального технического состояния.
           С таким пониманием нельзя согласиться. Здесь не учитывается ряд существенных обстоятельств. Во-первых, любая сложная конструкция в процессе эксплуатации продолжает совершенствоваться.  Успехи достигаются последовательно в отдельных ее составляющих, что положительно влияет на общую продолжительность «жизненного цикла». Во-вторых,  даже у одноименных деталей, находящихся, казалось бы, в одинаковых условиях эксплуатации, темп расходования исходного ресурса  бывает различным. Происходит это потому, что действуют технологические и эксплуатационные погрешности, неодинаковые условия смазки, отвода тепла и т.д. В различных сочетаниях совокупность таких  «мелочей» может привести как к относительному ускорению, так и замедлению процессов деградации. На развитие различных  неполадок до критического значения требуется  различное время. Ожидать отказа всех составляющих одновременно не приходится. Такой недиагностический подход фактически устраняет следствия, а не причины аномалий и не является гарантией благополучия даже на ближайшую перспективу.  Для владельцев авто техобслуживание  нередко превращается в финансовую проблему.
     
         Но как бы ни отличались автомобильные двигатели по   внешнему виду, у них один и тот же  принцип действия,  многие системы, узлы и даже детали  имеют  функционально одинаковое назначение (корпус, цилиндропоршневая группа, подшипник, катушка зажигания, инжектор и т.д.). Действующие нагрузки обусловлены одинаковыми рабочими процессами и сходными процессами дефектообразования. Причины, механизмы и даже внешние проявления деградации конструкции совпадают (абразивный износ контактирующих поверхностей, усталостные микротрещины и деформации, ослабление крепежа, засорение проходных сечений, нарушение герметичности, пробой электрической изоляции, ухудшение эксплуатационных характеристик, появление посторонних звуков и т.д.).
         Дизайнерские и масштабные  различия  практически несущественны для диагностики. На «Таврию» и «Мерседес» можно смотреть под единым углом зрения.   А это указывает на принципиальную возможность и целесообразность разработки универсальной методологии (технологии и инструментального оснащения) диагностирования конструкций различных автомобилей. Для этого достаточно выполнения следующих условий:
         
          1.   Знание принципа действия конкретной конструкции и учета совокупности параметров  рабочих процессов и процессов дефектообразования.
2. Наличие   функционально ориентированной аппаратуры, т.е.  позволяющей производить однотипные операции  в одноименных функциональных системах различных  механизмов.
3. Информационное обеспечение должно быть пригодным для получения ответов на следующие вопросы:
                    Где  находится дефект (примерные координаты)?
          «Звон» каких деталей прослушивается?
          Как повлиял дефект на параметры рабочих процессов?      
 
Руководствуясь вышеизложенным, в ЗАО «Циклон» г. Луганск на базе современного бытового компьютера  был разработан стенд «Дельфин-1М».

delf_diag.jpg

В качестве носителей информации используются:
-      ультразвуки; вибрации звуковой и инфразвуковой частотных областей;
-      давления; пульсации давления;
-      электрические сигналы, действующие в системах двигательной автоматики (зажигания, впрыска, газо- и топливоподачи и т.д.).
            Всего реализовано 8 независимых и базирующихся на различных физических принципах информационных каналов.    Преимущественное внимание уделяется информационным аспектам виброакустических излучений  и их увязке с  проявлениями аномалий в параметрах давлений и электрических напряжений.
                  Любая неполадка представляется  событием, возможно затрагивающим конструкцию и рабочие процессы в ней. Исследователям предоставляется большое количество фактов, демаскирующих описательные признаки неполадок, а также подсказки экспертной подпрограммы.
По результатам применения стенда  становятся известными:
-      приблизительные геометрические координаты источника виброакустических излучений - аномалии;
-      фаза рабочего цикла, при которой проявилась аномалия;
-      амплитудно-частотный спектр причастных к аномалии «звенящих» элементов конструкции;
              -   траектории точек при вибрационном движении;
                -   связь аномалии с рабочими процессами;
               -  заключение экспертной программы компьютера.         
           Остается только  правильно распорядиться априори известной и оперативной измерительной информацией.       Отрицательный результат поисков дефектов принимается в качестве «нормы». 
         Общение с контроллером автомобиля по линии самодиагностики «К» (считывание и стирание кодов дефектов датчиков и исполнительных органов двигательной автоматики, вызов уставок режимных параметров) не предусмотрено, поскольку необходимая для этого узкоспециализированная аппаратура широко представлена на рынке автосервисного оборудования. Вместе с тем, возможен  вывод на экран монитора любого действующего на автомобиле управляющего или измерительного электрического сигнала в вольтах, в том числе и импульсов самодиагностики.            Диагностирование  сводится к сравнению измеренных значений формы, числовых параметров и фазо-временных соотношений с их нормативными величинами. По информативности это аналогично сведениям, добываемым с помощью узкоспециализированной и дорогостоящей импортной аппаратуры, базирующейся на анализе электрических сигналов.    
            Предлагаемый подход к диагностике, включающий всесторонние объективные измерительные данные и субъективный анализ физической стороны наблюдаемых явлений дает осмысленные, убедительные и легко воспринимаемые результаты.        Достоверность полученного таким путем диагноза можно проверить выдвижением всевозможных, основанных на здравом смысле, возражений.
    До появления «Дельфинов» такой методологии в автосервисе не было.
 
 
Коновалов Анатолий Иванович                           ЗАО «Циклон» г. Луганск
Лукьяненко Олег Николаевич                           тел. (0642) 42-79-95, 42-85-28
http://www.cyclon.com.ua
e-mail:info@cyclon.com.ua


Книги по ремонту автомобилей
Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами