Джентельменский набор автодиагноста
20.11.2012
ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ НАБОР АВТО-ДИАГНОСТА
Honda Accord (Хонда аккорд)
«Новогодняя ёлка, «жирная масса», кабель-трекер и др.
Надо ставить бетонный памятник тем авто-диагностам, которые работали с иномарками лет 20 назад …основным инструментом была Голова и Мозги, плюс военный осциллограф и «цэха». Запад и западные технологии только-только начали раздвигать свои рынки в сторону России. Кто не поскупился и рванул семейный бюджет на 2-3 тысячи долларов, тот прикупал компьютер и ночами, на скорости 36.6 килобит в секунду с упоением рассматривал приборы и приспособления для автомобильной диагностики. Иногда в Сети удавалось найти единомышленника по ремонту автомобилей, и тогда ночи напролёт шли разговоры. Сначала было именно так.
Сейчас по-другому. Как говорится: «Работай – не хочу». Есть всё и даже больше, были бы деньги и желание.
И если раньше для поиска обрыва в цепи или плохого контакта нужно было потратить времени размером в два-три дня, то сейчас этот процесс занимает минуты. Для примера приведу обыкновенный рабочий момент по поиску неисправности в авто-сервисе города Электросталь ( см. Примечание 1).
Автомобиль Honda, 2.4 литра, коробка-автомат. Клиент:
- Приборка светится как новогодняя ёлка. Периодически, при запуске, мотор поднимает обороты и держит. На педаль газа реагирует вяло, если поднимает обороты, то не больше чем на 500, и только до двух половиной тысяч и не больше. Если заглушить и завести – и так несколько раз, то эта непонятка может и не возникнуть. Сделать можно?
Из всего сказанно пока понятно одно: «Неисправность плавающая?». Хреново, если так. Самая поганая неисправность, «головняковая», времени может уйти вагон, а результат может оказаться тоже «плавающим».
После просмотра машины на компьютере настроение не улучшилось, показало ошибку по реле управления дроссельной заслонкой. Ладно, надо искать схему и мануалы. Поискали. Созвонились с коллегами – увы, то ли модель переходная, то ли что-то ещё, но ни одна из схем не подходила. Одни в таком случае говорят: «ну и попандос!», другие вежливо выпроваживают клиента, а третьи – что они делают? Третьи настырные и отступать не хотят.
Вся проблема была в поиске этого реле. Оно могло находиться где угодно. Никаких разъяснительных надписей и подсказок не было. Тут или поиск вслепую, или призвать на помощь технологию под названием «Кабель трекер».
Вот почему в самом начале статьи я призвал ставить памятник автомобильному диагносту 80-х – 90-х годов прошлого века. Не было тогда ни сканеров, ни различных пробников, ни этого устройства под названием «Кабель-трекер». В те годы было крайне трудно искать обрывы в цепи или нужный провод в жгуте.
Не буду комментировать фото и рекламировать производителей, тут каждый выбирает по своим запросам и возможностям. Принцип работы трекера простой: передатчик и приёмник, который надо перемещать по жгуту, и в месте расположения искомого провода звучит сигнал, чем ближе к нему – тем сигнал громче. Это намного удобнее, чем «приспособы 90-х годов», состоящие из питания, швейных иголочек, лампочки и наушника -)).
Вернёмся к нашей «плавающей» неисправности. На то она и «плавающая», что временами есть, а временами её нет и мотор работает стабильно. Вот такой момент постарались поймать и при помощи трекера определить запитанные и активные реле. В момент удачной работы мотора работающие реле помечали маркером, так и нашли неисправное. Проверили и поняли, что пропадает управление реле. Опять взяли трекер и пошли по жгуту. Так и вышли на нижний разъём блока управления и при визуальном осмотре выяснили, что сам разъём повреждён и до конца не защёлкивается. Это и явилось причиной неисправности. Между прочим, машина, как потом выяснилось, была «битая». Отсюда и неисправность.
Можно ли было обойтись без кабель-трекера? Да, можно. Неисправное реле можно попытаться «найти пальцами». Это когда на реле ставятся пальцы, закрываются глаза и призываются ощущения: «Щёлкнуло или нет? Или показалось?». Смешно, конечно, но такой способ когда-то имел право на жизнь. И «управление» реле можно найти при помощи «питания-лампочки» или по цвету проводов. Провода, бывает, меняют свой цвет в жгуте … но, в принципе, можно. Однако сколько времени и сил придётся затратить? Много. А фактор времени для современного диагноста очень важен.
Сканер, осциллограф, газоанализатор, мотор-тестер, кабель-трекер, диагностический адаптер … и ещё десятки наименований. Сейчас всё это можно купить. Глаза разбегаются! На некоторых сайтах, торгующих этим оборудованием, даже есть предложения под названием: «Готовые решения». Бери комплект и начинай работать. Но стоит ли торопиться?
На нашем форуме (форум Легион-Автодата http://forum.autodata.ru/index.php ) регулярно возникают сообщения такого содержания:
Добрый день, не найдя адекватных диагностов в нашей деревне ( тупо распечатку ошибки я не считаю за полноценную диагностику ), думаю заняться сам, имею опыт ремонта электронной техники от высоковольтных систем мягкого пуска до "шарманки" . Порывшись по инету обнаружил тьму тьмущую сканеров и просто адаптеров к компьютеру . Общий принцип работы понял , опыта конечно по ремонту\диагностике авто мало , но надо с чего-то ж начинать … http://forum.autodata.ru/228/22072/all.htm?a=stdforum_view&o=
Ну, во-первых скажу, что такие сообщения радуют. Хотя бы потому, что «нашего полку прибывает» … -J) Радует, что к нам на форум приходят не просто «поглазеть да поёрничать», а с серьёзными намеряниями. И багаж имеют неплохой, у того же Автора сообщения он вот такой: «Интересы: Всяко Разно . Радиотехника , Радиолюбитель , R\C модели , компьютеры и системы ( сервера , юниксовые системы)».
Со своей стороны хотелось бы пожелать человеку удачи, и продолжу.
Подобные сообщения возникают регулярно. И тут я задумался: а действительно, когда человек приходит в авто-диагностику и имеет серьёзные намерения заняться этим вопросом и, возможно, связать свою жизнь с этой непризнанной пока профессией, то куда ему ещё обратиться за советом, как не на форум, где прописались «зубры и корифеи» … (это я не только о нашем форуме, о других подобных форумах можно сказать тоже самое, суть не в толщине кардана, а в истоках такого обращения … (насчёт «толщины кардана» - это сленговое выражение, форумчане его поймут … -J))
Тема длинная и многогранная, но мы сосредоточимся на самом начале: «Какое оборудование должно быть у авто-диагноста?». Век у нас двадцать первый, поэтому без вопросов:
1. Сканер
2. Осциллограф
3. …???
Не всё так просто. Прежде всего надо понять: «Насколько сильно желание заниматься этим вопросом?». Человек купит сканер, а это удовольствие не дешёвое, а через пару месяцев, потолкавшись среди «неисправностей головняков», плюнет и махнёт рукой: «Это не моё … к чёрту!». И надо будет продавать. А сканер как новая машин – вышла за ворота, сразу минус 10% стоимости.
Так что первое, это иметь желание. И не просто желание, а Огромное желание и чёткие цели на ближайшие год-два.
Прежде чем составлять список необходимого оборудования, надо определиться, с каким парком автомобилей придётся работать. И приобретать оборудование под обслуживаемый парк автомобилей.
… а вот тут зажимаю себе рот. Не настолько умён, чтобы давать менторские советы от одного лица, тут у каждого свой путь. На нашем форуме (Форум Легион-Автодата http://forum.autodata.ru ) есть хороший и полезный раздел как для спецов, так и для начинающих: «Оборудование, ПО и инструменты для диагностики» http://forum.autodata.ru/3/ Заглянуть в него будет нелишним.
Ну а если у кого-то есть что сказать по теме, помочь советом начинающим – прошу. Это здесь: форум Легион-Автодата, "Практические заметки", Обсуждение статьи
Каждому из нас кто-то помогал в самом начале пути.
С вами, как всегда, был:
Владимир Петрович Кучер
Примечание 1: Упомянутый автосервис – это автосервис в г. Электросталь, клиентам его можно рекомендовать уверенно. Там работают: Ниточкин Алексей Викторович (8 916 279 3114) и Горшков Дмитрий Александрович (8 926 171 75 95) г. Электросталь пр-т Мира д. 27-а - Здание автотехцентра