Hyundai Sonata. Вентилятор радиатора

20.09.2015

Неисправность интересная: "постоянно крутится вентилятор охлаждения". Человек включает зажигание - не крутится, а как только заведет мотор, вот тут вентилятор и начинает работать.

Вы сейчас тоже подумали о датчике температуры? Мол, это в нём причина? Вот-вот, и в автосервисах, куда приезжал на ремонт клиент, тоже так подумали. И уверенно его заменили. И удивились: "Ничего не изменилось". И отправили клиента в путешествие: "Ищите профильный автосервис".

Увы, наш автосервис не профильный, такими автомобилями не занимаемся, но уж больно интересная неисправность была - потому и согласился взять эту машину на ремонт.

И пожалел. Потому что "универсальные" сканеры, которые "берут Hyundai от ТАГАЗа", на этот раз отказались с ним работать. Не связываются и всё: один сканер отказался, второй показал ахинею - вокруг лето, жара, а сканер доказывает, что температура двигателя "минус 40 градусов".

Тут я сначала обрадовался, показал клиенту, мол, посмотрите, проблема в датчике температуры! На что клиент грустно ответил: - А я уже менял этот датчик … ничего не изменилось …

Решил проверить. Подбросил старый датчик, проверил - всё тоже самое. Проверил оба датчика на сопротивление: с учётом погрешности оба датчика одинаковые - не короткозамкнутые, сопротивление одинаковое… чудеса, да и только.

Беру своё устройство: "Наборный резистор":


Это "Обычная сборка наборных резисторов на 100 Ом, 1 Ком и 10 Ком. При помощи этой сборки можно эмулировать различные условия, для, например, датчика температуры и др. подобного". Более подробнее см. здесь

При помощи наборного резистора меняю сопротивление в цепи и блок управления воспринимает это как изменение температуры: около точки кипения вентиляторы вдруг заработали в полную силу. Вывод такой: "Проблема не в датчике".

Но чудес не бывает. Значит, неисправность запряталась где-то глубоко и … близко. Надо просто подсобраться с мыслями. Но без "правильного сканера", который бы показал реальное положение дел не обойтись. Поэтому сказал клиенту, чтобы он подъехал завтра. А сам вечером достал свой "домашний" сканер, проверил его и попытался найти в Интернете хоть какие-то данные по этой машине…

Этот сканер хвалить не буду, скажу только, что "Сканматик-2" иногда очень здорово меня выручает. Охват у него не как у дилерского, но, например, диагностировать на нем раздатку "SS4-II" на Pajero4 очень и очень удобно. Даже удобнее, чем через MUT3.

Утром мы снова встретились с клиентом, подключил сканер и обрадовался: ого, тут настоящее море информации! Вижу уже реальные данные, реальную температуру и снова убеждаюсь в том, что датчик температуры не причём. Сканером активирую вентиляторы, вывожу их на разные обороты и понимаю, что цепь вентиляторов исправна, никакое реле не "залипло", всё включается и выключается.

Но просматривая "дата лист" насторожился: "А почему постоянно висит статус кондиционера "включён"?". Посмотрел на панель - "выключен". Посмотрел на дисплей сканера - "включён". Нажимаю кнопку кондишена - статус не меняется (для удобства и по привычке "кондиционером" называю "климат-контроль").

Тогда буду пробовать "зацепиться за флаг статуса". Смотрю ЭЛЕКТРОСХЕМУ, и вдруг вижу очень интересную штуку: как интересно устроена разводка электрических цепей! Когда водитель в салоне автомобиля нажимает кнопку кондишена, то сигнал сначала идёт в моторный отсек, потом возвращается оттуда на БУ. Почему так? А не проще ли было не тянуть 2 метра провода в моторный и два метра обратно, чтобы передать сигнал из одного блока в другой, которые находятся в 30 сантиметрах друг от друга в салоне автомобиля?

Интересно? Несомненно! А что у нас находится в моторном отсеке? Какая-то хитрость Производителя? Иначе, зачем было тянуть такие длинные провода туда и обратно?

Смотрю в моторном. Нахожу монтажный блок. С интересом открываю, смотрю, изучаю. И удивляюсь: никаких хитростей. Обыкновенная перемычка. Там просто стоит банальная перемычка, через которую сигнал приходит с салона и уходит обратно в салон!

Отсоединил провод, который идет к "мозгам". Вентиляторы замолчали. Посмотрел на дисплей сканера: статус "включён" пропал, флага нет, кондиционер выключен.


Внимательно рассмотрел монтажный блок. Обнаружил "зелень" и окисления. Вывод простой: вследствие длительной эксплуатации по нашим дорогам, которые щедро посыпают реагентами, неаккуратных моек подкапотного пространства высоким давлением, вовнутрь монтажного блока попала влага: произошло окисление и "наводка" электрического потенциала ("плюса") на контакт кондиционера. Вследствие этого "плюс" стал поступать на БУ, а тому думать не надо: "если есть "плюс" - значит, надо включать кондиционер"!

Ну что, менять монтажный блок в сборе? А сколько он стоит? Ого, свыше 10 тысяч. А если сделать проще и надёжнее? Предложил клиенту: - Давайте исключим из управления кондиционером монтажный блок. Оставим заводской провод, только соединим его снаружи монтажного блока.

Клиент согласился. А что - хороший вариант. Бюджетно и надёжно будет. Так и сделал: соединил провод снаружи монтажного блока, надёжно заизолировал - проверяем?

Включаем зажигание, заводим мотор - вентиляторы молчат. Включаем кондишен - всё работает как положено. И сканер показывает: "Все правильно работает!".

Так что запомнил: иногда не стоит искать логику Производителя. Иногда он делает так, как ему удобнее или как приснилось какому-то инженеру. А нам, диагностам, потом это расхлёбывать. Но искать эту неисправность было интересно!

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх