IV Конференция (день второй)

25.08.2016

IV конференция
Технологии авторемонта.
Диагностика современных силовых агрегатов

Как вы знаете, 24 августа 2016 года в Москве начала свою работу четвёртая конференция "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов".

Сегодня второй день конференции. И тема такая же увлекательная:
"Электронные системы и шины передачи данных современных автомобилей"

Лекцию читал Газетин Сергей Павлович:


Скажу как обычно: "Если кто-то его не знает…", то читайте:
Первое (официальное):
Технический эксперт компании "Интерлакен Рус", руководитель отдела обучения компании "АмЕвро", дипломированный инженер в области электроники, автор многих статей по автомобильной диагностике, практикующий диагност со стажем работы более 20 лет. Основная специализация - диагностика бензиновых и дизельных двигателей. Сертифицированный тренер по обучающим модулям "Vehicle Electrical Basics", "Vehicle Electrical Advanced", "Vehicle Electrical Multiplexing", "Diesel Diagnostics", "Turbocharger Systems" учебной академии DELPHI.
Второе (неофициальное, но точное, потому что говорилось от души):
- Как спец – супер! Как лектор – супер! Короче: если есть возможность его послушать – бросайте всё и со всех ног летите его слушать!

А послушать есть что, вот краткий перечень разбираемых вопросов:
1.1. Причины появления и распространения шин передачи данных, понятие мультиплексирования, способы передачи данных, виды и типы шин данных
1.2. Устройство шины CAN, её разновидности, физическая среда передачи данных, основные параметры и характеристики
1.3. Топология шины CAN, примеры различных вариантов топологии шины для ряда моделей основных производителей автомобилей
1.4. Принцип передачи информации по шине CAN, принцип доступа к шине, приемо-передающие узлы, доминантное и рецессивное состояние шины
1.5. Структура сообщения, виды сообщения: кадр данных, кадр запроса, кадр ошибки, межкадровое пространство, синхронизация
1.6. Назначение и содержание полей кадра: стартовое поле, поле идентификатора, поле данных, проверочное поле и т.п.

Ну вот, с официальщиной закончил, теперь буду говорить по теме лекции и вокруг неё.
Много ли было участников? Ведь по такому параметру, как "наполненность" зала, можно оценить успешность лектора и его востребованность, правильно?
И скажу так: "Смотрите. Свободных мест не было".



Эта тематика будет объясняться два дня, сегодня и завтра. Название лекции сложное: "Электронные системы и шины передачи данных современных автомобилей". Если сказать проще, то это шина CAN.
Вот тут (представляю), кто-то всплеснёт руками:
- Шина CAN? А что тут сложного?! Открывай Интернет – там всё написано! Читай, чеши затылок и вперёд!
И здесь надо улыбнуться. Неужели всё так просто? Неужели не надо посещать подобные лекции – надо только открыть Интернет, прочитать и сразу стать умным?
А вы откройте Интернет. Прочитайте. Прочитали? Что-то поняли? Если сразу поняли – поздравляю, вы Гений!
Нет, уважаемые, в "интернетах" написано много, написано пространно и не совсем понятно.
Там не написано "как оно крутится", то есть, "как всё работает, по каким законам, какие модели математического моделирования применяются и почему применяются. Вот например: представим себе автомобильного диагноста, который подключил сканер в диагностический разъём и смотрит на монитор. Смотрит и начинает удивляться: "Что за хрень на экране? Что за "кракозяблики"? Вот же сволочи эти производители сканеров, опять не смогли программу правильно сделать!".
Приблизительно так. Короче, представили. А знаете, почему так может получиться?
Причина очень простая и банальная: "Программист, который делал (ломал) программу, не знал, что "данный параметр надо делить на четыре".
Непонятно сказал? Тогда послушаем выдержку из лекции:
"… каждый идентификатор может отвечать за передачу до 8 байт данных…".
Например, ID 0х35В передаёт 8 байт данных:
00 39 4F 9A 72 00 00 00


Скорость мотора: 39 4F
Температура охлаждающей жидкости: 9А
Oil temperature: 72

Показания RPM передаются двумя байтами: 39 4F.
В десятичном ключе это выглядит так: 14671
Если разделить на 4, получим 3668 об/мин
Почему данные передаются двумя байтами – можете прочитать на фото ниже.


То есть, использована такая математическая модель, когда конечный результат в десятичном виде надо делить на 4.
Но не всё так просто. И если кому-то показалось, что правило "делить на 4" можно применять ко всем конечным результатам – увы, всё намного сложнее. Например: Температура охлаждающей жидкости передаётся в таком виде: "9А".
Делить на 4? Бред. А что надо делать? Смотрим десятичное значение для 9А, оно равняется 154. И в данном случае надо вычитать 64. Тогда и получится реальная температура, которая равняется 90 градусам Цельсия. Это вторая математическая модель применяемая для расшифровки данных по шине CAN. И таких "моделей" множество, для каждого конкретного случая – своя.


При измерении Oil Temperature правило "минус 64" тоже применяется.
Другой пример: ID 0х531 передаёт (это отображается в "поле данных") – А3 00 00 00. В нулевом байте передаётся информация о статусе состояния всех задних ламп. И теперь вы можете самостоятельно узнать состояние задних ламп по фото ниже:


Довольно подробно Сергей Павлович Газетин рассказал об особенностях передачи данных по шине CAN: "Передача более 5 последовательных доминантных (нулевых) бит запрещена протоколом".


А почему это сделано и для чего – об этом тоже было рассказано.




Так же были рассмотрены и другие вопросы, например: "Причины появления и распространения шин передачи данных, понятие мультиплексирования, способы передачи данных, виды и типы шин данных". Вот пример шинной архитектуры современного автомобиля:


Обратите внимание на блок "Gateway". Кстати, а вы часто обращали внимание на этот блок при работе с шиной CAN в случае, если соединения не происходило?
Ужасно интересная тема, между прочим!

Когда шли на обед (приём пищи был заранее организован устроителем Конференции – компанией Легион-Автодата, это сказал не зря, так как "война-войной, а обед по распорядку"), то поинтересовался у участника конференции Гордеева Сергея Николаевича (диагностика и ремонт гибридных автомобилей, город Екатеринбург, сайт: http://hybridservis.ru/o-nas ) насчёт блока Gataway на гибридных авто. И вот что он сказал:


- Не знаю как на остальных машинах, но на гибридах этот блок отвечает за перераспределение запросов, то есть, он пропускает "вперёд и вне очереди" самые важные на данный момент сообщения по шине CAN. Это один из вариантов …
А Сергей Павлович Газетин расширил эту тему, нарисовал простенький чертёж и довольно подробно и "почти по косточкам" разобрал эту тематику:


Вы что увидели на этом рисунке? А между прочим, это один из вариантов построения этого шлюза и его взаимодействия с шиной. На рисунке показано, что через разъём DLC можно сразу подключиться к каким-то блокам (ниже), и через шлюз – к другим блокам. Но есть и другие варианты построения и организации взаимодействия, тут уже всё зависит от Производителя и поставленных им задач.


Участники конференции внимали, слушали и записывали …





Ладно, остановлюсь, так как о лекции можно говорить бесконечно долго. Причём пытаться воспроизвести лекцию Мастера – это дело тяжелое, можно сфальшивить.

***

Если вы помните, то вчера я рассказал об автомобильном диагносте из города Пятигорска Бежанове Андрее Леонидовиче – своими руками он собрал изумительного качества "дым-машину".

А сегодня он показал ещё одно устройство для измерения давления в цилиндрах:



Рассказал коллегам об устройстве и о своей задумке:




***

Ну что, буду заканчивать описание второго дня 4-й конференции "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов". И даже не думаю какими словами закончить свой рассказ – за меня это сделает Корольков Алексей Александрович, автомобильный диагност из города Коломна (Подмосковье):


- Если оценивать конференцию по десятибальной шкале, то 10 баллов!


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата


наверх