Из жизни автосервиса - 4. ИнжКар

10.01.2016

Человека лучше всего узнать и понять по его рабочему месту.
Зачем это делать и кого узнавать?
Заинтересовали слова Сергея Павловича Газетина (если кто не знает этого человека, смотрите: http://goo.gl/xnjRNN ). А сказал он интересное:
- Здесь пост диагностики имеет процент успешных ремонтов 90-95%
Речь шла об автосервисе ИнжКар . Давайте познакомимся с этим диагностическим постом и с автомобильным диагностом Шоргиным Дмитрием Владимировичем:

Фото 1
Сразу скажу, что нимба вокруг его головы не увидел. Уже хорошо: с людьми, мнящими себя "гениями автомобильной диагностики" общаться трудно, чувствуешь себя муравьём в тени гениальности.
Ну, а что на рабочем месте и что в работе? Смотрим по порядку. Что-то в работе, что-то отложено по каким-то причинам.

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5
Спросил у Шоргина Дмитрия насчёт "процента успешных ремонтов". Это правда? Обычный и одновременно тестовый вопрос: если почувствуется высокомерность технического гения, то разговор не склеится. Но нет, услышал обычный, человеческий ответ:
- Процент успеха. И за счёт чего … за счёт того, что каждую машину ведём до конца. При условии, конечно, что клиент не забирает автомобиль.
- Может забрать? А почему?
- После изучения проблемы может выясниться, что дальше требуется проводить какие-то определённые арматурные работы, а это время и, соответственно, оплата этого времени. А не каждый клиент это понимает. Некоторые хотят так:
"- Вы мне, ничего не разбирая, подключите свой компьютер и скажите в чём причина".
Но так не бывает. Почти не бывает. А брать деньги за распечатку кодов ошибок … это разве правильно? И кроме того, гораздо интереснее покопаться, найти проблему. И устранить ёё.
Рядом как раз стоял "рояль в кустах" - автомобиль Ауди А6, переходная модель выпуска 1995 года с нестабильным холостым ходом. Не мешаю. Смотрю.

Фото 6
Есть куда подключиться и хоть что-то прочитать из блока управления.

Фото 7
Мотор древний:

Фото 8
Видно, что автомобиль использовался активно:

Фото 9

Фото 10
После внешнего осмотра и предварительных проверок:

Фото 11

Фото 12

Фото 13
Принимается решение использовать дым-машину:

Фото 14
Аппарат древний, говорят, что его привезли давным-давно и контрабандой, но работает исправно и надёжно.
Со спины слышу шаги, оборачиваюсь: ба, да это же Рязанов Фёдор, мой хороший знакомый ещё с 90-х годов прошлого века. И что здесь?
Как оказалось, в этом же здании он проводит свои занятия по обучению. Сегодня выходной, но решил забежать в техзону, посмотреть и покопаться – "тянет к железякам", наверное. Вместе они рассматривают полученную информацию от автомобиля.

Фото 15
После проведённых дополнительных проверок:

Фото 16

Фото 17

Фото 18

Фото 19

Фото 20

Фото 21
Возникло предположение, что неравномерность работы может возникать из-за "лишнего воздуха". Обратил внимание, что используется удобный комплект заглушек:

Фото 22
Проверка показала, что утечек не просто много, а "очень много":

Фото 23

Фото 24
Из впускного коллектора дым сочится в самых разных местах.

Фото 25
- И что дальше?,- интересуюсь у Дмитрия Шоргина.
- Сами видите. Многочисленные подсосы. Их сначала надо устранить, чтобы увидеть цельную картину неисправности. Что потом… так как клиент жаловался, что в основном нестабильный холостой ход чаще всего проявляется на морозе, то после устранения утечек надо оставить автомобиль на ночь на улице, и утром начинать проверки. Смоделировать подобное в тёплом помещении не получится.
За кадром осталось много дополнительных работ (это те самые "арматурные работы", необходимость которых отвергается (или ставится под сомнение) некоторыми владельцами автомобилей, хотя, по большому счёту, в большинстве случаев без них обойтись трудно или невозможно. Обратил внимание, что свечные наконечники, которые в этом моторе очень глубоко, вынимаются действительно удобным инструментом:

Фото 26
Другой автомобиль, другие проблемы. Ауди А6, мотор 2.0 TFSI.

Фото 27
Неравномерная работа на ХХ. Мотор подтраивает, но редко-редко. Блок управления, не видя критичного количества пропусков зажигания за определённый момент, "чек" не зажигает и цилиндр не отключает. Клиент самостоятельно поменял форсунку. Такие неисправности всегда интересные, есть о чём подумать …

Фото 28
И обменяться мнениями.

Фото 29
Кстати, герой нашего рассказа Шоргин Дмитрий Владимирович когда-то обучался на курсах диагностики у Рязанова Фёдора. Видимо, обучение пошло на пользу, вспомните слова Газетина Сергея Павловича в начале статьи.
На видео ниже комментарии по осциллограмме даёт Фёдор Рязанов, Шоргин махнул рукой: "- Он лучше расскажет".
Осциллограмма
Дмитрий Владимирович только подвёл черту:

Фото 30
- Скорее всего, тут механическая причина: или подвис клапан, или сломана пружина … одна из пружинок … может не дотягивать и клапан не успевает возвращаться. Или грязь на клапане, нагар, такое тоже часто бывает. Короче, надо разбирать и смотреть. На такой системе впрыска подобное бывает частенько.

В углу приютился Фолькваген В5 1999 года выпуска, 1.8 turbo:

Фото 31
В принципе, он уже готов, дожидается решения клиента. Готов как – решение по нему готово. А история жизни этого красивого мотора длинная и запутанная…
Ремонтировали этот автомобиль в другом автосервисе. Отремонтировали, начали заводить – не завелась машина. Притащили сюда. С утра пытались понять причину, к вечеру поняли, что проблема в программном обеспечении блока управления – залита непонятно какая прошивка, сто раз кем-то переделанная. Залили стоковую и мотор завёлся. Но его сразу же заглушили – "стучит". Значит, так его отремонтировали … это называется "кривая сборка мотора".
Но Дмитрий считает, что "сборка мотора кривая" (так называемый "тюнинг"), ещё и по другим причинам:

Фото 32
- Могу предположить, что этот датчик массового расхода воздуха работать будет некорректно … обратите внимание на разные диаметры … и вот здесь тоже намудрили:

Фото 33
- Датчик давления наддува в систему не врезан … как и клапан ограничения наддува … в принципе, давление можно и другим способом контролировать, но как "шить" и настраивать блок управления без этих параметров?

"Автосервис – это не только ремонт автомобилей"
Этот мотор планируется установить на какое-то плавсредство:

Фото 34
Двигатель от Ауди Q7, 4.2, турбо-дизель. Надо согласовать вот эти два блока управления с мотором:

Фото 35
Подключили, завели. Всё хорошо, обороты "видит", но давление не набирает. Детально ещё не разбирались, всё ещё впереди: ошибок, естественно, десятки, надо экспериментировать, отсекать лишнее, анализировать.
Спрашиваю:
- Два блока управления – это так задумано Производителем?
- Да, смысл в том, что этот двигатель имеет ещё аббревиатуру RS4. Это означает, что применяется два блока управления, "ведущий" и "ведомый", как говорит букварь. Между собой блоки управления обмениваются данными по шине Privat.
Что интересно: сами блоки управления фактически одинаковые и имеют один и тот же номер. Их можно заменять между собой, что очень удобно.
- А как тогда происходит определение "ведущий" и "ведомый"?
- Тут тоже просто: на блоке управления есть вывод (контакт режима или кодовый контакт), и если на него подан "плюс" (положительный потенциал), то этот блок управления становится "ведущим". Есть и другие варианты …
- Если блоки управления одинаковые, то в чём "фишка"?
- Не основной блок управления – "ведомый", служит, в основном, для получения текущих данных. Его процессор помогает обрабатывать данные для второго блока управления, процессор которого, в таком случае, свободен от обработки текущих параметров и занимается, в основном, обработкой сложных и окончательных расчётов. Это мои предположения, а "букварь" ещё говорит о том, что "ведущий" блок управления вычисляет данные для первого ряда цилиндров, а "ведомый" - для второго ряда. Кроме того, на "ведомый" блок возложены определённые функции для всего мотора, например, только он определяет пропуски зажигания всего мотора, всех восьми цилиндров.

После проведения диагностики автомобилей, Дмитрий отписывается по проведённым работам:

Фото 36
Так заведено, такой порядок.
"Неинтересный день"
Это не мои слова, так выразился Дмитрий Шоргин, когда мы с ним прощались.
- Сегодня день неинтересный,- сказал он,- обычная и рутинная работа, мыслям негде развернуться.
Очень хорошие слова. Хорошо сказал. Что ж, постараюсь приехать в другой день, который будет "интересным".
Что узнал из этого посещения? Если не разбрасываться и коротко, то так: "Перспективный автодиагност".

Кучер Владимир Петрович
© Легион-Автодата

Союз автомобильных диагностов

наверх