Lexus LX470. Снова предохранители

05.03.2016

Подобная неисправность может образоваться как на дорогом автомобиле, так и на дешёвом. Источник причины - "человеческий фактор"

Итак, начало: приехал клиент на Лексусе LX470 с жалобой на то, что при включении задней передачи, перегорает предохранитель в монтажном блоке, гаснет индикация "P-R-N-D…" на щитке приборов, спидометр перестаёт работать, АКПП "как-то неправильно переключается", управление раздаточной коробкой тоже не адекватно работает и пр.

Сначала подумал, что виновата нештатная камера заднего хода, отключил от неё питание. Но это, к сожалению, не помогло. Тогда пришлось открывать схему электрооборудования данного автомобиля и шаг за шагом постепенно продвигаться в поисках виновника короткого замыкания.

Следующим подозреваемым стал разъем прицепного устройства - фаркопа, но в данном случае, штатно установленного. Осмотр жгута разъёма фаркопа показал, что иду в правильном направлении. Вот тут и открылась вся картина: проводка сплавилась в монолит!

Вот тут и открылась вся картина: проводка сплавилась в монолит!
Несколько часов "хирургического" вмешательства, и жгут как новый.

Ну ладно, а что всё-таки стало причиной сплавления жгута проводки? Чтобы выяснить, надо внимательно сравнить установленные предохранители с их номинальными данными тока (А), на крышках монтажных блоков или с помощью программы МоторДата Профессионал.

Чтобы выяснить, надо внимательно сравнить установленные предохранители с их номинальными данными тока (А), на крышках монтажных блоков или с помощью программы МоторДата Профессионал.
И в монтажном блоке под капотом, мы видим установленный предохранитель на 30А защищающий цепь "TAIL" (габаритные огни), вместо 15А!

И в монтажном блоке под капотом, мы видим установленный предохранитель на 30А защищающий цепь "TAIL" (габаритные огни), вместо 15А!
Давайте попытаемся проанализировать и представить, как развивались события:
1. Вначале, жгут фаркопа не был надежно закреплён и стал перетираться об элементы кузова автомобиля.
2. Первым повредился провод на питание габаритных огней. Реагенты и соль сделали свое коварное дело, и образовалось первое КЗ (короткое замыкание) вследствие которого сгорел предохранитель на 15А.
3. По всей видимости, хозяин автомобиля (или другой "доброжелатель"), решили поставить предохранитель побольше и помощнее - авось прокатит!
4. Не "прокатило", правда, предохранитель перегорать перестал. А то, что под днищем провода стали плавиться, никто не подозревал.
5. Так постепенно КЗ дошло и до провода на питание фонарей заднего хода.

Часть вторая.

Время сейчас такое, что люди перестали выпендриваться покупкой новых авто и стали ремонтировать старые и очень старые автомобили - это выгоднее. На этой волне принесло ко мне на ремонт Toyota Prado выпуска приблизительно 1990 года. Проблема такая: по каким-то причинам стал плавиться предохранитель. Не вопрос, у клиента в заначке много, целая горсть - он спокойно ставит новый. Через какое-то время предохранитель снова плавится - снова достаёт из коробочки и снова ставит. Но, наверное, надоело. Приплыл ко мне:
- Плавятся предохранители,- сказал он,- ставлю новые - и они скоро снова плавятся. Запах неприятный.

Вот как. Человеку не нравится запах. А так бы, наверное, ездил и ездил? И ждал бы пожара? Автомобили горят быстро, как свечка … Снимаю панель в салоне, смотрю.

Снимаю панель в салоне, смотрю.
Картина Репина под названием "Приплыли". И хорошо ещё, что приплыл он вовремя. На фото видно, что один предохранитель уже расплавился, второй начинается плавиться, третий стоит на очереди.

Выковырял предохранители. Рассмотрел. Ну, что и требовалось понять: предохранители ВСЕ китайские! А они вот какие:
- плавкие вставки или перегорают при небольшом токе или наоборот - не перегорают даже при большом токе
- корпус китайских плавких предохранителей (пластмасса), может расплавиться даже при небольшом нагреве и заплавить посадочное место для предохранителя
- ножки китайского "предохранителя" тонкие, гнутся при нажатии и могут даже сломаться при установке в посадочное место
- если серьёзные производители изготавливают предохранители на основе точных расчётов и длинных испытаний, то товарищи китайцы этим не заморачиваются: увидел китаец на свалке проволочку - и уволок в свой подвальчик, где на коленке делает предохранители и потом с удовольствием продаёт партиями русским коллегам.
"Toyota Camry "Предохранитель. Это важно?"

Для более лучшего понимания "Почему НЕЛЬЗЯ ставить в свой автомобиль китайские предохранители", процитирую:
"Русский ученый Ленц и английский физик Джоуль одновременно и независимо один от другого установили, что

При прохождении электрического тока по проводнику количество теплоты, выделяемое в проводнике, прямо пропорционально квадрату тока, сопротивлению проводника и времени, в течение которого электрический ток протекал по проводнику".

Приведу графическое понимание:

Приведу графическое понимание
Вот именно по причине наличия такого Закона автомобили классно горят!

Кстати, даже несмотря на уверения продавца, что "Это супер-предохранители! Себе ставлю!", вы можете самостоятельно определить страну-производителя по цвету предохранителя: китайские умельцы часто не могут найти на свалке около дома пластмассу нужного цвета, и лепят "из того, что было". На самом деле в принято различать предохранители строго по цвету:
1 Aмпер - чёрный
5 Aмпер - оранжевый-жёлтый
7,5A - коричневый
10A - красный
15A - голубой
20A - жёлтый
25A - белый
30A - зелёный
40A - оранжевый
60A - голубой
70A - коричневый
80A - светло-жёлтый
100A - сиреневый
И запомните, цвет должен быть ясным и понятным, а не каким-то там "перламутрово-похожим".

P.S. Пусть эта статья пополнит копилку материалов на тему "Человеческий фактор и стоимость ремонта":

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС»
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов


наверх