Mitsubishi Galant. Сервопривод заслонки

10.12.2014

"Заниматься ремонтом автомобильной системы кондиционирования – не сахар!", прочитал однажды на каком-то форуме. А что, человек прав. Прежде чем добраться до какого-либо узла, надо много чего открутить, снять, разобрать, короче, "мама не горюй".

Клиент был человеком продвинутым, сразу же выставил свою версию неисправности: "Слетела тяга привода заслонки". А почему именно она? Интересно, расскажите…оказалось вот что: не сразу, а постепенно стало всё труднее регулировать положение "тепло-холод". Ставит человек "тепло", а оно не ставится. Причём, где-то внизу, около ноги пассажира что-то начинает шоркать, поскрёбывать, хрумкать – словно маленькая мышка там завелась. А итог таков:
- Слышу как мотор привода работает, а тепло не идет. А если мотор привода работает, а тепла нет, значит привод просто не открывает заслонку.

Логически всё правильно. Но разбирать всё-равно придётся. Этим и занялся:

Но разбирать всё-равно придётся.
И если посмотрите на фото повнимательнее, то увидите, что разбирать не так уж и много, тут главное понимать последовательность, что за чем идёт при разборке, а потом при сборке.

Посмотрел.. Ну что, у нас "шоркает, грызётся, хрумкает и шоркает" где-то внутри исполнительного механизма. Заодно посмотрел контакты. Тут всё нормально и без претензий:

Тут всё нормально и без претензий.
Добрался до исполнительного механизма. Все тяги и рычаги на месте, ничего не слетело!

Все тяги и рычаги на месте, ничего не слетело.
Внешне – никаких претензий, всё чистенько, аккуратно. Ну что ж, надо разбирать. Аккуратно раскрыл, посмотрел, с первого взгляда ничего криминального:

Аккуратно раскрыл, посмотрел, с первого взгляда ничего криминального.
Но "дыма без огня не бывает", это мы знаем, поэтому смотрю внимательнее и нахожу причину "шорканья":

Но "дыма без огня не бывает", это мы знаем, поэтому смотрю внимательнее и нахожу причину "шорканья".
Пластмассовая шестеренка. Видите на ней отсутствие одного зуба? Это и явилось причиной неисправности. Ну что ж, подобное уже встречалось, и тогда я вышел из ситуации изменением сектора работы двух шестеренок. Получится ли здесь сделать такое же?

Попробовал. Не получилось. И так пробовал, и эдак – не получилось. Не совпадают сектора и всё тут. Ну что, отправлять клиента искать новый исполнительный механизм?

Поднял голову, посмотрел на улицу: холодно, ветер гонит снег, а клиенту от меня ехать и ехать. Ну и куда он поедет в холодной машине? И тем более просит сделать "хоть как-нибудь, чтобы тепло было…".

Подумал: "А что если попробовать исхитриться и …". Посмотрел на часы. Время есть, вечер, на плане машин на ремонт больше нет, если сосредоточиться, то можно попробовать исправить положение очень простым способом…

Да, заниматься "исправлением ошибок" сейчас, в наше время, когда можно купить в магазине или на разборке практически любую деталь – есть ли смысл? Но человек просил. Да и потренировать свои мозги и руки не помешает. И решил проблему вот таким простым способом:

И решил проблему вот таким простым способом.
На фото выше моё решение проблемы. Сразу скажу, что это сделано временно, постоянно с таким ездить нельзя, а вот доехать до места и потом заменить неисправную деталь – почему нет?

Это обыкновенная канцелярская скрепка. Конечно, пришлось немного включить мозги. Тонким сверлом высверлил отверстие, куда вставил один конец скрепки. Второй конец был обёрнут вокруг оси. Получилось две точки крепления, вполне надёжное решение (временное, ещё раз повторяю).

На фото ниже можно увидеть крепление с другой стороны. Нет, нормально сделано и "временно надёжно".

На фото можно увидеть крепление с другой стороны.
Сделал. Показал клиенту. Несколько раз сказал, предупредил, что "сделал как просили, но это всё временно, это всё надо будет потом снять и заменить на новый актюатор, договорились? И вот что ещё, главное: гарантии на свою работу не даю. Сделал так только для того, чтобы вы не замерзли. Будет ли держаться? Будет. Но, повторяю, без гарантии. Как просили…".

В автосервисе нельзя работать без выдумки. Кто-то скажет, что заниматься подобным невыгодно экономически, не заработаешь, да и проблем себе можно огрести на полную голову, не разгребёшься – да, соглашусь! Но на такое решение меня подвигло желание проверить ещё раз свою "мысль инженерную", не закостенел ли я в постоянном общении со сканерами и прочей электроникой? И как оказалось, нет, не закостенел, мысль ещё живая. Чего и вам желаю.

***

Встретил этого клиента где-то через месяц. Поздоровались. Ну как, спросил я, заменили актюатор, поставили новый, как сейчас печка работает?

Ответ удивил:
- Ничего не менял! Всё работает просто замечательно.
- Ну вы же в курсе, что сделано было временно? И я гарантии не давал, помните? Сломаться может в любой момент.
- Меня и так устраивает.

Ну, хозяин, как говорится, барин. А я доволен тем, что удалось потренировать мозги, применить нестандартное решение и заставить работать этот актюатор. Пригодится. Уверен.

Кудрявцев М.Е.
© Легион-Автодата

Кудрявцев Михаил Евгеньевич (ник на форуме Легион-Автодата - AVTEL)
г.Москва, ул.Суздальская, д.9, автосервис "ВТС". Тел.: +7 (916) 626-71-98. Союз автомобильных диагностов

наверх