Mitsubishi Lancer 9. Клапан IACV

25.01.2015

Типичные неисправности

У каждого автомобиля и у каждого производителя есть автомобили, которые имеют так называемые "типичные неисправности". То есть, это такие неисправности, которые повторяются на каждой второй машине (плюс-минус).

Mitsubishi Lancer 9 выпуска 2005-2006 годов, который оказался у меня на ремонте, имел ярко выраженную неисправность: "Плавание оборотов холостого хода, неадекватное реагирование на включение кондиционера или освещения". При первичной проверке создалось такое впечатление, что когда включаешь кондиционер, то регулятор оборотов не успевает среагировать на изменение нагрузки на двигатель, запаздывает, а когда спохватывается, то не всегда может выровнять снизившиеся, а потом поднявшиеся обороты или наоборот. Никаких ошибок в памяти не оказалось. Это немного хуже, потому что код неисправности P0505 (Цепь привода регулятора холостого хода) помог бы очертить круг поиска:
  • Обрыв или короткое замыкание в цепи привода регулятора холостого хода или плохой контакт в разъёме.
  • Отказ блока управления двигателем (если авто на "механике)
  • Отказ блока управления двигателем/коробкой передач ( если авто на "автомате")
Но нет так нет. Есть хорошее выражение: "Чтобы что-то ремонтировать – надо знать как оно работает". Очень правильное выражение и как раз для нашего случая. Как работает система поддержания оборотов? Если знаете досконально, то можете не читать, скажу для тех, кто ещё "плавает" в этом вопросе – пригодится наверняка.

От чего зависят обороты холостого хода и почему они изменяются? Обороты ХХ зависят от нагрузки на мотор и внешних условий. "Нагрузка" - это тот же самый кондиционер, как в нашем случае, включение фар и т.п.

А изменение оборотов или их оптимизация на определенном уровне происходит при помощи регулирования расхода воздуха, которое проходит через байпасный канал в корпусе дроссельной заслонки.

Расход воздуха регулируется при помощи шагового электродвигателя и штока с винтовой передачей связанного с ротором шагового мотора. Когда блок управления "видит", что имеющиеся обороты не соответствуют заданным условиям, он подаёт сигнал и приводит во вращение ротор электромотора и шток начинает двигаться в одну или в другую сторону. Перемещение наконечника штока влияет на расход воздуха в байпасном канале корпуса дроссельной заслонки, и обороты уменьшаются или увеличиваются в соответствии с поданными командами от блока управления.

Подчеркну: перемещение штока происходит только по командам блока управления по его алгоритмам. И так как блок управления постоянно получает сигналы от других устройств и датчиков, то он так же постоянно проводит корректировку положения штока, тем самым устраняя отклонения от заданного числа оборотов. При помощи т.н "обратной связи" блок управления постоянно знает положение штока, тем самым помогая мотору поддерживать заданное число оборотов.

Не помешает знать, что управление регулятором холостого хода происходит постоянно, с частотой 125 импульсов в секунду. Количество шагов, на который может двигаться шток, составляет от 0 до 120.

Наглядно алгоритм работы можно увидеть ниже:

Наглядно алгоритм работы можно увидеть.
С этим разобрались. Но прежде чем заниматься снятием регулятора холостого хода, надо проверить состояние самой дроссельной заслонки. Это еще одна типичная неисправность этих автомобилей – "выработка заслонки".

На фото ниже показан один из примеров этой типичной неисправности: при наличии подобной выработки дроссельной заслонки отрегулировать частоту оборотов ХХ вряд ли получится.

На фото ниже показан один из примеров этой типичной неисправности: при наличии подобной выработки дроссельной заслонки отрегулировать частоту оборотов ХХ вряд ли получится.
Фото взято из статьи по адресу

Вот теперь можно приступить к осмотру и проверке непосредственно регулятора холостого хода. Существует много вариантов проверки, но я предложу свой, проверенный, потому что на мой взгляд, он и быстрый, и надежный.

Для этого берем самодельно изготовленное устройство для проверки:

Для этого берем самодельно изготовленное устройство для проверки.
1 – светодиод контроля работы прибора, 2 – вкл/выкл, 3 – реверс, 4 – штекерная колодка

Принцип работы данного устройства:
- снимаем штатный разъем с регулятора ХХ на автомобиле
- подсоединяем прибор
- выбираем направление работы регулятора ХХ (вперед\назад)
- визуально наблюдаем исправность\неисправность регулятора ХХ
Фото взято из статьи по адресу:

Итак, проверяем. И визуально наблюдаем, что шток работает (ходит туда и сюда) как-то рывками, а иногда его даже "закусывает".

Тут уже делать нечего, надо разбирать и докапываться до причины. Что оказалось и почему так работает регулятор холостого хода – смотрите на фото:

Это шток и на его "теле" хорошо видна выработка, которая и вызывала неисправность
Это шток. И на его "теле" хорошо видна выработка, которая и вызывала неисправность: "Плавание оборотов холостого хода, неадекватное реагирование на включение кондиционера или освещения".

Сами понимаете, что от блока управления тут ничего не зависело – он подавал команды, но регулятор ХХ просто не мог их выполнить по причине износа и временных подклиниваний.
Так что теперь вы знаете ещё две "типичные неисправности", зная которые, ремонтировать автомобили будет быстрее и веселее.

А тут видео по теме этого ремонта:



Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов

наверх