Mitsubishi Lancer 9. Проводка SWS

05.02.2015

Истинный и ложный путь поиска

Давно уже понял: не стоит усложнять и так сложную задачу по диагностике автомобиля. Сам когда-то начинал поиск неисправности с самого сложного, потому что казалось, что неисправность именно там – "в сложности". Но по факту получалось наоборот. В результате увеличивалось время поиска и устранения неисправности. Но чем больше занимался диагностикой и ремонтом, тем чаще вспоминал слова из анекдота: "Учите матчасть!". Золотые слова.

Приведу простой пример: автомобиль Mitsubishi lancer. На ремонт машина попала с довольно странным дефектом: "При включении зажигания сразу начинают работать стеклоочистители". Автомобиль, как можно увидеть на фото, не первой свежести и неухоженный.

Автомобиль, как можно увидеть на фото, не первой свежести и неухоженный.
И так как наш автосервис специализируется именно на Mitsubishi и Toyota, то за дело взялся с удовольствием (мол, плавали – знаем. Щас быстренько всё починим). А на деле оказалось по-другому.

С чего начинаем диагностику, помните? "Сначала находим область неисправности. Сужаем область до города, потом до квартиры, потом стучимся: "Привет, неисправность!". Приблизительно так.

Что у нас? Сразу начинают работать стеклоочистители? Хорошо, а что отвечает за стеклоочистители, какая система, или там всё просто, одним выключателем и всё?

И вот тут на память приходит аббревиатура ETACS. Потому что на всех форумах и сайтах о ней говорится подробно. Если разговорным и привычным языком говорить, то это "система комфорта для водителя". Стеклоочистители к ней относятся? Конечно, как же без них можно ехать в дождь или в снег?

Знаем, что система ETACS используется для централизованного управления различными временными и сигнальными функциями, помогающими улучшить управляемость автомобиля и комфорт водителя. ETACS обладает входной проверочной функцией, которая позволяет проверить исправность цепи от входного выключателя к микропроцессору. Связь между электронными системами автомобиля под управлением блока ETACS осуществляется при помощи однопроводной мультиплексной проводке SWS (её аналог шина LIN, о ней можно почитать в статье на портале Легион-Автодата по адресу или в книге компании Легион-Автодата).

А что такое мультиплексная электропроводка SWS? Это проводка, которая позволяет передавать несколько сигналов по единственному проводу, что позволяет существенно снизить вес и упростить электропроводку, которая на современных автомобилях становится всё более сложной вследствие увеличения числа установленных на автомобиле электрических устройств. Электрическая схема выполнена таким образом, что работа основных систем и устройств, обеспечивается даже в том случае, если мультиплексорная система связи неисправна. Почитать об этом можно в статье на портале Легион-Автодата - "Mitsubishi Lancer 9. SWS system"

Прочитали? А теперь можете отложить в сторону прочитанное. Потому что знать, что такое система ETACS надо, это бесспорно, однако искать неисправность опираясь только на прочитанное – это путь ложный, тут вы в поиске неисправности уйдёте далеко и не вернетесь.

Да, компания Мицубиси применяет на своих автомобилях систему ETACS, эта система "завязана" на множество конечных потребителей, в том числе и на стеклоочистители, с которыми возникла проблема на этом автомобиле.

Однако, если не знать одного важного нюанса, то можно убить день на поиск неисправности и ничего не добиться. А нюанс состоит в том, что надо знать:

Во-первых: с какого года и на каких конкретно моделях (кузовах) компания Мицубиси применяет систему ETACS, которую можно или нельзя настроить из салона автомобиля или при помощи дилерского сканера.

Конкретно на этой машине все основные функции системы ETACS были вшиты на заводе и настроек не имели (и теперь представьте, что если вы не знаете вот такого маленького нюансика и будете пытаться сделать то, что машина не может делать?).

Во-вторых: надо знать, что предприняла компания Мицубиси для того, чтобы в случае выхода из строя ETACS, SWS водитель смог доехать до автосервиса в любую погоду – в таком случае стеклоочистители нужны по-любому.

Для этого было придумано простое и оригинальное решение: в случае выхода из строя ETACS,SWS дать возможность водителю управлять стеклоочистителями отдельной линией управления не завязанной на вышеперечисленные системы.

Где смотрю схемы? А где удобнее на данный момент. Это могут быть "родные" руководства, они тоже всегда под рукой, однако, говоря откровенно, мне в последнее время становится всё ленивее листать официальные мануалы без особой необходимости, так как английский язык хоть и знакомый, но как-то мозги путает, особенно под конец рабочего дня. Если надо быстро глянуть какие-то схемы или расположение какого-то компонента, мне удобнее открыть программу МоторДата Профессионал, (это быстро, удобно, ничего не надо переводить и, не дай Бог, запутаться в техническом переводе – всё по-русски.).

Если надо быстро глянуть какие-то схемы или расположение какого-то компонента, мне удобнее открыть программу МоторДата Профессионал.
Дважды кликаю и попадаю на монтажный блок:

Дважды кликаю и попадаю на монтажный блок.
Еще раз дважды кликаю и попадаю на расположение:

Еще раз дважды кликаю и попадаю на расположение.
Во время осмотра, изучая жгуты проводов под капотом, возникло некоторое подозрение и поинтересовался у клиента, а не была ли машина битой, не попадала ли в аварию? Ответ положительный. Уже хорошо. А что может случиться при ремонте? (при условии того, как пишут на многочисленных технических форумах: "руки бы вырвать тем ремонтникам").

Была авария – машину восстанавливали. Что-то делали под капотом. Жгуты трогали? Скорее всего. А могли сделать работу некачественно? Могли. Если дворники начинают работать при включении зажигания – что может этому способствовать? Что не так сделали?

Из своих предыдущих ремонтов знаю, что на подобных автомобилях есть система аварийного включения дворников при неисправности системы ETACS. И провод – коричневого цвета, должен идти в жгуте в подкапотном пространстве. Внимательно осматриваю и нахожу:

Внимательно осматриваю и нахожу.
Жгут перетёрся и окислился. И если на поверхности жгута такое творится, то внутри, скорее всего, дела обстоят похуже …

Расплетаю жгут, вижу неисправность, от которой дворники начинали работать при включении зажигания:

Расплетаю жгут, вижу неисправность, от которой дворники начинали работать при включении зажигания.
Стрелочкой указывать не буду, всё видно хорошо.

А компании Мицубиси ставлю большой плюс в её карму: фирма сделала хороший и надёжный запасной вариант включения дворников: аналоговый способ работает чётко и подводит редко. А у нас причина неисправности опять в "человеческом факторе".

Один из моментов ремонта вы можете пронаблюдать на видео:

И ещё пару слов: при выключенных дворниках на этом коричневом проводе, сопротивление должно быть не меньше мегаома!

Надеюсь, что приведённый мною ложный и истинный путь поиска неисправности поможет многим моим коллегам?

Всем, как обычно, удачных ремонтов!

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов

наверх