Момент затяжки

В какой автосервис не стоит ехать ремонтироваться
20.04.2017

За эту статью меня в автосервисах проклянут столько раз, сколько раз клиенты зададут такой вопрос:
- А затягивать вы будете динамометрическим ключом?
Сервисмен сначала удивится, потом пробурчит под нос насчет "начитались, блин, интернетов", и ответит увесисто:
- Я уже десять лет (пятнадцать, двадцать, тридцать) работаю в автосервисе и ещё ни один клиент не жаловался!
Если клиент окажется настырным и продолжит спрашивать насчёт "момента затяжки", или "А у вас есть таблица затяжек КОНКРЕТНО на мой автомобиль?", клиенту ответят веско:
- Вы у меня уже чёрт знает какой тысячный клиент, так что можете не волноваться! И у меня ВСЕ таблицы есть!
Но сами знаете, что клиенты могут быть не только настырными, но и въедливыми, могут и дальше спросить:
- А я вот в статье читал …
Здесь клиента могут или выгнать, или снизойти до него и лениво спросить "в какой-такой статье". Выслушают ответ, и мягко, как психиатр больному ответить:
- Вы знаете, эти все пачкуны-журналисты такие …,- и рукой махнёт, мол, тут всё ясно, тема исчерпана, разговор окончен.



Двадцать с лишним лет назад, когда я открывал свой первый автосервис, то первым делом заказал, купил и с удовольствием развернул посылку вот с таким содержимым:


Не буду утверждать, что приобрёл именно такой, фото показал для понимания темы нашего разговора.

Теперь коротко об устройстве, смотрим на фото:


Обращаем внимание на важное для нас: "основная и вспомогательная шкала".
Перед началом работы сверяемся с мануалом (руководством), запоминаем или записываем рекомендуемые усилия, выставляем значение на первой и второй шкале и приступаем к работе: при достижении требуемого усилия в 90, например, Нм, услышим щелчок, который говорит о том, что требуемое усилие закручивания достигнуто. Просто и гениально.
Для справки: Ньютон-метр (русское обозначение Нм, международное Nm) — единица измерения момента силы в Международной системе единиц (СИ). Один ньютон-метр равен моменту силы, создаваемому силой, равной 1 Н, относительно точки, расположенной на расстоянии 1 м от линии действия силы. (wikipedia)

Для чего нужен динамометрический ключ?
Каждый болт и каждая гайка в вашем автомобиле закручена с определённым усилием, которое было определено на стадии проектирования автомобиля (узла), на основе компьютерного моделирования и последующих натурных испытаниях.

Можно ли обойтись без динамометрического ключа?
Можно. Для интереса встаньте около шиномонтажа (практически любого) и понаблюдайте: увидите много интересного – работник шиномонтажа использует свой пневмогайковёрт с одним и тем же усилием для Жигулей, для Лэнд Крузеров и для остальных автомобилей. Обойтись без динамометрического ключа можно, так и делается в нашей действительности, но так делать нельзя.
А если попробуете спросить или посоветовать работнику автосервиса "делать как положено – с правильным усилием", то будете или посланы далеко, или одарены молчаливым презрением: " -Я уже тысячу авто так закрутил и всё нормально!".
Логично. Но есть ли уверенность, что ваше авто, которое будет "тысяче-первым", не потеряет колесо где-то через пятьсот километров? Или, например, после капитального ремонта через те же пятьсот километров из-под капота не повалит пар, вследствии "пробитой" прокладки, которую или НЕдотянули, или ПЕРЕтянули?
Недокрученные гайка или болт могут открутиться, перекрученые могут как лопнуть, так и приобрести эффект "потянутой резьбы" - такие впоследствии использовать нельзя (но используют).

Почему написал эту короткую заметку: "Достало". Например, на ЛЮБОМ шиномонтаже, за исключением редких, ВСЕ колёса на ВСЕХ автомобилях затягиваются одним и тем же моментом. Но это же ужасающая техническая неграмотность? И все ходят мимо, смотрят и... не знают или не хотят знать.

В автосервисах работы по "капиталке" мотора зачастую проводят БЕЗ использования динамометрического ключа. Бред полнейший - но делают и будут так делать.

Моторное масло меняете? А знаете КАК правильно надо делать?Не знаете, потому что ДОВЕРЯЕТЕ, а вас в большинстве автосервисов ОБМАНЫВАЮТ. Нет, говорю не о том, что масло вам могут и не поменять, об этом рассказал автодиагност и чип-тюнер из подмосковной Электростали Алексей Ниточкин (его статьи по двум адресам на портале компании Легион-Автодата: статьи в общем разделе и статьи в разделе по чип-тюнингу ). Так вот, он красиво рассказал о ремонте американского авто, с которым ему пришлось бороться, а первопричиной неисправности явился тот факт, что в моторе этого авто ОЧЕНЬ долго моторное масло не меняли вообще.
А обманывают автовладельцев тем, что при замене масла пробку в картере закручивают, но как-то не особенно обращают внимание на то, чтобы на пробке было специальное уплотняющее колечко. закручивают без него. закручивают туго, надёжно и на века. А что может случиться – сами понимаете. Впрочем, на некоторых моделях этого уплотнения нет конструктивно, но владельцу авто это надо знать для того, чтобы КОНТРОЛИРОВАТЬ. А не будете контролировать – будете вечным авто-лузером.

Можно привести ещё много примеров, когда в автосервисах те работы, где требуется использование динамометрического ключа, проводят БЕЗ этого инструмента – обычными гаечными ключами. Причина такой ситуации в большинстве российских автосервисов застарелая: в десятках тысячах российских автосервисов работают люди, которые пришли туда работать исключительно "по зову сердца и денег". Второе встречается чаще. У них нет ни специального образования, ни какого-нибудь сертификата на проведение определённых работ – НЕТ НИЧЕГО, кроме желания заработать.

И только в редких автосервисах работают реальные профессионалы. И вам повезёт, если вы попадёте именно на такого. Не будут тут растекаться мыслями, мол, у нас в стране отсутствует грамотная система подготовки специалистов для автосервисов, вот у дилеров подобное есть, а за стенами дилерских центров всё остальное шевелится "по зову сердца и денег". Такое говорить смысла нет, нам, автовладельцам, только остаётся уповать на "авось, повезёт!", или, как постоянно говорю, "иметь своего личного и проверенного автомобильного доктора".

Технический уровень большинства автосервисов, как вы поняли из этой заметки, оставляет желать лучшего - автовладельцы НИКОМУ не нужны, а на государственном уровне такие проблемы не в приоритете, и долго ещё будут такими. Что остаётся: надо собраться, сесть, подумать и задать себе единственный вопрос: "КУДА ЕХАТЬ РЕМОНТИРОВАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?" Если у вас ещё нет своего личного автомобильного доктора, то откройте интернеты и посмотрите, почитайте отзывы... А эту заметку заканчиваю, и желаю коллегам-автовладельцам единственного: "Хорошего вам автосервиса!".

P.S. В тексте есть слово "контролировать". Вроде стыдное слово, как это так - контролировать того, кто должен работать без контроля. Но до тех пор, пока в нашей стране не будет создана работающая система регулирования автосервисов - до тех пор большинство автовладельцев будут естественными авто-лузерами, которых разводит каждый второй автосервис.


Кучер В.П.
© Легион-Автодата


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов



Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV)  с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV) с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Mercedes-Benz W124 1985-93 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях)
Mercedes-Benz W124 1985-93 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях)
Audi 100/A6 1991-97 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт.ТО. Эксплуатация (в фотографиях)
Audi 100/A6 1991-97 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт.ТО. Эксплуатация (в фотографиях)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Murano модели Z52 с 2016 с бензиновым двигателем VQ35DE (3,5 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Murano модели Z52 с 2016 с бензиновым двигателем VQ35DE (3,5 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Subaru Forester 2010-13 с бензиновыми двигателями FB20B(2,0), FB25B(2,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Subaru Forester 2010-13 с бензиновыми двигателями FB20B(2,0), FB25B(2,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Oleh
19 Мая 2017 16:52
На картинке у ВАС не динамометрический, а предельный ключ. А статья- годная. Особенно для новых автомобилей с крепежом без запаса прочности.
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами