Неисправность компьютера

10.05.2002

 нижеприведенный материал – не статья, это попытка «общественно помыслить», вопрос этой неисправности был вынесен на форум 4 марта 2003 года,-
 
«История болезни» этой машины – Toyota Mark 2 с двигателем 1JZ-GE ( там система VVT-I стоит) выпуска 1999 года такова :
 
Вечером клиент поставил машину на стоянку, по его словам "поставил нормально, работала как часики" а утром, начиная ее заводить – завел, но с трудом, и она работала «как-то странно», по его словам ( надо так понимать , что «троила» ?).
Он ее оставил, пришел позже, начал опять заводить, а она – нет, не заводится.
Крутил он долго, до «одурения», и потом она у него «рванула», то есть, воспламенились пары в картере (?), согнуло шатун 4 цилиндра, пробило дырку в картере ( то есть, «накачал» бензин в картер, надо полагать столько, что ого-го…).
Отдал он машину в ремонт.
Там ее делали-делали, вроде бы сделали, но «не было искры», то есть,  искра была только на первом цилиндре, один раз «искрила, и – все.
Отдали машину по этому поводу мне, «типа – надо найти искру».
Я начал проверять и остановился на том, что там просто (пока что) нет компрессии. Решил так же не испытывать судьбу – какой смысл «крутить» двигателем, если там внутри что-то не в порядке?
Отдали ее другому мастеру (Вадиму), он компрессию «нашел» ( была неправильно установлена система VVT-I) и перекатил машину опять ко мне.
Я начал ее смотреть.
Что увидел :
Действительно, не было искры на шестом и первом цилиндрах ( там стоит три катушки на 6 цилиндров, вам знакома эта система). Не было искры «как» :
Сначала она появлялась ( одна искра), а потом все, пропадала, сколько ни крути. На всех остальных цилиндрах искра была нормальной, а вот с этого канала – нет. Не было.
Для начала я проверил сигналы Ne-G, на нижнем рисунке синим – сигнал коленвала, белым – сигнал распредвала.
 
comp_b1.jpg
  fig#1
 
сигналы есть и, вроде бы, нормальные?
 
comp_b5.jpg
  fig#2
,-это увеличенный сигнал коленвала
 
 
comp_b3.jpg
  fig#3
 
,-это увеличенный сигнал распредвала
 
comp_b4.jpg
  fig#4
,-это ДВА сигнала вместе ( увеличенно), все вроде бы нормально?
 
 
comp_b5.jpg
  fig#5
,- это те же самые сигналы , но в другом увеличении , что бы все внимательно рассмотреть, синхронность присутствует.
  Начал проверять сигналы, которые «выдает» компьютер на коммутатор.
На  следующем рисунке приведен именно тот сигнал, который «обрывается» - вы видите, что сначала сигнал ЕСТЬ, А ПОТОМ ЧТО-ТО НЕПОНЯТНОЕ ИДЕТ…всплески какие-то.
comp_b6.jpg
  fig#6
 
,- а вот на рисунке ниже приведено уже ТРИ сигнала, те, который "приходят" от компьютера  на коммутатор : синий – это тот, который пропадает, розовый – сигнал на вторую катушку, которая работает, белый – сигнал на третью катушку, которая работает тоже.
То есть, два сигнала от компьютера приходят нормальные, а вот один – после первого «всплеска» - пропадает.
 
comp_b7.jpg
  fig#7
,- начал я смотреть, что конкретно приходит «изнутря» самого компьютера.
Нашел  «начальную» микросхему, которая управляет (через цепочку) небольшими транзисторами, подцепился к «ногам» микросхемы под номерами
A - B - C
comp_b9.jpg
 
fig#8
 
,-и что увидел :
 
 
comp_b8.jpg
 
  fig#9
 
,-вот эта осцилограмма вверху – сигналы, которые «уходят» от микросхемы с ног B-C
На рисунке приведен только один сигнал, с  «ноги» C, но и с «ноги»  B сигнал точно такой же.
А вот с «ноги»  A – сигнала НЕТ ВООБЩЕ.
Что бы вы сказали по этому поводу?
 
Неисправность самого компьютера?
 
Но это такая редкость…
 
Сам знаю, что компьютер сам по себе из строя выходит очень и очень редко, ему "желательно помочь", но и предпосылок не было ( по словам клиента).
Сижу вот и думаю – гадаю : неисправность компьютера? Что-то еще? Возникает и такой еще вопрос : по каким таким причинам "есть первый и последний всплеск импульса и - все, тишина". Я не такой уж "крутой" электронщик, может быть у кого-то есть свои мысли по этому поводу?
 
Да, было и такое предположение, что «собрали неправильно», но неисправность «родилась» еще ДО ТОГО, как двигатель начинали ремонтировать.
 
А вы как считаете?
 
Это не статья, это просто вопрос, размышления, можно сказать.
Именно с таким столкнулся впервые, и решил вот вынести этот вопрос на Новый форум.
 
Спасибо всем, кто дочитал-просмотрел до конца.
 
 
P.S,- да, в форуме посоветовали правильно : "проверить, Что и Какие сигналы приходят на саму эту микросхему". Что и буду делать завтра. Как только спина пройдет. Спасибо всем ответившим.
Послесловие от 8 марта 2003 года :
Итак, говоря языком складских рабочих, "подведем итогО",-
Вся наша беда в том ( моя лично беда ), что иногда, при работе просто-напросто не хватает Информации, Интуиции, а так же и - Знаний.
Проверив при помощи "перекидки дорожек" такой вариант, как "исправность и целостность" нашего подозреаемого канала с которого идет "неправильный" сигнал 
см. fig#6 ), проконсультировавших со всеми заинтересованными товарищами, которые ответили на эту мою статью-вопрос, был сделан предварительный и немного "гениальный" вывод о том, что причина неисправности - в компьютере.
Свою роль так же сыграла и какая-то туповатая Усталость : "Сколько уже можно возиться!"...
Но тут, как обычно бывает в таких ситуациях, возник "рояль в кустах" - около ворот мастерской "нарисовалась" машина с точно таким же двигателем.
Мгновенно "подозреваемый" компьютер был "переброшен" на эту машину и...
Двигатель запустился с "пол-пинка" и заработал нормально.
На "всякий случай" такая же процедура была проделана и с коммутатором...
Двигатель запустился с "пол-пинка" и заработал нормально.
Ну что - "итогО"?
А в итоге получается, что этот вариант оказался тупиковым.
Как и ECU, так и коммутатор оказались полностью исправными и нечего было делать "умную рожу"...
Что остается, тупик?
Нет, неправильно.
Сама первоначальная "посылка" оказалась неправильной.
Еще и еще раз переговорилось с Хозяином машины. И тут уже возникло подозрение на другое : если раньше горячо утверждалось такое, что неисправность возникла ДО проведения ремонта, то сейчас это уже стало не утверждением, а сильно шатающимся подозрением.
Не уверен.
Не проверялось.
Не смотрелось.
Только предполагалось.
Ага...
И что остается?
Остается более внимательнее разбираться с сигналами, которые  приведены  в этой статье на
fig#5, то есть, с сигналами коленвала и распредвала.
Потому что сейчас уже началось думаться немного по-другому. Как написано в подписи под рисунком : "...синхронность присутствует...", но насколько верно такое утверждение? Сравнивать не с чем, даже "в кустах" нет такой же машины, что бы снять такие же сигналы и посмотреть-сравнить. Поэтому - вооружившись методом "научно-теоретического тыка" придется все разбирать, что бы добраться до датчиков и начинать экспериментировать...
Вроде бы и "простая" это неисправность, а сколько времени уже "убито". Совсем как у Дмитрия из Владивостока, который сейчас так же, как и я, "тупит" со своим D4. Но все впереди, именно это и называется "приобретение Опыта".

…после того, как все «гениальные» изыски были исчерпаны и версия о «виновности» бортового компьютера была полностью опровергнута ( читай предыдущую статью), настала пора отупения…
Пришлось начинать все заново и опять, с самого начала строить теоретические предположения и изыски, заниматься размышлениями и измышлениями.
Но исходить уже не из того, что неисправность «образовалась» ДО проведенного ремонта, а наоборот. Об этом тоже написано в предыдущей статье.
Заинтересовал один из сигналов, который «приходит» на задающую  микросхему непосредственно  с самого  процессора :
 
 
2comp_1.jpg
 
рис.№1
 
Такое чувство, что в нем «что-то не то…».
Какой-то анормальный пропуск сигналов.
Непонятно.
Пришлось заново «поднимать» осцилограммы и все внимательно рассматривать…
 
И вот тут…( естественно, это снова приходит «гениальность»), при тщательном анализе сигнала датчика числа оборотов колечатого вала обнаруживается некоторая закономерность и странность в одном лице :
 
2comp_2.jpg
 
рис.№2
 
,- вроде бы ничего «страшного» и все тут нормально?
 
Но посмотрим теперь на ту же осцилограмму  по-другому и «ткнем пальцем» на эти вот странности:
 
 
2comp_3.jpg
 
рис.№3
 
,- вот, теперь уже все хорошо видно и есть на что посмотреть…
 
«A1-A  и  « B1-B2» - это так называемые «задающие» точки, по ним процессор 
« ориентируется и понимает», что коленвал повернулся на определенное число градусов 
( в данном случае на 360 ).
 
Далее идут «точки отсчета» или их еще можно назвать как «угловые отметки»
( прошу строго не судить меня в терминологии, ну неученый я!).
 
И если с отметками «А-В» у нас все вроде бы и нормально, то с «точками отсчета» что-то не так, видите?
Там, где на рисунке стоит знак вопроса – и есть то самое «непонятное».
 
Анормальность. Пропуск сигналов. А по какой такой причине?
 
И увеличив сигнал, можно уже над чем-то поразмышлять:
 
2comp_4.jpg
 
рис.№4
 
Это действительно «пропуск сигнала» и ни на какой «задающий» сигнал это не похоже.
 
Да, вся причина всей этой неисправности «родилась» не ДО, а ПОСЛЕ проведенного ремонта.
И «родилась» просто : по всей видимости шестеренка плохо одевалась на коленвал и по ней «легонько ударили». Но этого «легонько» вполне хватило для того, что бы    отломить 
ВСЕГО ОДИН ЗУБ.
Что мы и видим на вышеприведенных рисунках.
После того, как шестеренка была восстановлена –  тогда и появились все ТРИ сигнала как на коммутатор, так и с него на катушки зажигания.
 
…на этом можно было и поставить точку. Можно и «зарадоваться», но радости-то и нет. Потому что из-за нехватки определенного опыта пришлось потратить столько времени и в какой-то степени  немного «потерять лицо».
                                           Хотя с какой стороны посмотреть.
               Выводов  по этой неисправности сделано много, начиная от "архитектуры построения сигналов" и заканчивая : " А надо бы поумнеть, дорогой товарищ!", так что не надо смотреть с укоризной в мою сторону…
Послесловие от 13 марта 2003 года:
Ну, если кто-то думает, что всем этим дело и закончилось, то "как бы не так!".
Вверху, на несколько строк выше было написано, что "искра появилась".
Да, совершенно правильно.
А двигатель все-равно не запускался! Тогда, первоначально, в мастерской Вадима, проверили всего-лишь "наличие искры", и только.
А после бурной радости "товарища Вадима", в мастерской которого и производился весь этот "механический" ремонт, наступило тихое разочарование...
Машина снова перекатили в нашу мастерскую и начали смотреть : "что есть и чего нет".
И вот что оказалось:

2comp_1a.gif

рис.5
Как видно из приведенного рисунка ( рис.5), "все есть - кроме сигнала инжекторов".
Черт знает что такое, один бред наслаивается на другой...
И в русском языке есть для этого хорошее  выражение:
" Она меня уже достала!!!"
Так сказал Вадим, правда,  в немного других, так называемых "непарламентских" выражениях и с бОльшим количеством слов.
Ну что, надо смотреть...
Вадим пошел в свою мастерскую за инструментом, а когда вернулся, то... машина уже работала.
Вы бы видели его глаза!
И работала "четко"  и  мягко, "шептала" и ублажала наш усталый слух:
 
2comp_2a.gif

рис.6
( на помехи в сигнале инжекторов не обращайте внимания)
Конечно, дело тут было в самом "простом" - плохой контакт в одной из цепей.
Причина? 
Простая причина, которую можно выразить коротко и емко : " НАЛАЗИЛИ".
...знаете, есть такое выражение, как "Люди растут".
Так вот, "товарищ Вадим", который еще год-два-три назад  "тупо смотрел" на  какую-либо неисправность и даже не знал, с какой стороны к ней подступиться, сейчас уже просто "вырос на глазах".
Действительно, о нем и ему можно говорить только Хорошие слова.
Растет человек!
И это правильно.
Потому что иначе жить - нельзя.
Потому что иначе жить нам, занимающимся диагностикой и ремонтом - 
совершенно нельзя.

Время сейчас такое. 

(хорошо сказал, красиво даже - самому понравилось)


наверх