Немного о сканерах

06.04.2008

Разработанный ведущей американской фирмой (snapon.com) диагностический сканер МТ2500 продаётся в Европе под маркой SUN PDL 1000/2000

 Функционально сканеры SUN PDL 1000 и SUN PDL 2000 абсолютно идентичны.

 Сам сканер состоит из пластикового (небьющегося,бензо\маслостойкого) корпуса,на котором установлен ЖК дисплей, кнопка запуска от внутренней батареи, кнопки Y, N, колесо прокрутки меню и для SUN PDL 2000 кнопка включения графического режима.

Под дисплеем расположены 4 программно управляемых светодиода.

Под дисплеем расположены 4 программно управляемых светодиода.
В нижнюю часть корпуса вставляются два картриджа, в них находится информация для диагностики и устройство сопряжения с компьютером автомобиля.   Подключение к диагностическим разъёмам автомобилей различных марок осуществляется при помощи переходников- адаптеров.

  Назначения некоторых контактов 16-ти пинового диагностического разъёма меняются в зависимости от марки автомоиля, поэтому коммутация для работы по заводскому и OBD-II протоколу осуществляется при помощи специальных ключей, устанавливаемых в переходник-адаптер DL-16.  При выборе автомобиля в меню сканера появляется рекомендация о установке того или иного ключа.   Ключи к PDL на сегодняшний день имеют два стандарта: 
а. С большим шагом контактов
б. С малым шагом контактов
Первые сейчас сняты с производства но причине неудачного разъёма OBD2, он неудобен при тестировании машины на ходу.
Ключи с малым шагом применяются для нового разъёма похожего на OBD2, называется он DL-16, этот разъём идёт вместе со сканером и его подключают к любой машине, любого рынка, оборудованной подобной "мамой". При этом меняют только ключ.

Ключи с малым шагом применяются для нового разъёма похожего на OBD2, называется он DL-16, этот разъём идёт вместе со сканером и его подключают к любой машине, любого рынка, оборудованной подобной
Отличия приборов SUN PDL 1000 и SUN PDL 2000

SUN PDL 1000  имеет монохромный, по простому «чёрно-белый» дисплей, внутреннюю батарею на 9В и не поддерживает русский язык, то есть, не верно отображает кириллицу.  SUN PDL 2000 имеет цветной дисплей большего размера, внутреннее питание от литий-ионного аккумулятора и умеет отображать текущие параметры в графическом виде. Его дисплей может правильно отображать многие языки, в том числе и русский.

  Хотя дисплей у PDL 2000 больше, оба сканера могут отображать одновременно до 8 параметров текущей даты (два столбца по четыре) или четыре строки на весь экран. У монохромного (SUN PDL 1000 ) контрастность изображения гораздо выше. Жёлтые буквы SUN PDL 2000 не видны при солнечном свете.

  Из за усложнения конструкции, преобразователи напряжения в сканере SUN PDL 2000 очень часто сгорают, а так же быстро "садится" батарея из за большого потребления тока цветным дисплеем.

  Кнопки и «колесо прокрутки»  у обоих сканеров расположены очень удобно, позволяют держать и управлять сканером одной рукой. Но у PDL 2000 кнопка питания от внутренней батареи "западает", потому что китайцы неточно сделали печатную плату и эта "неудобность" непоправима без вмешательства напильником.

  Графики в PDL 2000 имеют целых 12 пикселей в высоту, и прогнозировать, у какой машины они отобразятся невозможно.

 Как и у других подобных мультимарочных сканеров, PDL имеет режим чтения-стирания кодов, чтения даты, режим теста исполнительных механизмов, режим записи/просмотра даты, режим программирования светодиодов на передней панели и несколько режимов внутренней настройки сканера. Очень удобной для диагностики оказалась возможность сигнализировать о состоянии четырёх дискретных параметров светодиодами на панели и просматривать в это время другие параметры даты. Подробнее можно прочитать в инструкции к прибору.

 Картриджи со схемой сопряжения и ПО бывают 5 или 7 различных типов, точнее не скажу, слишком часто они менялись. Вначале программа сопряжения и программа диагностики находилась на одном картридже и в одной микросхеме, позже одна микросхема управляла сопряжением, другая содержала диагностическую программу.

 Затем появился «программируемый картридж» содержащий диагностическую программу по маркам и моделям, который работал только в паре с картриджем связи VCI, содержащем программу сопряжения. «Программируемый картридж» можно было прошивать, вставив в специальный программатор и подключив к ПК.

  Последним появился «Программируемый картридж» содержащий в себе программу диагностики и связи, он опять мог работать один, без второго картриджа. Существовали так же картриджи «помогающие» проводить диагностику, то есть, содержащие набор инструкций по ремонту,они продавались в комплекте с толстенной книгой, распечаткой из Mitchell on Demand.

  Наибольший интерес представляют картриджи второго типа, одинаковые внутри,  как болванки. Разница в одной микросхеме установленной на "кроватке" 27C256 или 27C512.
То есть, чтоб пользоваться всем софтом достаточно одного картриджа и "пучка" микросхем с программами. Это неудобно когда часто меняются машины, и при установке иногда загибаются "ноги" микросхем, но для начинающих значительная экономия.
Можешь вынуть микросхему из любого имеющегося у тебя картриджа и на её место поставить микросхему, например, FORD  получив полноценный рабочий картридж.

Можешь вынуть микросхему из любого имеющегося у тебя картриджа и на её место поставить микросхему, например, FORD  получив полноценный рабочий картридж.
Комплектация

  В продаже имеется множество комплектаций сканера, поэтому расскажу об основных:

Сам сканер продаётся в пластмассовом чемодане с батарейками или зарядным устройством, кабелем подключения, переходным адаптером DL-16 и ключём к нему S-7.

 Может быть укомплектован переходным адаптером для питания от аккумулятора. В наборе есть так же инструкция по эксплуатации на CD и бумаги гарантийных обязательств.

  Картриджи продаются отдельно, в коробке с инструкцией по подключению к выбранным моделям, переходными адаптерами и необходимыми ключами. Большие наборы могут поставляться в пластмассовом чемодане.

   Обновления - это самая больная тема данного сканера и отечественного маркетинга в целом. Сканер задуман для обслуживания и ремонта послегарантийных машин, и новые модели в ПО появляются спустя 2-3 года. К тому же иногда дешевле купить новый картридж, чем покупать обновления. Ещё хуже дело обстоит с ремонтом или заказом потерянных или поломанных переходных адаптеров и ключей, тема может тянуться годами. К счастью, налажен частный ремонт оборудования SUN.

К счастью, налажен частный ремонт оборудования SUN.
Программное обеспечение

 Что можно сказать про программное обеспечение – в целом оно сделано иногда даже лучше, чем в дилерском сканере, особенно для старых машин, не страдает ошибками, не имеет особых проблем с подключением, но по охвату систем ему далеко до дилерского.

Европейский комплект отлично подходит для диагностики большинства машин среднего класса, хорошо работает со всеми моделями с 1990 по 2003 – 2005 год, поддерживает русский язык, не страдает "глюками" перевода, интерфейс разработан для мастера – мультимарочника среднего уровня, но будет понятен и новичку.

Европейский комплект отлично подходит для диагностики большинства машин среднего класса, хорошо работает со всеми моделями с 1990 по 2003 – 2005 год, поддерживает русский язык, не страдает
  "Американский" комплект до 2005 года считался лучшим из мультимарочных сканеров, так как родина прибора – США. Как дела обстоят сейчас, увы, не в курсе.

Комплект "Азия и Австралия" самый неоднозначный в плане охвата и выбора моделей. С одной стороны, он отлично работает со старыми моделями, которых не поддерживает даже дилер, с другой стороны, он отстаёт от новых на 3 года и не обладает дилерскими функциями.  

С одной стороны, он отлично работает со старыми моделями, которых не поддерживает даже дилер, с другой стороны, он отстаёт от новых на 3 года и не обладает дилерскими функциями.
Каждый комплект имеет программное обеспечение и ключи для диагностики автомобиля по универсальным, OBD-II совместимым протоколам, что очень удобно для проверки машин не охваченных основным, специализированным софтом.

Каждый комплект имеет программное обеспечение и ключи для диагностики автомобиля по универсальным, OBD-II совместимым протоколам, что очень удобно для проверки машин не охваченных основным, специализированным софтом.
 Аксессуары и дополнения

  Интересным продолжением аксессуаров для диагностического сканера  SUN PDL 1000 и SUN PDL 2000 является программа Scan Gra-Fix. Она  расширяет возможности дисплея сканера, умеет показывать всю дату на одном листе, рисует приличные графики, отражает дату в виде таблицы, всё это умеет сохранять, распечатывать и полноценно управляет сканером в реальном времени.

 Подключается через простой переходник к COM порту, используя для связи обычный виндовый Hyper Terminal

Первый режим  VT-100 повторяет изображения на дисплее сканера, имеет те же виртуальные кнопки, что на приборе. Очень удобно просматривать параметры на весь экран или распечатывать коды и дату для отчёта.

Первый режим  VT-100 повторяет изображения на дисплее сканера, имеет те же виртуальные кнопки, что на приборе. Очень удобно просматривать параметры на весь экран или распечатывать коды и дату для отчёта.
Режим Viewgraph позволяет одновременно отражать графически четыре любых выбранных параметра. Этот режим незаменим для поиска скрытых неисправностей, когда приходится сравнивать например показания передних и задних датчиков кислорода, или положения распредвалов B1 и B2. Параметры можно записывать, время записи ограничено только объемом жесткого диска.

Параметры можно записывать, время записи ограничено только объемом жесткого диска.
Режим «таблица» удобен в тех случаях, когда неизвестно за каким параметром следить, и процесс происходит не быстро. Например, изменения показаний датчика температуры легко найти в таблице, но не всегда заметишь на сканере.

Изменения показаний датчика температуры легко найти в таблице, но не всегда заметишь на сканере..
Что можно сказать о приборе в целом? Отличный прибор для начинающего или практикующего мастера, живущего в небольшом городе или районном центре. Прибор позволит решить большинство проблем на не гарантийных автомобилях европейского, азиатского и американского рынков. Будет полезен и выгоден как в гараже, так и в большом мультимарочном сервисе,  из за приемлемой цены и широкого охвата моделей.

 Что нужно знать начинающему мастеру, ранее не работавшему со сканером?

 Сам прибор ничего не чинит, не измеряет и тем более не устраняет, он просто отображает информацию, которую передаёт система управления автомобилем. Для того, чтобы в ней разобраться, нужны знания в электронике, механике и других технических науках. Понадобится также специальная литература, содержащая коды неисправностей, схемы систем управления, нормируемые электрические и механические параметры обслуживаемых автомобилей. (В России наиболее полная такая База выпускается издательством "Легион-Автодата".

Нужны будут вспомогательные приборы, такие как тестер, осциллограф, компрессиометр и стробоскоп. Если бюджет ограничен, а опыта мало, лучше сократить список обслуживаемых автомобилей, и начать только с «Европы» или только с «Азии». 

 

ДАВИДЧУК Евгений Александрович
© Легион-Автодата

г. Одесса
СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИАГНОСТОВ

наверх