Нюансы авторемонта - 3

24.01.2008

Так уж совпало - подготовка материала по данной тематике и посещение авторемонтной мастерской, где работает один из участников "Союза автомобильных Диагностов" Гаджиев Арид Омарович  (http://www.skylineservice.ru/)

Клиент и его автомобиль были уже в боксе, причина обращения на сервис: "Плохо едет. Время от времени передача как бы "проскакивает" или "буксует". 
Особенностью данного автомобиля является вариаторная коробка передач, на неё обращается особое внимание при проведении диагностики (а если хотите узнать, как в некоторых автосервисах "честные жулики от авторемонта" обманывают Клиентов на понятии слова "вариатор" -  смотрите в Приложении -)))

Вариатор - это механическая бесступенчатая коробка передач, особенностью которой является плавное изменение  частоты вращения ведомого вала. Работа вариатора основана на принципе использовании силы трения.

  cvt_3.jpg                       cvt_2.jpg

 

Надо отметить, что изобрели т.н "вариатор" не японцы, как многими думается, а Леонардо Да Винчи. Японцы только использовали его идею и видоизменили её.
Вариаторные коробки передач относятся к т.н "фрикционным передачам" и им присущи такие недостатки, как высокие нагрузки на опоры и валы вследствии необходимой большой силы взаимного прижатия рабочих поверхностей.
И приступая к работе над CVT, Диагносту, наверное, надо обязательно знать и понимать такие понятия, как "упругое скольжение", "геометрическое скольжение", разбираться и знать особенности "клиноременного" и "торового" вариатора.

Ну а мы вернемся к нашему автомобилю и посмотрим, как проходит его диагностика.
Самое первое, на что обращается особое внимание - вопросы безопасности, например:
- установлена ли машина на "ручник"
- положение ключа зажигания
- отстутствие посторонних перед автомобилем

Важным элементом является и другое:
- одеть чехлы на крылья автомобиля и на сиденье

Что происходит далее? Если смотреть со стороны, то ничего особенного:
- короткая и емкая процедура распроса Клиента о неисправности
- подсоединение сканера, изучение его показаний, работа со сканером
- проверка электрических цепей при помощи мультиметра

Вот и все. "За кадром" остается умственный труд, непосредственно связанный с работой со сканером и мультиметром.

По времени эта работа заняла около 30 минут. Много это или мало?
А тут все зависит от многих причин, но наиважнейшая такая: "Профессиональная подготовленность".
Если расшифровать это понятие, то оно состоит из двух важных составляющих:
1. Знания
2. Опыт

Каким же был вывод проделанной работы?
Короткий и простой: "Замена PNP-switch".
Что бы было яснее что это за "зверь такой", посмотрите на рисунок и стандартное расположение этого переключателя:

 

pnp-switch.jpg

рис.1


и на фото, где стрелкой показано его расположение непосредственно на двигателе:


1.jpg

   фото 1


Каково предназначение этого переключателя:
- информировать Блок управления двигателем и Блок управления трансмиссией о том, какая передача в данный момент включена водителем. Если не включена - в каком положении находится коробка передач: "парковка" или "нейтральная".
Эти данные необходимы БУ для стабильной работы двигателя начиная от момента запуска двигателя, и заканчивая движением вперед или назад.

У каждого Диагноста есть свои "наработки" и "хитрости". Были они и при выполнении этой работы.
Потому что не всё оказалось "так просто" - сканер НЕ показал неисправности этого устройства, то есть, "кода неисправности по PNP-switch НЕ было".

Возникает вопрос: по каким "приметам" было сделано заключение о замене этого переключателя? - он на фото внизу:


 3.jpg

   фото 2 - PNP-switch


Действительно: "Как было определено, что причиной неисправности является не что иное, как этот переключатель"?
Не ошибочное ли это предположение?

При выяснении этой неисправности можно было (наверное) пойти двумя путями:
1. Применить имеюшуюся методику поиска неисправности ( она в конце статьи, для ознакомления. Но только одно прочитывание ее - сколько времени займет? Посмотрите для любопытства.)
2. Применить имеющиеся Знания и Опыт (именно с Большой Буквы, и никто меня не заставит говорить иначе, потому что за ними стоят годы и годы работы, учебы, самообучения и много всего остального, из чего складываются эти понятия).

Первую "подсказку" дал сканер: во время проведения инструментальной Диагностики он показал одновременное включение двух передач. Далее последовала проверка при помощи мультиметра и остальные дополнительные действия, в результате которых и созрело твердое убеждение в том, что "Причина неисправности - PNP-switch",- на фото внизу:


5.jpg

фото 3: разъем PNP-switch


На фото 3 обратите внимание на капельки воды, на ржавчину. Она проникла в разъём через повреждённую при неквалифицированном обслуживании уплотнительную резинку. Надо полагать, что "съеденный" электрохимической коррозией контакт нарушал правильность работы этого переключателя и всей трансмиссии в целом.
Пробная поездка, а потом и дальнейшая эксплуатация автомобиля подтвердили правильность первоначальных выводов о неисправности.
И на вопрос "сколько стоила ЭТА неисправность" мы можем ответить конкретно: "чуть больше 100 долларов".
В эту стоимость вошло:
- стоимость проведения Диагностики
- стоимость замененной детали
- работы по снятию-установке

Что, очень просто?
Это на словах "просто", а вот то, что при проведении Диагностики при помощи сканера внимание было заострено именно на определенных проверках и далее проводились целенаправленные измерения, сравнения и проверки - что это? Случайность или целенаправленные действия?
Конечно - второе.
Вот это и есть то самое, что называется "Знания и Опыт".
Вроде бы "мелочь", но именно по таким "мелочам" можно понять кто перед тобой: "ученик" или "Мастер".
Именно такие "мелочи" - "дорогого" стоят.
Именно поэтому работа "Мастера" стОит больше, чем работа "ученика".
Вы можете спросить: "Почему больше"?
Вопрос сложный и определенно "скользский", но попытаемся в очередной раз постараться ответить на него:

"Сколько стоит Диагностика"? (версия 2008 года)
Давайте определимся, от чего будем отталкиваться в нашем понимании "дорого".
От стоимости коробка спичек или от стоимости всего автомобиля?
Или от стоимости того времени, которое потеряет Клиент без своего автомобиля?
За нас "умные дяди" уже всё продумали и ввели такое понятие, как "нормочас".
Что такое "нормочас"? Это стоимость одного часа эффективной работы (упрощенно).
Эту стоимость формирует и определяет завод-изготовитель. Но обратите внимание, что "тупо" применять такие нормативы  нельзя - везде разные условия. И по понятиям некоторых Клиентов, стоимость работ у "дилеров" и у "частников" должна сильно разниться.

Один из Клиентов так говорил:
- Ну вы и сравнили! У дилеров что входит в стоимость? Там много чего напихано в стоимость одного нормо-часа,- стоимость промышленного часа электроэнергии (а он намного дороже чем обычный), стоимость чашечки кофе (хотя нафиг мне их кофе, пусть бы машину сделали быстрее и разбежимся!),- стоимость новой тряпки для уборщицы тети Маши и так  далее, и тому подобное. А за что платит "частник"? Да практически ни за что. За аренду и за свет. Возможно.

Во как...

И Клиенты действительно думают ТАК.
И это определенно печально...

Ну хорошо, тогда что получается? Если у некоторых Больших Именитых сервисов "дорого" по причинам громадности штатов сотрудников и "заточенности" на получение прибыли, то у "частника", у которого нет таких статей расходов, значит, должно быть "дешевше"?
Остановимся и задумаемся. И вернемся к истокам - к понятию "качество проведенного ремонта".
Так за что должен платить Клиент?
За то, что "сделано", или за то, что "сделано качественно".
Естественно, за второе понятие: "Сделано Качественно".
Однако в большинстве случаев платят именно за первое - за то, что просто "сделано".
А как там сделано, сколько "оно" будет работать и как работать - кому это интересно? Главное и важное - получить деньги.
И кто Вам сказал, что если у некоторых Больших именитых сервисов "дорого", то там есть и "качество"?
Хватит думать расхожими штампами, к которым мы все привыкли и которыми всех нас постоянно почтуют и всовывают в мозги!
Пора думать самостоятельно!
Внешняя красота здания или помещения, где проводится авторемонт, чашечка кофе и предупредительность менеджера - не Главное!
В этом вопросе может быть одна "главность" - Качество выполненных работ.
Буквально вчера говорил с одним из сотрудников,- простым "ремонтником", который работает на так называемой "именитой" станции технического обслуживания. И знаете что он сказал? Вот, буквально дословно:
- Так называемое "какчество", о котором Вы говорите, меня интересует "постольку-поскольку". Главное для меня - сколько я выработаю "нормочасов" за смену. Отсюда идет моя зарплата. И мне выгоднее "недокрутить-недовертеть-недосоеденить",- в пределах разумного, конечно, что бы тот же самый Клиент приехал ко мне еще раз. А уж я найду что ему "повесить на уши". Хотя вряд ли, Клиента я фактически не вижу, с ними наш "мэнэгер" общается.

Платить надо именно и только за "качество проведенного ремонта", а не за тот факт, что "сделано".
Сто раз уже говорили и приводили пример того, "у кого больше Знаний и кто на основе этих Знаний сделает лучше: "Профессор или студент". Ответ ясен и не будем повторяться.
Так вот, не надо думать, что в Больших Именитых сервисах работают исключительно "гении авторемонта".
Невыгодно им там работать и невыгодно их приглашать на работу - платить надо много.
Хорошему Специалисту нужен "простор" для Творчества, и его он находит сам - организуя свой автосервис. Организуя так и таким образом, что бы иметь возможность маневрировать временем и средствами  для реализации всех своих творческих технических "задумок".
В Большом Именитом сервисе такой возможности нет.
Как и того "качества", о котором мы сейчас говорим.
Ну а мнения по данному вопросу Вы можете прочитать на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/6972/

Много там Мнений и каждое примечательно по-своему. Прочитайте. И всё решите самостоятельно. А это было только мое частное мнение.

Приложение 1 Как только автомобиль приобретает что-то новое и доселе неизвестное массовому потребителю,- в данном случае это "вариаторная коробка передач", так сразу же "бычьё от авторемонта" начинает радостно потирать руки: "Во сколько "бабок" можно срубить!".
Конкретный пример: Вышла из строя вариаторная коробка передач. Клиент обратился в автосервис. Там ему вдоволь "поездили по ушам": "сложнейшее электронно-механическое устройство, на "пятно" контакта действует сила около 10 тонн,- представляете? Вот сколько весит ваша машина, тонну? Ну вот, а там,- внутри этой махонькой коробки передач,- на "пятно" контакта, - оно малюсенькое такое, как копеечная монетка, представляете?!,- аж-ж 10 тон!",- и так далее, и тому подобное.
В итоге:
- автомобиль промурыжили в сервисе около месяца
- Клиент заплатил 60 тысяч рублей
- автомобиль вышел из строя по той же самой причине через неделю
Клиенту пришлось тщательно исползать весь Интернет и найти специалиста,- да, всё правильно, он попал на ремонт к Ариду Омаровичу.
В итоге:
- Клиент заплатил за ремонт 6.000 рублей (в 10 раз меньше)
- больше он не приезжал, только звонил и благодарил за качественно выполненную работу.
И это не реклама для Арида Омаровича, это обыкновенная констатация факта. Он сам себя давно "разрекламировал" - своей работой.

Приложение 2 
"Порядок проверки кода неисправности" 
Nissan MICRA K12 DTC P1706 PNP Switch 
(для примера возьмем эту, совсем уж простую машинку)

During the act of starting or driving, if the signal of the park/neutral position (PNP) switch does not change 
then it may be deduced that there is something wrong with the switch or the switch circuit is open or shorted. 
DTC Confirmation Procedure 
Switch off ignition and wait for 10 seconds.
With Consult II
Switch on ignition.
Click P/N POSI SW in Data Monitor mode and check the signals.
Position (Selector Level) Signal
A/T models - N and P position ON
M/T models - Neutral position ON 
Besides above position OFF
OK: perform the following. NG: Diagnostic Procedure
Choose Data Monitor mode
Start and bring engine temperature to normal operating level.
Follow conditions mentioned below for 1 full minute.
Engine speed 1500 to 42oo rpm
Coolan temp above 70°C or 158°F 
B/Fuel SCHDL 1.625 to 6.25 msec
VHCL Speed SE above 46km/hr or 29 mph
Selector Level suitable position
DTC > Diagnostic Procedure.
Function Check with GST
Switch on ignition.
Between body ground and ECM terminal 102 check voltage 
Under following conditions:
Condition (Gear position) Voltage V 
A/T models - N and P position Approx - 0
M/T models - Neutral position Approx - 0 
Besides above position Battery Voltage - 11 to 14V
NG > Diagnostic Procedure
Diagnostic Procedure 
When input and output voltage is measured the ECM ground terminal should not be used.
1. Check the circuit of the PNP Switch 
Switch on ignition
Between ground and IPDM E/R terminal 31 check the voltage under
following conditions:
Shift lever position Battery Voltage 
A/T models - N and P position 11 to 14V
M/T models - Neutral position 11 to 14V 
Besides above position Approx 0V
OK: proceed to step 7 NG: proceed to step 2
2. Check power supply circuit of PNP Switch
Switch off ignition
Connect the harness connector of IPDM E/R
Disconnect the harness connector to the Switch 
Switch on ignition
Between ground and switch terminal 1 in A/T models 
2 in M/T models
Check the voltage. (Battery)
OK: skip the next step NG: proceed to the next step
3. Find the malfunction: check
Fuse 10A
Harness connectors E50, F1
IPDM E/R connector E14
For open /short between switch and fuse harness.
Repair / replace harness / connectors.
4. Between switch and IPDM E/R check harness continuity
Switch off ignition
Disconnect the harness connector E14 of IPDM E/R
Between IPDM E/R terminal 31 and switch terminal 2 in A/T models
3 in M/T models
Check for harness continuity. It should be there.
OK: skip the next step NG: proceed to the next step
5. Find the malfunction: check
Harness connectors E50, F1
For open/short between switch and IPDM E/R harness.
Repair open/short to ground/power in harness/connectors
6. Check component: PNP Switch 
OK: skip the next step. NG: replace the switch.
7. Check for open & short in input signal circuit of the switch 
Switch off ignition
Disconnect harness connector E17 of IPDM E/R
Disconnect the harness connector to the ECM
Between ECM terminal 102 and IPDM E/R terminal 64 check harness continuity
There should be continuity.
Check short to ground & power in harness.
OK: proceed to the next step. NG: repair open/short to ground/power in harness/connector.
8. Check: Intermittent Incident.

Владимир Петрович

наверх