Перебираем мост Toyota. Часть 2

20.04.2006

Переборка моста автомобиля Toyota                                          Автор: Сергей Ноздрин

Продолжение

Часть 2

 Необходимо позаботиться если не о приобретении специальной фирменной, то хотя бы о приобретении обычной головки, размером под тойотовские ступичные гайки:


                   фото 23

да приварить к ней ещё головку-переходник под вороток и  так называемый (уж извините за сленг) - «динамик»:


                   фото 24

Снимаем контрящие шайбы, раскручиваем, снимаем внутренние гайки. Ступицы  уже можно снять вместе с упорными шайбами и подшипниками (на фото я придерживаю упорную шайбу с передним подшипником большими пальцами, чтобы не выпали из ступиц). Снимаем ступицы.


             фото 25

Бывают случаи, когда внутренний подшипник не слазит с цапфы и «не отпускает» ступицу. Собственно, держит ступицу внутренний сальник, посаженный в ступицу за подшипником.


                      фото 26

Подшипник же сам ориентирован вершиной конуса внутрь ступицы и «держать» непосредственно саму ступицу не может, «прикипев» к цапфе, он не даёт пройти сальнику. Приходится стаскивать ступицу с сальника. Можно это сделать,  подобрав удобные монтажки, можно и съёмником инерционного типа. После того, как будет снята ступица, снимем и подшипник с цапфы, и сальник. В крайнем случае, когда подшипник не поддаётся съёмникам (такое, в принципе, возможно), срежем его «болгаркой» (отрезной шлифовальной машиной). Но боюсь, при таком раскладе (допустим, когда обойма «приваривается», идёт вырывание-наволакивание металла на поверхностях), будем высвобождать от подшипника уже не годную цапфу.  Нормальная цапфа с разборки, которая «под рукой» (это у нас во Владивостоке) стоит 1-2 тыс. руб. У нас восстанавливать по этой причине «дрова» не стоит напрягаться. (Новая стоит 7000 руб.)

7. Снятие внутреннего подшипника и сальника.

а) С помощью специнструмента извлеките сальник из ступицы.

 

                      фото 27

б) Извлеките внутренний подшипник из ступицы колеса.

 

Если же ступица снялась без особого труда, и сальник остался в ступице, на своём месте, удалить его (сальник), при необходимости можно способом, описанным в книге (с использованием съёмника инерционного типа). Только вот, если зажимать ступицу в тисках вертикально, подшипник не придется уже извлекать из ступицы. Он сам грохнется на пол, вывалившись из ступицы, когда вылетит сальник. Я креплю ступицу горизонтально. Сальник идёт вверх. Подшипник не вываливается.


               фото 28

Или же извлечь этот сальник можно ещё с помощью «подручных инструментов»: Берём Г-образную «каркалыгу» (рычаг). Заводим одно плечо под сальник, опираемся на подшипник, давим, и …подшипник «кувыркается» и опора проваливается. Каркалыги нужно две и заводить их и давить ими надо с противоположных сторон. Или: подбираем «таблетку» - металлический диск миллиметра 3-4 толщиной (диаметром больше внутреннего диаметра подшипника, но проходящий через сальник). Закладываем эту «таблетку» между сальником и подшипником (кладём на внутреннюю обойму подшипника).


                      фото 29

Берём «каркалыгу». Заводим короткое плечо рычага под сальник и, опираясь на «таблетку» («таблетка» в данном случае нужна не для здоровья, а для того, чтобы точка опоры рычага была ближе к центру подшипника), и «выламываем» (вернее, работая попеременно с разных сторон, аккуратно выдавливаем) сальник.

             

               фото 30                                            фото 31

Это один из «пролетарских» способов. Можно найти и другие способы. Главное – не повредить подшипник и посадочную под сальник поверхность ступицы. Не эстетично? Но, как сказал Лёлик - «Зато - дёшево, надёжно и практично!». Описанный способ хорош, если под рукой куча всяких шайб, дисков, а главное – нужны те самые «каркалыги». Есть поговорка «У немца на всё струмент есть». Для «нашей» действительности более типично, когда, пошарив рукой возле себя, нащупываем подходящую «каркалыгу» (а, как правило, именно она одна и есть под рукой) и ей решаем все проблемы. Нужно дом построить, машину починить, замок открыть, корабль на воду спустить – «А ну-ка, подай мне вот ту каркалыгу». «Метод каркалыги» в нашем «народном» хозяйстве основополагающий. И сказать: «возьмите сервисный инструмент №___» - всё равно, что на (Луну) послать. Поэтому не будем отрываться от «народа», а «прислушаемся к его голосу». Вообще, в основе любого механизма лежит рычаг и наклонная плоскость. Так что «каркалыга» в том смысле что рычаг – есть понятие «благородное». Есть ещё одна поговорка «В опытных руках,  и спичка - оружие». Хорошо, когда человек «дружит с головой». И всё тогда не так уж плохо получается. Я не против, я за сервисный инструмент и за то, чтобы каждый «сермяга», глядя на своё «не хитрое» оснащение, задал себе вопрос: «Warum du nicht der kulturelle Arbeiter?» (как говорил старик «Фатер» в одном СПП). Но когда это произойдёт? Сколько машин нуждается в сервисном обслуживании уже сейчас? Неужели хозяева этих машин все как один ринутся ремонтироваться на фирменные автостанции? Да нет, конечно. (Сами, получается, «проголосуют» за «народный» сервис».) Кто-то и «сараем» не побрезгует (кстати, опять «метод каркалыги», если сравнить такой «сервис» с кривой каркалыгой). Хотели сэкономить? Нужно ещё хозяину автомобиля думать,- стоит ли загонять машину на ремонт в «сарай»? Одним нужно смотреть куда едут и кому машину отдают, другим – что же всё-таки их руки делают (ТВАР(Ь)ят). Нужно прикинуть, глядя на ворота «сарая», «а сколько за время «ремонта» мне здесь сломают?» Для этого не надо разбираться в механике, судите «по косвенным», важен подход людей к делу, а он проявляется во многом. Я, как видите, каркалыгой не брезгую. Я их даже «коллекционирую». (Ещё и «самопальный» инструмент покажу):


                   фото 32

Итак, мы сняли ступицы.


                    фото 33

Поворотный кулак и полуось

Разборка                           
1. Снимите ступицу.
2. Отверните болты крепления оси пово­ротного кулака.
3. Отверните 8 болтов и снимите держатель пыльника, прокладку и пылезащитную
крышку.


                 фото 34

4. С помощью латунной выколотки и молотка снимите ось поворотного кулака.


        фото 35

Ступицу мы сняли. А теперь определим те детали, с которыми нам предстоит работать дальше. Определим их название. Потому как возможна путаница, когда есть расхождение в том, как называю детали я, как называет их программа EPS и магазин запчастей Toyota, как называет их Книга. Та деталь, которую я называю «цапфа», в программе EPS и в магазине запчастей Toyota будет называться «шпиндель».


                фото 36

В книге она - «ось поворотного кулака».
Лучше знать все три названия, чтобы сделать заказ в магазине
Toyota, общаться с ремонтниками (не только я назову эту деталь цапфой), и читать Книгу.
Для любопытных:
ЦАПФА (от нем. Zapfen) - часть оси или вала, опирающаяся на подшипник. Ц. на конце вала наз. шипом, в середине - шейкой.
ШПИНДЕЛЬ (нем. Spindel, букв. - веретено) - вращающаяся деталь мн. машин: вал металлореж.
станка, передающий вращение инструменту или обрабатываемой заготовке; вал прокатного
стана, передающий вращение от двигателя к валкам; веретено прядильной машины; рабочий
орган хлопкоуборочной машины: ось судового шпиля и т д.
ОСЬ - деталь, обычно удлинённой цилиндрич. формы, служащая для поддержания вращающихся вместе с ней или вокруг неё разл. деталей или механизмов машины и не передающая полезного крутящего момента. Невращающаяся О. опирается на неподвижные опоры, а вращающаяся устанавливается в подшипниках.

Держатель пыльника, по программе – SEAL, DUST (for front axle hub) – пыльник ступицы, ещё – наружный сальник ступицы. Это вот эта (см. рис.) деталь (c двух сторон + прокладки) –


                         фото 37

Пылезащитную крышку в мастерских скорее назовут тормозным щитом.

Выкрутив 8 болтов (из отверстий нижних может потечь жидкая смазка), снимаем все эти детали и переходим к снятию цапф. Если смазку с редуктора ещё не сливали, то сделаем это сейчас. Также приготовим ветошь и то, что подставим под кулаки, чтобы смазка с них, после снятия цапф и затем «фетров», не потекла на пол. Кроме выколотки можно ещё цапфу обстучать по бокам


             фото 38

(по стыку) медным молотком. Если уж и делать удар (не «тяжёлый») по оси, то медью и только между посадочных поясов подшипников.


                  фото 39

5. Разместите плоскую сторону внешней части полуоси кверху и извлеките полуось в сборе.


                      фото 40

Сергей Ноздрин

© Легион-Автодата
город Владивосток
ник " Werner" на нашем Форуме:
 http://forum.autodata.ru/

Продолжение в части №3




Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх