Перед ремонтом

20.05.2005

 Эта статья никоим образом не является попыткой  кого-то "покритиковать", нет...
Эта статья является попыткой объяснения причин и некоторым предостережением для тех, кто собирается ремонтировать свой двигатель - для Клиентов и для тех, кто эти действия будет выполнять, то есть, непосредственно организовывать и выполнять ремонт - для автомеханика и его руководителя.

Все написано на основе реальных фактов ремонта нескольких двигателей.
Их все ремонтировали в разных местах и в разное время, поэтому нет смысла называть адреса и приводить данные каждого двигателя.
Там, где ремонтировали - это место мы назовем "автосервис", а что ремонтировали - просто "двигатель".

Начнем?

С чего начинается каждый ремонт?
С посещения автосервиса.
Или по рекламе, или по совету знакомых, но, в конечном итоге,  все мы попадаем в какой-то автосервис.
Переговорив с приемщиком, договариваемся о цене и сроках ремонта и уезжаем уже на автобусе, оставив свою "ласточку" на оговоренный срок.
И не знаем, совершенно не представляем: что и как конкретно с машиной будут делать поэтапно, не знаем как будут делать - надеемся на профессионализм тех специалистов, которым доверена работа.
В конечном счете нам важен результат, который, судя по словам автомеханика, будет положительным.

Некоторые, а сейчас уже большинство автосервисов предоставляет такие услуги Клиентам, как "заказ запчастей".
Удобно, что и говорить.
Не надо бегать и искать, надо только внимательно выслушать и сказать "согласен".
И предварительно оплатить.
Вот здесь есть  большой "подводный камень", о котором многие и не догадываются.
Автору этих строк довелось присутствовать при подобном разговоре, когда Клиент решал, какие конкретно запасные части менять на его автомобиле.
- Вкладыши меняем?
- А это надо?
- Конечно!
- Тогда меняем.

Этот Клиент впоследствии окажется "бедным" по причине того, что через какое-то время его "вкладыши" может "задрать".
Причина этого простая, она относится к так называемым "нюансам" и которые Клиент не обязан знать.
Но это обязаны знать те, кто предлагает: на определенных типах двигателей нельзя заказывать и приобретать "вкладыши" до того момента, как не будет снят поддон и двигатель не осмотрен снизу. Посмотрите на рисунок:

size-mark.jpg

Прочитайте: Size Mark и посмотрите на стрелки.
Каждый вкладыш и его подшипник имеют свои типоразмеры ( Size Mark 1-2-3), то есть, номер на "вкладыше" должен совпадать с номером на подшипнике.
А что получается в вышеописанном случае?
Этот же вопрос и был задан после того, как Клиент ушел: "Нельзя же так заказывать".
А в ответ большая и широкая улыбка:
- Сделаем!
Сделают, естественно. И какое-то время все будет нормально. Но трудно сказать, сколько "продержится" такой "вкладыш", если под него положат фольгу, например, вследствии того, что размер "немного не тот".
И таких "нюансиков" достаточно.
Так что, прежде чем принимать решение о ремонте своего двигателя и как "пошагово" все должно происходить - пожалуйста, проконсультируйтесь у человека, который в этом "что-то сооображает".
Ремонтировать "Жигули" и ремонтировать иномарки - две большие разницы.
Нельзя сказать, что при ремонте "Жигулей" используются такие понятия, как "сантиметры", нет, но и слово "микрон" там используется достаточно редко. 
Автомобили такого типа могут  "держать" большие зазоры?

...Много лет назад, еще в прошлом веке автору этих строк пришлось поэтапно, "пошагово" проходить все ступени авторемонта. Напарником, хорошим товарищем и другом был Олег, который впоследствии  стал и сейчас считается одним из лучших в городе, прекрасным специалистом по ремонту двигателей.
Время тогда было "голодное", автомобилей на ремонт предостаточно, можно было бы и начать "срубать бабки", но...
У нас не было денег.
Не было достаточного количества денежных знаков на приобретение "инструментария" : микрометров, нутромеров, специальных  "обжимов" и  "вставок" и так далее и тому подобное.
И поэтому начали с ремонта и восстановления обыкновенных шаровых опор.
И на удивление, "просидели" на этом этапе довольно длительное время : это вроде бы и простая штука - "ремонт и восстановление шаровых", но там оказалось столько нюансов, столько "интересностей", что пришлось с головой "влезать"  обратно и в сопромат, и в физику...
Потому что в то время не было  такого количества магазинов, где есть большой и прекрасный выбор тех же самых "шаровых", их приходилось восстанавливать.
Вот уже где пригодилось "зрение пальцами", когда по ощущениям сразу же можно было понять - "сыромятина" в руках или какой-то другой тип металла.
Ну, кто прошел этот этап и знает как это делать - тот поймет.
И только после того, как была накоплена достаточнаяч сумма - начали все приобретать и осваивать.

Это не "нудность" повествования, это реальность и правдивость жизни : нельзя заниматься таким серьезным вопросом, как "капитальный ремонт двигателей" без тщательной "мозговой" и "инструментальной" подготовок.
В инструмент было вложено много денег.
Но одного инструмента - мало, надо еще иметь какие-то определенные техническо-документальные основы, то есть, специальные книги и компьютерные программы, так называемые "исходники", потому что такого понятия, как "сантиметр" при ремонте японских двигателей не существует (в отличии от "Жигулей"),  есть только "миллиметр" , а чаще - "микрон".

А вот вы, когда пришли отдавать машину в ремонт, вы хотя бы посмотрели на тот инструмент, при помощи которого вам будут ремонтировать ваш автомобиль?
Капитальный ремонт двигателя - это практически тоже операция.
И не только голову надо иметь светлую и не затуманенную пивом (бывает такое), а и инструмент должен соответствовать.

Ремонтировать "на авось" - это по-русски и так бывает часто. На словах все просто:
- Когда будет готово? Так, сегодня понедельник, значит, в пятницу, крайний срок - суббота. Все будет готово.

Такое можно услышать часто.
И дай Бог, что бы слова не расходились с делом, потому что часто бывает по-другому.
Ну нет еще у многих автомехаников и автосервисов того, что можно назвать "техническим предвидением".
Брать в ремонт - берут, а детализированного плана работы по конкретному  двигателю просто-напросто нет, мол, "все двигатели одинаковые".
Ан нет, увы...
"Прежде чем войти в комнату - подумай, как из нее будешь выходить".
Разбирать двигатель - всегда просто.
Вроде бы просто.
Но здесь присутствует множество "нюансиков"...

Посмотрите на рисунок:

size_1.jpg

Красными стрелками выделено то, что надо складывать отдельно при разборе, потому что "оно" уже "притерлось" на своем "родном" месте и, если все перепутать, возможны непредсказуемые последствия ( Valve Lifter, так звучит по-английски, а если говорить "по-простому", то это "стакан", посредством которого и специальной  регулировочной шайбы сверху "выбирается" зазор).
Будете отдавать в ремонт свой автомобиль - поинтересуйтесь и посмотрите, не поленитесь и не бойтесь показаться назойливыми: есть ли на столе автомеханика специальная "коробочка", куда он будет складывать - аккуратно и по ячейкам все то, что имеет свои номера и обозначения.
Потому что часто такого просто нет, на такие "нюансы" просто не обращают внимание и "номерные" детали раскладывают или на стол или на полки.
Хорошо, пусть даже эти полки специально "выделены" для этого, но кто может гарантировать, что "кот Васька", проходя мимо, случайно не махнет хвостом и не свалит все в одну кучу?

Бодрость и самоуверенность еще никогда не были хорошими попутчиками капитального ремонта двигателя.
"Прежде чем войти в комнату - надо подумать, как из нее выйти",- хорошее правило и нужное.
Взять автомобиль в ремонт, заказать запчасти и начать разбирать двигатель - мало.
Надо еще знать как и чем разбирать его. А потом и собирать обратно.

Вам не повезло, если вы попадете в тот автосервис, где будут "тренироваться на вашем двигателе".
Где "бодро и уверенно" начнут разбирать, а потом остановятся и почешут в голове: нет специального инструмента!
Вот так новость. А они и не знали. Но так как они - люди русские, то выход найдется всегда: что-то можно "подточить" или  что-то "приспособить".
"Нет специального инструмента" - такое постоянно случается с ужасающей частотой в тех автосервисах, где или "тренируются" или "еще тренируются"
 

В тех автосервисах, где   позиция  в услугах под названием   " капитальный ремонт двигателя" является только способом заработать, где автомеханики "долго не держатся" (уходят или переходят в другое место), там не шибко любят "тратиться" на инструмент.
Полагаются на стандартный набор, который можно купить в любом автомобильном магазине.
Потому что приобрести "ключик или головку" за $200, который будет использован для ремонта только одного двигателя экономически невыгодно.

 

special-tools_1.jpg    special-tools_2.jpg

 

 

special-tools_3.jpg            special-tools_4.jpg


Вот и придумывают, вот и исхитряются: где-то "подложат", где-то "стукнут", где-то что-то еще сделают, в результате чего двигатель и соберут и разберут, но...
Но только один раз.
Потому что второй раз "свернутые" грани какого-то болта или гайки потом уже не открутить.
Ищи - свищи виноватого...

Невнимательность - это основная Беда, которая может подстерегать на пути капитального ремонта как и Клиента, так и автомеханика.
Послушайте довольно примечательный случай, который произошел несколько лет назад уДиагноста Федора Рязанова. Кто виноват и насколько - вам решать:

       ....У меня был случай: "откапиталили" мотор (Форд 1,8D), обкатали на стенде. Все ОК. Поставили на машину. Клиент на другой день приезжает - за сутки уровень сожрал мотор. А на стенде за трое суток ни капли не съел. Не верим сперва. Смотрим уровень - на щупе масло на самом кончике. Доливаем, едем, через час останавливаемся, смотрим щуп - пол уровня нет. Первая мысль: заскочили концы экспандера маслосъемных колец (был у меня давно случай, когда не поставили фиксирующую концы проволочку). Вторая мысль: перевернули маслосъемные или вторые компрессионные кольца (они часто имеют однозначный "верх"). Короче говоря, снимаем мотор, разбираем, ничего не находим, на всякий случай меняем кольца, собираем, ставим на стенд, гоняем трое суток - все ОК! Ставим на машину и через сутки она возвращается - жрет литр в полчаса-час !!!!!! Хозяева, чтобы доехать к нам, каждые 15- 20 минут останавливались и доливали масло!!!!!

От сумасшествия нас спасли сами хозяева, тем, что боясь за мотор, доливали масло каждые 20 минут. Зад машины был весь залит маслом. Дальнейший ход наших мыслей описать трудно, но решили мы слить масло из мотора. Знаете сколько мы его слили? ЛИТРОВ ДЕСЯТЬ!!!

Щуп был короткий!!!!! Мы при испытании на стенде масло заливали не по  щупу, а по количеству. Положено в него 3,7 литра, так и заливали. Зачем на щуп смотреть??? Хозяева утром увидев, что на щупе пусто, ливанули масла пока не увидели "уровень2. Вот и оказалось два с лишком "уровня". Вот мотор его и глотал-давился. Главное, пока они раз в сутки масло проверяли, он съедал его до какого-то уровня и потом как-то стабилизировался. А вот когда они стали постоянно держать "верхушку" - тут ему "слабо" стало. Сжигать не мог, все в трубу выбрасывал.

А история была такова. Мотор нам привезли в мешке. Хозяева решили отремонтировать мотор, разобрали и поняли, что ничего сделать не могут. Стали искать кто починит. Пока искали, потеряли щуп и еще кое-что. Мы обозначили им список утерянного. Что-то они нашли у себя в сарае, что-то пришлось покупать, а покупать утерянный щуп им показалось излишним (любой ведь подойдет ). Вот они и достали какой достали, а нам сказали, что нашли родной.
Вот так...простейшая штука....а сколько всего.

Обратите внимание на выделенные слова: "Ставим на стенд, "гоняем" трое суток".
Счастлив тот Клиент, который "попал" на такой ремонт, в такой автосервис, где этот стенд есть.
А в большинстве случаев как получается?
Никакого "стенда", все "на колесах" проверяется, "на глазок", "на слух и на нюх".
Да, кое-что так проверить  можно, но...
Видите сколько "но" возникает?
Вторые выделенные слова в рассказе: "...а нам сказали".
Или это был "просто" обман или неведение.

Так вот, чтобы не быть "крайними" (вспоминаю свое славное время работы с Олегом в прошлом веке), мы с самого начала "забюрократили" процесс.
В то время было много поддельных запасных частей и, что бы застраховаться от неприятностей, решили так: Клиент сам покупает и привозит нам, например, поршневые кольца. Они устанавливаются в его присутствии. Так и только так.
А если после ремонта двигатель начинает "жрать" масло, то опять же, при Клиенте двигатель разбирается и причина неисправности детализируется. Если "виноваты" поршневые кольца (что действительно случалось, потому что Клиенты  "иногда" приобретали так называемые "притирочные" кольца), то мы  выставляли счет за проведенную работу + диагностику неисправности.
И только в том случае, если у нас был надежный поставщик запасных частей - только в таком случае мы все приобретали для ремонта самостоятельно.

Вот почему должна быть "обоюдная внимательность" как со стороны Клиента, так и со стороны Автосервиса. И ничего плохого в этом нет, поверьте.
Зато потом будет меньше "головной боли".

Мы всегда надеемся, что "все будет хорошо".
Особенно, если автосервис  имеет "Имя".
Если он тратится на рекламу, если внутри сервиса аккуратно и чисто, а приемщики улыбчивы и вежливы.
Особенно, когда уже отдают отремонтированный автомобиль.
Но и здесь, особенно!,-  нужна внимательность, поверьте.
Приведу очень "свежий" случай, правда, не ремонта, а обыкновенной замены жидкости под названием "Декстрон" в автоматической коробке передач.
Заменили, Клиент уехал, а через какое-то время заметил, что его "автомат" немного странновато себя ведет.
Приехал обратно.
Внешне Клиент походил на "очкастого интеллигента", поэтому приемщик сразу же захотел "проехаться по ушам" :
- Это чисто ваша вина, неправильная эксплуатация, масло "выгорело". Мы все сделаем, но это обойдется вам в...
Сумма была немаленькой.
Но и Клиент оказался не "очкастым интеллигентом", а человеком, который "кое-что" понимал.
С улыбкой он задал приемщику несколько вопросов, сам же ответил на них и...
Приемщик понуро ретировался обратно в свой кабинет, а все остальное было сделано без какой-либо оплаты: ничего ремонтировать было не надо, потому что ранее жидкость просто "не долили" до "уровня".
Или "забыли", или были "невнимательны".
А Клиент и торопился тогда, и просто поверил "громкому  имени".
Вывод простой: "Доверяй, но проверяй", правильно?
Всегда и везде.
Потому что это "Имя" зарабатывалось, может быть, совсем другими людьми, а сейчас этот автосервис просто продолжает "ехать на этом Имени".

Прочитали?
Какие выводы можно сделать?
А пусть каждый их сделает  самостоятельно.
Поразмышлять есть над чем?

Владимир Петрович КУЧЕР





Книги по ремонту автомобилей

Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами