Сажевый фильтр

10.11.2013


Немного подустал отвечать на одинаковые вопросы, несколько раз в день приходится объяснять клиентам: «Что такое сажевый фильтр?.. для чего он нужен?.. возможные последствия … а если так сделать …а если эдак … а если так и эдак?.. а если …». Вот и решил оформить свои ответы в виде написанного, потом распечатаю и буду показывать. Может быть, кому-то ещё пригодится. Итак, начнём:

«Что же такое сажевый фильтр, и для чего он нужен?»

Своим появлением, в начале 2000х годов он обязан новым экологическим требованиям борцов за чистоту окружающей среды. Как видим из фото ниже, он представляет собой керамическую конструкцию, выполненную в виде тысяч мелких каналов расположенных в шахматном порядке, соединенных между собой и заканчивающихся заглушками. Частички сажи, содержащиеся в выхлопе дизельного двигателя, попадая в фильтр, задерживаются в этих каналах, тем самым на выходе из фильтра получаем отработанные газы (далее ОГ) без сажи.

 

Постепенно, во время работы двигателя каналы фильтра наполняются, тем самым понижая его пропускную способность и повышая сопротивление выходу из двигателя ОГ. Далее, для продолжительной работы фильтра без замены, производителями  был введен алгоритм  контроля его наполнения  частичками сажи  и режим его автоматической очистки, или как это еще называется в технической документации  «регенерация СФ». Общая схема и на каких автомобилях применяется -  на рисунке ниже:

Как это работает: перед сажевым фильтром установлен датчик давления, или правильнее назвать «датчик противодавления ОГ», по величине сигнала которого блок управления дизельным  (ЭБУ)  двигателем оценивает степень наполнения (засоренности ) СФ

 

Так же на корпусе СФ устанавливается температурный сенсор (датчик температуры ОГ) по сигналу которого ЭБУ контролирует температуру ОГ и собственно самого СФ.

 

В тот момент, когда ЭБУ регистрирует высокое противодавление ОГ и, следовательно, высокую степень наполнения СФ, запускается режим регенерации (очистки СФ)    

Что из себя представляет режим регенерации :

Температура  СФ повышается до 600-700 градусов, и при столь высокой температуре скопившиеся частички сажи сгорают и в виде пепла выводятся из СФ потоком ОГ. Таким образом СФ опустошается, что и контролируется датчиком противодавления ОГ. На рисунке ниже: «Типичная схема» (The typical soot trap and regeneration cycle of a DPF).

 

Как происходит повышение температуры ОГ :

В фазе выпуска ОГ из цилиндра двигателя впрыскивается дополнительная порция дизельного топлива , которая уже не принимает участия  в толкание поршня (часть этого топлива успевает просочится мимо поршневых колец  в поддон двигателя, но об этом позже ), а идет на разогрев СФ , именно так  достигается высокая температура ОГ.

Данный процесс регенерации происходит практически незаметно для водителя, полностью в автоматическом режиме, но для запуска самого процесса необходимо условие: обороты двигателя значительно выше холостого хода  и нагрузка на двигатель  для большого объема ОГ, достаточного для качественной продувки СФ от пепла.

Живущие в мегаполисах владельцы авто с сажевым фильтром, с постоянными дорожными заторами, довольно таки редко могут предоставить своему авто такое условие, вследствие чего регенерация может запускаться значительно реже, чем это необходимо; так же следует учесть, что не в коем случае не стоит прерывать процесс  регенерации глуша двигатель .

В идеале необходимо продолжать движение  с постоянной нагрузкой на двигатель, или в крайнем случае оставить двигатель работать на холостом ходу (обороты холостого хода при этом могут быть несколько выше чем обычно). Не очень удобно, особенно если Вы приехали на работу  и уже поджимает время, а машинка вас не хочет отпускать …

Прерванные регенерации приводят к ускоренному переполнению СФ, когда он уже забивается настолько, что процесс регенерации не в состояние полностью очистить СФ.

В этом случае регенерации уже будут запускаться намного чаще,  проходить более заметно и с большим выбросом густого серого дыма (хочу напомнить , что при каждой регенерации в моторное масло попадает небольшое количество дизельного топлива , некоторые владельцы автомобилей с СФ с удивлением замечали повышение уровня масла в двигателе , зачастую не понимая как это происходит и от чего).

Теперь хочу рассказать о последствиях сильно забитого СФ :

1 - самое заметное, это снижение мощности двигателя, повышение расхода топлива

2 - редко, но все же встречается «склонность двигателя к перегреву в жаркую погоду», что, собственно, для дизельного двигателя не свойственно, но имеет место быть из за понижения КПД двигателя

3 - ну и самое неприятное, и в тоже время, практически, на первый взгляд незаметное – это понижение ресурса двигателя, ведь масло, сильно разбавленное дизельным топливом теряет свои свойства, что ведет к ускоренному износу двигателя

Не случайно производители авто рекомендуют к использованию моторные масла, имеющие допуск к работе в моторах оборудованных СФ

Какие же пути решения данной проблемы ?

Их два :

Вариант 1 : каждый раз, при прохождение очередного технического обслуживания автомобиля заказывать проведение контроля состояния СФ, и при его значительном заполнение проводить на СТО принудительную регенерацию СФ, которая будет запущена с диагностического оборудования (к сожалению не каждое СТО может предоставить такую услугу ). В случае , если и после проведения принудительной регенерации заполнение СФ окажется высоким, то данный СФ необходимо заменить на новый, оригинальный (что очень не бюджетно).

Вариант 2 : произвести полное физическое удаление СФ и его компонентов из выхлопной системы автомобиля и произвести его программное отключение в ЭБУ двигателя (в просторечие чип тюнинг).

Многие задаются вопросом, что же произойдет, если СФ убрать из выхлопной системы  и ничего не менять в программе ЭБУ? Как  уже говорилось в начале, состояние наполнения контролируется ЭБУ по сигналу датчика противодавления, и если в течение продолжительного времени ЭБУ не зафиксирует плавного повышения наполнения СФ, то посчитает, что сам датчик противодавления неисправен, выставит по этому датчику ошибку  и перейдет на аварийный режим работы двигателя  с ограничением мощности двигателя и его максимальных оборотов, что собственно отразится на динамике авто и комфортности управления.

Кому эта тема интересна, предлагаю ознакомиться с другими интересными мнениями, например: http://www.dieselnet.com/tech/dpf_sys.php на английском языке.

 

Или здесь:  «Diesel Particulate Filter Testing without an engine» http://www.cambustion.com/products/dpg

 

            

 


Ниточкин А.В.
© Легион-Автодата


Ниточкин Алексей Викторович
г.Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27-а, автотехцентр "Good Hands". Тел.: +7 (916) 279-31-14. Сайт: http://el-chip.ru/. Союз автомобильных диагностов

Загрузить

Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Isuzu двиг. 6HK1-TC(7,8) 6HL1(7,2) 6HH1(8,2) 4HK1-T/TC(5,2) 4HL1(TC)(4,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ (New Holland/Sumitomo/Hitachi/CASE/JCB) Диагн.Ремонт.ТО
Isuzu двиг. 6HK1-TC(7,8) 6HL1(7,2) 6HH1(8,2) 4HK1-T/TC(5,2) 4HL1(TC)(4,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ (New Holland/Sumitomo/Hitachi/CASE/JCB) Диагн.Ремонт.ТО
Toyota дизельные двигатели 1KD-FTV (3,0), 2KD-FTV (2,5) серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО (+Характерные неисправности)
Toyota дизельные двигатели 1KD-FTV (3,0), 2KD-FTV (2,5) серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО (+Характерные неисправности)
HINO&TOYOTA двиг J08C-TP/TR J05C/TD J05D J05E-TE/TC/TD S05C-B/T S05D. Серия ПРОФЕССИОНАЛ (Hino Ranger/Dutro&Toyota Dyna/ToyoAce) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO&TOYOTA двиг J08C-TP/TR J05C/TD J05D J05E-TE/TC/TD S05C-B/T S05D. Серия ПРОФЕССИОНАЛ (Hino Ranger/Dutro&Toyota Dyna/ToyoAce) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO двигатели H06C(T), H07C(Т), H07D, EH700(TI), EP100 Серия ПРОФЕССИОНАЛ (устанав на Hino Ranger, спецтехнику KOMATSU/HITACHI) Диагностика.Ремонт.ТО
HINO двигатели H06C(T), H07C(Т), H07D, EH700(TI), EP100 Серия ПРОФЕССИОНАЛ (устанав на Hino Ranger, спецтехнику KOMATSU/HITACHI) Диагностика.Ремонт.ТО
MITSUBISHI двигатели 6D22(T), 6D24(T), 6D40(T), 8DC9/DC10/DC11 & HYUNDAI двигатели D6AU/AZ/AB/AC/CA, D8AY/AX Серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика.Экспл.ТО
MITSUBISHI двигатели 6D22(T), 6D24(T), 6D40(T), 8DC9/DC10/DC11 & HYUNDAI двигатели D6AU/AZ/AB/AC/CA, D8AY/AX Серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика.Экспл.ТО
Mitsubishi Fuso Fighter с 1999 с дизельными двигателями 4M50(4,9), 6M60(7,5), 6M61(8,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter с 1999 с дизельными двигателями 4M50(4,9), 6M60(7,5), 6M61(8,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter 1990-99 с дизельными двигателями 6D14 (6,5), 6D15-T (6,9), 6D16 (7,5), 6D17 (8,2) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Mitsubishi Fuso Fighter 1990-99 с дизельными двигателями 6D14 (6,5), 6D15-T (6,9), 6D16 (7,5), 6D17 (8,2) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Двигатели Mitsubishi 6D14/6D14-T/6D15-T/6D16/6D17 и Hyundai D6BR. Диагностика. Ремонт. ТО
Двигатели Mitsubishi 6D14/6D14-T/6D15-T/6D16/6D17 и Hyundai D6BR. Диагностика. Ремонт. ТО
Mitsubishi двигатели 4D33/4D34-T4/4D35/4D36 & Hyundai двигатели D4AF/D4AK/D4AE серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО
Mitsubishi двигатели 4D33/4D34-T4/4D35/4D36 & Hyundai двигатели D4AF/D4AK/D4AE серия ПРОФЕССИОНАЛ Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели B, 3B, 11B, 14B, 15B-F, 15B-FT серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели B, 3B, 11B, 14B, 15B-F, 15B-FT серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 2C-TE, 3C-E, 3C-T, 3C-TE. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Toyota двигатели 2C-TE, 3C-E, 3C-T, 3C-TE. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Toyota дизельные двигатели 2L, 2L-T, 3L, 5L. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota дизельные двигатели 2L, 2L-T, 3L, 5L. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 1C, 2C, 2C-T. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Toyota двигатели 1C, 2C, 2C-T. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика. Ремонт. ТО
Honda CR-V 2WD и 4WD (2007-12) бензин. двигателями R20A (2,0) и K24Z1 (2,4) Эксплуатация. ТО. Ремонт
Honda CR-V 2WD и 4WD (2007-12) бензин. двигателями R20A (2,0) и K24Z1 (2,4) Эксплуатация. ТО. Ремонт
KIA Ceed с 2006 / рестайлинг с 2010 c бензин. G4FA (1,4), G4FC (1,6), G4GC (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог з/ч для ТО)
KIA Ceed с 2006 / рестайлинг с 2010 c бензин. G4FA (1,4), G4FC (1,6), G4GC (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог з/ч для ТО)
Mitsubishi Pajero II 1991-02 с дизельными двигателями 4D56(2,5) 4M40(2,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО(+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi Pajero II 1991-02 с дизельными двигателями 4D56(2,5) 4M40(2,8) серия ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО(+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi Pajero III 2000-06 с дизельным двигателем 4M41(3,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Экспл. ТО (+Каталог расход. з/ч. Характерные неисправности)
Mitsubishi Pajero III 2000-06 с дизельным двигателем 4M41(3,2). Серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Экспл. ТО (+Каталог расход. з/ч. Характерные неисправности)
SsangYong New Actyon/Korando с 2011 бенз. G20DF(2,0) диз. 20DTF(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт.Экспл.ТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч. Характер неисправ)
SsangYong New Actyon/Korando с 2011 бенз. G20DF(2,0) диз. 20DTF(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт.Экспл.ТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч. Характер неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado150 c 2009 бенз. 1GR-FE(4,0) 2TR-FE(2,7) диз. 1KD-FTV(3,0) серия Автолюбитель РемонтЭксплТО(+Каталог з/ч. Характер. неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado150 c 2009 бенз. 1GR-FE(4,0) 2TR-FE(2,7) диз. 1KD-FTV(3,0) серия Автолюбитель РемонтЭксплТО(+Каталог з/ч. Характер. неисправ)
Honda CR-V 1995-01 (праворульные модели) с бензиновым двигателем B20B (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Honda CR-V 1995-01 (праворульные модели) с бензиновым двигателем B20B (2,0) Ремонт. Эксплуатация. ТО
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Галим Камаев
3 Марта 2015 06:40
Спасибо,очень полезно знать такие вещи!
caddy7373
2 Мая 2015 22:43
спасибо. очень познавательно
Йо
15 Сентября 2015 19:41
Спасибо, хорошая статья. Как узнать, что процесс очистки запущен ? В моём Ниссане нет никаких опознавательных знаков по этому поводу. В некоторых форумах встречал, что очистку можно запускать через спец. кнопку, типа "вручную". За три месяца три раза ездил в СТО очищать фильтр... Как это удручает, мля.
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами