Система зажигания и АКПП

16.06.2006

Подавляющее большинство неисправностей в бензиновом двигателе  возникают по причине нестабильной работы системы зажигания.
И диагностика неисправности системы зажигания подчас приводит к относительно полной диагностике всего двигателя.
Например, определению неисправности цилиндро-поршневой группы или определения причины некорректной работы АКПП. 
Начнем с простого и посмотрим на фото:

              4g13_1.jpg            4g13_2.jpg

                                 фото 1                                                 фото 2

   Если немного присмотреться, то отличия между фотографиями видны: на фото 1 пружинка ржавая, а на фото 2 - нет. "Чистенькая", как говорится.
   Вопрос: "Может ли это влиять на работу двигателя?".
   Ответ: "Да, может, причем на самое неожиданное".

Как мы знаем, нормальное и "правильное" сгорание топливо-воздушной смеси происходит со скоростью несколько десятков метров в секунду. Температура и давление в цилиндре двигателя нарастают плавно (относительно).
Во время искрового зажигания образуется первичный очаг воспламенения (горения), который затем быстро распространяется по всей камере сгорания (фронт пламени).
Несгоревшее топливо догорает как и в пристеночных зонах камеры сгорания, так и ниже, между "зеркалом" цилиндра и поршнем.

Это мы говорили о "правильном" сгорании топливо-воздушной смеси, когда достигается относительно полный КПД двигателя.
А если предположить, что сгорание будет "неправильным" из-за, например, такой "мелочи", как на фото 1 - ?
Так называемые "пропуски зажигания" (пропуски воспламенения) для "простого" двигателя особой беды не принесут. Под словом "простой" двигатель мы берем, например, двигатель 1Ge с механической  коробкой передач.
Да, в зависимости от частоты пропусков воспламенения двигатель будет "дергаться" как и на холостом ходу, так и в движении.
Но - "просто дергаться".
И совершенно другое дело, если такие вот пропуски воспламенения будут на автомобиле  "свежего" года выпуска.
   В таких АКПП всеми или большинства процессами управляет электроника, определяя наилучший момент переключения передач в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения.
И тут используется информация от большого количества датчиков (сенсоров), которые могут и не напрямую относиться к самой АКПП.
Например, если датчики скорости располагаются на "хвостовике" коробки и определяют скорость вращения ( а есть еще и такие системы, в которых присутствует еще один датчик, который так же стоит на "хвостовике", но определяет степень  "проскальзывания" вала АКПП), то датчик положения дроссельной заслонки (TPS) относится к сенсорам двигателя, но "завязан" так же и на АКПП, потому что без его показаний и показаний других "чисто двигательных" датчиков или сенсоров трудно рассчитать - правильно рассчитать наилучшее время переключения передач.
Компьютер АКПП анализирует до 20 различных входящих параметров, он может так же и "запоминать" возникающие ошибки в системе управления АКПП иадаптироваться (приноравливаться) как и к стилю вождения, так и к текущему состоянию "механики" самой АКПП.
Ну вот, мы и пришли к тому, с чего и начиналась наша статья: " Как и почему может влиять неисправность системы зажигания на работу АКПП".
В нашем рассматриваемом случае - "пропуски воспламенения".
Они могут возникать по тем причинам, которые можно хорошо рассмотреть на приведенных фотографиях:

      Пробой изолятора:

 

4g13_19.jpg   4g13_18.jpg   4g13_13.jpg  4g13_12.jpg

  фото 3           фото 4         фото 5           фото 6

 

                Последствия "пробоя" :

 

             4g13_10.jpg                4g13_11.jpg

               фото 7                                  фото 8

   4g13_15.jpg                4g13_16.jpg

                   фото 9                                     фото 10

 

              "Красные" свечи зажигания:

           4g13_17.jpg
     

                        фото 11

      Такой цвет свечи зажигания приобретают после того, как они "нюхнут" бензина, в котором применено сверхнормативное использование присадок (антидетонаторов ФК4,АПК), которые вызывают отложения токопроводящего нагара на свече зажигания. Считается, что этот нагар практически неудаляем, однако в последнее время нашлись умельцы, которые при помощи спрея "для удаления ржавчины" заливают им такие свечи зажигания, оставляют на некоторое время, а потом смывают водой, продувают и пользуются этими же свечами зажигания.
Такие сообщения проскользнули в Интернете, правда, нет ни одного практического доказательства того, сколько времени после такой операции такие свечи "проходят".
Конечно, в исключительных условиях этим способом воспользоваться можно.
Но только до следующего автомобильного магазина?

   Как мы уже говорили, компьютер АКПП способен адаптироваться к условиям вождения, к состоянию АКПП и двигателя.
Теперь представим, что наш двигатель постоянно "подтраивает". Не сильно, но временами. И вполне может быть такое, что ошибка под номером P0304 ( "пропуск воспламенения", "перебои в системе зажигания") может и не зафиксироваться бортовым компьютером.
Возникновение  этой ошибки может возникнуть "на грани фола", то есть, на той грани, когда ее существование будет достаточным для "запоминания", но недостаточным для зажигания лампочки "CHECK" на панели приборов.
Такой вот " автомобильный нонсенс".
И человек, который не привык это "чувствовать", а тем более - "определять", может ничего и не заметить.
А бортовой компьютер при определенных обстоятельствах может принять такую вот нестабильную работу двигателя за некую "норму".

И - "перестроится". Запомнит эти установки и далее будет работать "правильно" - по его "понятиям", а на самом деле передачи могут включаться не при той скорости, может происходить "обрыв" ускорения или наоборот - "затягивание", "коробка начнет дергаться" и так далее и тому подобное...
Упоминания о подобном поведении автоматической коробки передач есть как и на нашем Форуме, так и на некоторых других.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, компьютер можно "вылечить"  от подобной "болезни" путем снятия "минусовой" клеммы на определенное время.
Но это может помочь только в том случае, если какой-либо ошибки в "памяти" уже не существует.
Если же она есть, остается, то после определенного пробега все неприятности могут начаться заново.
Выход один. 
Единственный и правильный: провести Диагностику, определить и устранить неисправность.
Но перед всем этим надо относиться к своей машине "по-человечески": своевременно обслуживать и проводить технические осмотры.
Делов-то?


Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх