Совпадение случайностей

22.03.2002

Каждая неисправность автомобиля – это что-то Новое, что-то Необычное,медленно перетекающее из Небытия в понятие «опыт».
Каждый Автомеханик или Диагност за всю свою рабочую жизнь не раз сталкивался, наверное, с таким понятием в авторемонте, как
«СОВПАДЕНИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ»,
когда после устранения одной неисправности через какое-то время на этой же, отремонтированной машине  «образуется» другая и Клиент, свято веря в свою Правоту, возвращается в мастерскую с Претензиями, мол, Мастер Виноват, давайте исправляйте !
Конечно, тут уже Мастеру надо быть внимательным и различать : или это «тупой, бычий наезд», или просто Клиент Заблуждается.
Например, ремонтировалась неисправность, связанная с устранением ошибок по системе зажигания, а Клиент вернулся с претензией на «Двигатель Стуканул!». Такое бывало…
В принципе, все можно понять по первым словам клиента и его тону.
Ну и сразу же постараться отделить – «мухи отдельно – суп отдельно».
Первая неисправность оказалась «обычной» , так называемой «зимней», когда однажды утром машина просто не завелась.
Естественно, стартером крутили до умопомрачения, потому что у русского человека всегда есть какая-то несбыточная надежда на «авось» :
« А вдруг ОНО заведется?».
Конечно же, нет.
Не завелась.
Притащили на веревке, оставили.
Причина этой, первой неисправности оказалась банальнейшей : свечи зажигания.
Мало того, что сами свечи были от «непонятно какого» производителя, так и топливо способствовало этому.
Забегая вперед скажу, что когда впоследствии клиенту сказали о том, что была проведена замена свечей зажигания, то он очень удивился: « Я же их только что менял!».
Правильно. Менял.
Только просто их поменять и попробовать  запустить двигатель – мало.
Потому что не получится.
Ну, подробное, «пошаговое»  объяснение того, как надо реанимировать автомобиль выходит за рамки этой статьи, скажу только, что машину все-таки «оживили» и она завелась.
Прямо в присутствии клиента, который то и дело посматривал на часы…
Отдали машину, «взяли», что называется – «по минимуму»,  посмотрели вслед и вернулись к своим делам.
Буквально через полчаса в дверях снова появился тот же самый клиент с возгласом : « Она снова умерла!».
Хорошо еще, что он не успел далеко уехать, тащить на веревке оказалось недолго…
Важный вопрос – субъективные ощущения клиента.
«Как умерла? Через сколько? Что было при этом?»,- эти и другие вопросы позволили немного прояснить картину.
Становится дюже интересно…
Ради этого самого «интереса» быстро «пробежались» сканером – все нормально !
Ну что, надо «смотреть ручками» .
Не буду утомлять подробным описанием поисков, скажу только, что все системы двигателя работали вполне нормально.
Конечно, как и у каждого «впередсмотрящего» диагноста, в сейфе нашелся еще один комплект свечей зажигания. Новых. Хотя и «старые» были вполне нормальными, только…
Вкрутили. Завелась.
Сканер в режиме Data Stream, на мониторе ровные ряды осцилограмм…
Красиво.
Но только через минут десять машина все –равно «плавно» заглохла.
Самостоятельно.
Вот «захотела» и все тут.
Если «умная» техника ничего «не говорит», значит, тут нет никакой так называемой «программной» ошибки.
Все, значит, проще?
Смотрим свечи зажигания.
Они так называемые «черно-черные».
Интересно?
А если опять немного подумать?
Какая причина может быть этого?
Так называемое «обогащение топливо-воздушной смеси» - откуда оно?
ничего и просто так ни откуда не возникает и никуда просто так не исчезает
По-моему,  это сказал кто-то из Великих. Хорошо сказал.
Откуда и по какой причине взялось такое вот «дикое» обогащение?
Ни сканер не показал, ни на мониторе ничего не увидели…
Не буду опять томить нашими «изысками» поисков, скажу коротко – причина оказалась в…картере.
Вернее в том, что в нем находилось.
Назвать ту жидкость «моторным маслом» как-то рука не поднимается…
Масло Очень и Очень разбавленное бензинчиком.
Откуда оно взялось, такое «разбавление»?
Этот процесс можно, наверное, так живоописать:
Мы крутим стартером двигатель, он не заводится…
Крутим и крутим.
Все есть: искра, импульсы на форсунки.
Но свечи давно уже не «срабатывают», потому что уже вышли из строя, а топливо продолжает «накачиваться». Куда ему деваться?
Естественно, какая-то часть выбрасывается в выпускной колектор, а бОльшая  его часть – по стеночкам цилиндра и «мимо» поршня и его поршневых колец опускается вниз, в поддон.
И там уже в скором времени получается не «моторное масло», а что-то отдаленно его напоминающее.
Кроме того, здесь еще есть и такая опасность, даже несколько :
-        продолжая эксплуатировать автомобиль на таком вот, с позволения сказать «моторном масле», клиент сильно рискует «залететь» на капитальный ремонт двигателя. Потому что, как вы сами понимаете, все свои свойства моторное масло уже потеряло и нет как и смазочного эффекта, так и охлаждающего.
-        Двигатель может просто-напросто «рвануть», что было уже описано на «просторах этого сайта». После опубликованных уже заметок об этом, случился подобный вариант на 1 UZ-FE, где  разломало как и поршень, так и шатун выгнуло… остальное можно додумать самому.
  Вполне справедливым будет и такой вопрос: «А куда же вы , мастера хваленые смотрели?!!».
Нет, смотрели.
Естественно – смотрели !
Как обычно ( порядок такой уже сложился…), при первичном осмотре автомобиля - масляный щуп был вытащен, протерт, снова вставлен и снова вытащен и осмотрен.
Все нормально.
Уровень соответствовал верхней метке!
Нормально это?
Нормально.
Но кто же знал, что «ручонки шаловливые» уже поковырялись в этой машине!
Как впоследствии оказалось ( призналось – нехотя – клиентом), в предыдущей мастерской ему сливали масло, потому что его было – МНОГО.
А почему не сказали?
Почему – почему…мелочь потому что!
Так считал клиент.
Кстати, если уж мы затронули этот вопрос, то надо немного «развернуть» его и сказать несколько слов о том, что все-таки  есть еще «некоторые и отдельные» клиенты, которые по каким-то особенным им причинам просто-напросто НЕ ЖЕЛАЮТ говорить ВСЕЙ ПРАВДЫ об истории возникновения неисправности.
Например, записывается  на ремонт человек и говорит : « все было нормально, ездил нормально, а вчера не завелся…».
Естественно, первоначальный поиск неисправности начинается с «отталкивания» от слов клиента.
И что оказывается?
Компрессии – нет!
И только уже потом, при детальном «разборе полетов» оказывается, что машина-то – два месяца простояла…осень, начало Зимы.
Или такое, когда при записи на ремонт каким-то клиентом называется причина – одна, а вдогонку быстро проговариваются еще несколько.
Простой пример : NissanRB 20, неисправность такая : «неустойчивая работа двигателя на ХХ».
Хорошо еще, что опыт кое-какой уже сложился при приеме автомобилей в ремонт и сразу же, как только после «обозначения» первой и основной неисправности клиент назвал другую ( не сбрасывает обороты, высокие обороты ХХ), то тут же, «не отходя от кассы», как говорится, все телодвижения были приостановлены и вопрос заострен :
-        повторите, пожалуйста, вот это, последнее…
-        да что там говорить ! мелочь, конечно !
-        мелочь ? мне так не кажется. Давайте вот как договоримся с вами : сначала устраняется ОДНА неисправность, первая и, как мне кажется, основная. А потом уже будем говорить и смотреть вот эту, вторую. Договорились?
 
…это хорошо, что было заострено внимание на этом!
Потому что после устранения первой неисправности, когда двигатель стал вполне нормально ( прилично!) работать на ХХ,  и клиент хотел, но увы, уже не смог предъявить претензии по «высоким оборотам».
Нет, заикнулся, естественно, об этом.
На что ему мягко, но настойчиво было сказано все то, что было сказано ранее, при приеме автомобиля в ремонт.
Вы думаете, что это я такой «вредный» ?
Нет.
Просто понялОсь уже из практики работы в авторемонте, что в подобных ситуациях лучше всего очень и очень внимательно слушать клиента и обращать внимание на  ВСЕ ЕГО СЛОВА, потому что проговоренные скороговоркой слова о ЕЩЕ НЕИСПРАВНОСТЯХ ( да что там заострять внимание на этом, мелочь, естественно !),  - «сподвигнут»  "лопухнувшегося" АвтоМастера  впоследствии на дополнительный и бесплатный ремонт.
Потому что в последнее время слишком уж много «развелось» таких вот, шустрых «клиентиков» из разряда «типа приблатненных», нахватавшихся верхнего слоя блатной философии и умеющих «забалтывать» собеседника и уводить разговор в нужную ему сторону.
Однако, немного  отвлеклись…вот эта, немного и только что обозначенная тематика - оч-чень интересная,  впоследствии поговорим еще и об этом!
           Итак, мы уже устранили ДВЕ НЕИСПРАВНОСТИ, которые последовали одна за другой.
И которые «ни коим боком» не касаются друг друга.
Сделали, отправили клиента, посмотрели друг на друга и мрачно пошутили :
-        скоро он приедет с третьей неисправностью…
 
Так оно и оказалось !
Буквально на следующий день машина…заглохла.
Смеяться или плакать,- трудно сказать, что делать.
Ну, как вы знаете, искать причину такой неисправности – это самое «сладкое».
Потому что все истекает из Основ и надо только ответить на вопрос : «Чего не хватает для запуска двигателя?».
Оказалось, что «нет искры».
…и с этим разобрались. Причина была в коммутаторе.
Ладно, дело, как говорится, прошлое, но написано все это для того, что бы сказать :
 « Совпадение случайностей в ремонте бывает достаточно часто».
Как здесь.
Хорошо еще, что клиент оказался вполне нормальным человеком, все понял, не «буровил» , потому что ему в спокойной обстановке, на листке бумаги все было расписано , показано и рассказано.
Жизнь в авторемонтах кипит, все «варятся» в своих котлах и у многих, как мне думается, возникают такие же или приблизительно такие же проблемы.
Пусть же эта небольшая статья послужит примером того, КАК бывает и ЧТО делать.
Хотя бы – как вариант.


 
наверх