ТНВД:"Обработка фторопластом" и другое

21.01.2007

ОБРАБОТКА ФТОРОПЛАСТОМ

 

От состояния топливного насоса высокого давления (ТНВД), как известно, зависят мощность дизельного двигателя, расход топлива, количество дыма из выхлопной трубы и, в значительной степени, шум дизельного мотора. В ТНВД есть множество трущихся железок, царапины и риски на которых портят его работу. Появляется шум, снижается мощность и в окружающую среду выбрасывается большее количество вредных веществ. Восстановив поврежденные трущиеся поверхностей внутри ТНВД, можно значительно снизить все эти неприятные явления. Самым простым и доступным для любого автолюбителя способом такого восстановления является покрытие трущихся поверхностей фторопластом. При этом большинство дефектов (царапин, рисок) маскируется фторопластом,  величина трения в сопрягаемых деталях значительно снижается. Параметры насоса при этом, естественно, повышаются. Чтобы детали насоса покрылись фторопластом, надо дать топливному насосу высокого давления возможность около четырех часов (проверено на практике) поработать на солярке с добавлением присадки, содержащей этот уникальный материал – фторопласт. Приобретите в автомагазине любую присадку для двигателя, в которой содержится порошок фторопласта (об этом обязательно будет написано на этикетке) или, что одно и то же, тефлона. Мы используем отечественную присадку «Форум», хотя тот же эффект можно получить и с другими присадками содержащими фторопласт и предназначенными для добавления в моторное масло автомобильных двигателей. Мы придерживаемся следующего порядка обработки ТНВД.

 Покупаем присадку «Forum» для двигателя. Более концентрированный «Super Forum» покупать мы не рекомендуем, поскольку у него очень крупные частицы тефлона, и эти частицы очень быстро забьют все сетчатые фильтры внутри ТНВД. Проверено это уже не раз. Далее  снимаем трубку с топливного фильтра и при помощи ручного насоса заполняем чистым дизельным топливом полутора литровую пластиковую бутылку на ¾ объема. Взболтав содержимое флакона с надписью «Forum», доливаем в ту же бутылку половину флакона (примерно 120 мл), оставшийся препарат можно сохранить до следующего случая. Закрываем крышечкой пластиковую бутылку и тщательно взбалтываем ее содержимое. Поскольку изначально присадка была предназначена для моторного масла, то в дизельном топливе ее содержимое растворяется очень легко. Потом в пластиковую бутылку вставляем две трубки, которые напрямую подключаем к ТНВД. (РИС 22)

 

kor_22.jpg

 

Рис. 22. Схема питания большинства дизельных двигателей. Дополнительная емкость (бутылка) с чистым топливом (1) позволяет перевести ТНВД на автономное питание. В нее можно добавлять различные компоненты для чистки и обработки механизмов ТНВД. Поместив дополнительную емкость под капот, можно даже сделать дорожный тест, проверив исправность всего оборудования топливной системы до ТНВД (блокировка фильтра, подсос воздуха в трубках под днищем автомобиля, исправность топливного бака). Помещая  дополнительную емкость выше или ниже ТНВД, можно определить исправность топливоподкачивающего насоса и подсос воздуха в корпусе ТНВД.

Одна из них – подача топлива, другая – «обратка». Запускаем двигатель, он начинает работать на «автономном» (из бутылки) питании. Этого объема (1,5 л) топлива ему хватит надолго (более двух часов), поскольку «обратка» отключена от бака. В течение всего процесса, пока двигатель  работает, надо раза три «газануть», т.е. заставить ТНВД поработать в другом режиме, и еще несколько раз взболтать содержимое бутылки. Обработав таким образом детали ТНВД, останавливаем двигатель и устанавливаем все штатные трубки на место. У некоторых автомобилей, в частности фирмы «Nissan», в ТНВД  имеется входная сеточка, которую надо перед сборкой почистить. Дело в том, что некоторые, наиболее крупные частички фторопласта забивают сетчатый фильтр – это тоже проверено. Если его не почистить, двигатель снижает мощность и не раскручивается до красной черты на тахометре. В принципе, могут засориться и другие сетчатые фильтры внутри ТНВД, но в нашей практике этого не встречалось.

Такой обработки насоса хватает на 2-3 месяца ежедневной эксплуатации, в зависимости от степени износа ТНВД и количества перекачиваемой им грязи. Наиболее сильно эффект от обработки ТНВД «Форумом» проявляется на второй-третий день эксплуатации.

Положительное влияние обработки ТНВД фторопластом проявляется на абсолютно всех типах насосов и при любой степени его износа. Даже водители новых машин, двигатели которых работали безукоризненно, после обработки отмечали улучшение  динамики и снижение шума. В этом случае о снижении количества дыма говорить не приходится, поскольку и до обработки его не было.

Вместо препарата «Форум», как сообщил один наш коллега, можно использовать и другие препараты. Например, нами, для обработки ТНВД, по его совету, был проверен препарат «Хадо», после чего можем заявить, что и у этой присадки есть положительные свойства. Хотя и в меньшей степени, чем «Форум», «Хадо»  уменьшает шум деталей ТНВД, восстанавливает в какой-то степени изношенную плунжерную пару и повышает мощность двигателя. Несколько двигателей с насосами VE после обработки «Хадо» стали лучше заводиться на  горячую, тем самым отсрочив покупку нового насоса.

 

УСТРАНЕНИЕ ПОДКЛИНИВАНИЯ

 

В этом разделе речь пойдет о ремонте электромагнитных клапанов ТНВД фирмы «Toyota» с электронным управлением. Речь идет о старых электромагнитных клапанах (новые, с разъемом на торце, мы, как уже говорилось, пока разбирать не научились). Как следует из практики, самая «нагруженная» деталь в этих ТНВД – плунжерная пара управляющего клапана. Она же является, пожалуй, самой частой причиной остановки двигателя. Как уже говорилось выше, из-за «сухого» топлива и плохого топливного фильтра плунжер заклинивает в стакане в открытом положении, и топливо к форсункам не поступает.  (РИС 23)

 

kor_23.jpg

 

Рис. 23.Внешний вид ТНВД двигателя 2L-ТЕ со снятыми температурным датчиком и напорными клапанами. 1– датчик оборотов вала ТНВД; 2 – защитный колпачок регулировочного винта подачи топлива; 3 – редукционный клапан, управляющий давлением топлива внутри корпуса ТНВД; 4 – клапан для управления объемом подачи топлива.

Вместо этого топливо через постоянно открытый управляющий клапан просто перетекает обратно в корпус ТНВД.

Итак, если двигатель не запускается, топлива из-под отдатых накидных гаек форсунок  нет, кодов неисправностей ECU  двигателя тоже нет, надо снять клапан управления. Для этого надо обрезать и обточить на наждаке рожковый ключ, а потом, накинув его на клапан, подорвать его монтажкой.

Далее, сняв клапан, нужно вытереть его насухо, убрать уплотняющее резиновое кольцо, если оно приклеилось к клапану, и тщательно осмотреть. В месте выхода стаканчика из корпуса клапана на буртике видны 4 вмятины – это заводская завальцовка. Ножом с острым концом нужно чуть отогнуть буртик в местах завальцовки. Если вы проделаете эту операцию очень аккуратно, то стакан и все его содержимое тут же «выстрелит» из корпуса клапана. Но настолько аккуратно выпрямить буртик сложно, поэтому, когда завальцовка будет в основном отогнута, нужно взять клапан левой рукой, а правой при помощи пассатижей ухватить стаканчик, чтобы выдернуть его. Но, прежде чем выдергивать, положите клапан на колени и навалитесь на руки грудью, в противном случае, когда вы выдернете стаканчик, детали из клапана разлетятся по всей мастерской, и это сильно усложнит последующую сборку.

Выдернув стаканчик, выньте из клапана все детали, которые показаны на рисунке. Разборка закончена. Можно, конечно, ее продолжить и далее, но для нашего ремонта в этом нет необходимости. Детали нужно поместить в кювету с чистым дизельным топливом. Если это топливо зимнее, т.е. очень «сухое», добавьте в него около 20% чистого моторного масла. Это поможет сделать детали не только чистыми, но и «жирными», т.е. скользкими.

Возьмите в руки стаканчик и загляните в него: внутри находится плунжер. Если все исправно и нет подклинивания, то, перевернув стаканчик, вы увидите, что плунжер вывалится. Если же плунжер не выпадает, значит, есть подклинивание и чтобы его устранить, нужно все-таки вынуть плунжер. При небольшом подклиниваниии это удается сделать, стукнув торцом перевернутого стаканчика по деревянному столу, но при более сильном подклинивании плунжер нужно выбивать. Для этого берем тонкий гвоздик, обтачиваем его по диаметру отверстия на торце стаканчика и через это отверстие с помощью молотка и обточенного гвоздика выбиваем плунжер. И стаканчик, и плунжер нужно отмыть в дизельном топливе и затем «расходить»: в течение часа или двух вынимать плунжер и снова вставлять его в стаканчик (желательно делать это в емкости с дизельным топливом). В результате плунжер должен под своим весом плавно опускаться в стаканчик и также плавно выпадать из него. После этого нужно еще раз промыть все детали и мокрыми руками вставить эти мокрые и «жирные» детали в клапан. Последним вставляется стаканчик вместе с плунжером. Теперь один человек пальцами полностью утапливает стаканчик, а второй маленьким, сделанным из гвоздя, зубилом буквально в двух местах деформирует буртик. Цель – не дать стаканчику вывалиться при установке, собственно, для этого завальцовка и нужна. После сборки и установки клапана на ТНВД, вероятно, понадобится регулировать этот клапан. Если подклинивание было сильным, т.е. плунжер со стаканчиком имеют большой износ, регулировка нужна обязательно. Как ее провести, было описано выше.

 

РЕМОНТ ДАТЧИКА ОБОРОТОВ

 

Датчиков оборотов на дизельных двигателях с электронным управлением два. Один установлен на блоке двигателя (речь идет о двигателях фирмы «Toyota») в районе третьего цилиндра и срабатывает от выступа на противовесе коленчатого вала. На старых двигателях этот датчик установлен на фланце ТНВД и «считает» обороты зубчатого колеса ТНВД (двигатель в этом случае называется 2L-ТНЕ). Сигнал с этого датчика идет на электронный блок управления, и при его исчезновении (обрыве датчика) двигатель не глохнет, хотя и начинает работать более жестко, т.е. имеет место более ранний впрыск топлива. (РИС.25)

 

kor_25.jpg

 

Рис. 25. Датчик положения коленчатого вала расположен между третьим и четвертым цилиндрами. Когда устанавливается блок от обычного 2L-Т, для этого датчика приходится сверлить отверстие. К счастью, там есть для этого прилив. Но когда по какой-то причине его нет, можно к кромке блока шкивов приварить кусочек железа, а рядом закрепить датчик оборотов. Естественно, придется удлинить провода, но данная конструкция, уже проверено на двух машинах, работает.

На щитке приборов в этом случае загорается аварийная лампочка «check» с кодом «14» и двигатель снижает свою мощность. Следует отметить, что снижение мощности происходит не из-за того, что впрыск слишком ранний, а из-за того, что блок управления (компьютер) «увидел» «неправильный» сигнал (отсутствие сигнала) и включил обходную программу управления. Обходная же программа чего-чего, а достижения максимальной мощности уж точно не предусматривает. Таким образом, датчик оборотов коленчатого вала нужен, для управления опережением впрыска и на способность двигателя заводиться не влияет.

Второй датчик оборотов установлен внутри ТНВД и считывает обороты специальной шестерни на валу насоса.

 

kor_24.jpg

 

Рис. 24. Если необходимо сместить какую-то регулировку, например, повернуть ТНВД, чтобы скомпенсировать износ его деталей, а заводом это не предусмотрено, можно сделать фигурную шпонку. В углу показаны разрезы обычной (А) и фигурной (Б) шпонок. При установке фигурной шпонки поворот вала уже будет другой. Этот способ нами неоднократно применялся на автомобилях, у которых нет трамблера, а угол опережения зажигания нужно сделать более ранним. Изготовили новую шпонку  под шестерню коленчатого вала – проблема тут же исчезала.

 

 При обрыве этого датчика перестает работать тахометр и двигатель глохнет. В память блока управления в этом случае заносится код неисправности «6» или «24», в зависимости от года разработки системы управления. Датчик, как уже говорилось, расположен внутри ТНВД, а провода от него выведены через крышку насоса. Там находится разъем на два провода.

Как уже отмечалось выше, одна из самых распространенных неисправностей, из-за которой не заводится двигатель – это неисправность именно этого датчика оборотов, поэтому необходимо измерить его сопротивление. Если обнаружится обрыв, датчик нужно заменить. Или перемотать. Делается это следующим образом (речь идет о двигателях начала и середины 90-годов; у более «свежих» ТНВД этот датчик в «квадратном» корпусе и неразборный).

Снять заливную крышку топливного бака.

Разъединить разъем на крышке ТНВД.

Ключом открутить гайку разъема датчика.

Пальцами вдавить разъем датчика внутрь ТНВД (этому препятствует уплотняющее резиновое кольцо внутри).

Отвинтить четыре болта и снять крышку ТНВД.

При помощи резиновой груши или пластиковой бутылки с трубкой удалить топливо из ТНВД.

Плоской отверткой отогнуть концы стопорной пластинки винтов крепления датчика.

Вывинтить два болта крепления датчика и снять стопорную пластинку. Для отвинчивания нужен спецключ «внутренняя звездочка» (torx).

Снять пластину фиксации датчика, вынуть датчик.

Отпаять датчик от разъема, не обращая внимания на цвет проводов. Если впоследствии вы перепутаете полярность (что достаточно просто сделать, вы же можете  ошибиться в направлении намотки), поменять провода на разъеме не сложно, даже уже собрав насос. Двигатель заведется в любом случае, но если вы перепутаете провода датчика, момент впрыска топлива будет более поздним, что легко определить по характеру работы двигателя.

С кончика датчика снять пружинную магнитокорректирующую шайбу. Заточенной под долото часовой отверткой удалить всю резиноподобную мастику, отпаять провода от выводов датчика.

Маленьким бородком (гвоздем)  выровнять фиксирующую вмятинку (хватит и одной) и при помощи той же часовой отвертки удалить магнитопроводную Т-образную пластинку.

Вынуть магнит и удалить остатки мастики.

Сильным пламенем газовой горелки в течение 5-8 сек нагреть корпус датчика. Затем быстро надавить отверткой на стержень датчика или на выступающую часть каркаса катушки и выдавить этот каркас наружу.

Вынуть стержень датчика, снова удалить остатки мастики и смотать обмотку (провод диаметром 0,08-0,10). Очистить каркас и при помощи электродрели намотать новую обмотку. Если каркас поврежден, нужно изготовить новый из картона или оргстекла. (РИС.26)

 

kor_26.jpg

 

Рис. 26. Эскиз каркаса для круглого датчика оборотов  у ТНВД первой половины 90-х годов. У более новых  машин датчик оборотов не круглый, а квадратный.

Заготовку каркаса, изображенную на рисунке, доработайте напильником до формы оригинала. Нужно еще оформить выводы обмотки, для этого еще до намотки провода ножовочным полотном делаем пропилы в каркасе и эпоксидным клеем фиксируем в них две проволочки. После этого концы обмоток припаиваем к этим проволочкам (желательно сверху, чтобы при подпайке гибких выводов не произошло обрыва обмотки), на всякий случай обматываем тонкой пластиковой изолентой и помещаем в корпус датчика. В качестве проволочек мы используем выводы обычных сопротивлений МЛТ, которые есть у каждого радиолюбителя.

 Установить сердечник в каркас и проверить его ориентацию (кончик его должен быть параллелен зубьям шестерни, над которой стоит датчик), установить магнит и Т-образную пластинку. Легким молотком и бородком нужно восстановить фиксирующую выемку (чтобы Т-образная пластина была зажата). В заключение проверяем  сопротивление обмотки (оно должно быть около 200 Ом) и убеждаемся в отсутствии замыканий на корпус.

 К выводам датчика подпаиваем два гибких провода и, еще раз проверив целостность обмотки, заполняем свободное пространство корпуса датчика маслостойким герметиком. Учтите, что при эксплуатации этот герметик немного разбухнет, поэтому слишком много его не должно быть. Только вровень с корпусом датчика или даже чуть меньше. Использовать в качестве герметика эпоксидные (и им подобные) клеи не рекомендуем, поскольку при полимеризации возникнут механические напряжения, которые могут вызвать обрыв обмотки датчика. Не стоит использовать капрон, поскольку он может просто расплавиться (температура внутри ТНВД около 100 0С). Время высыхания герметика до установки датчика около суток.

Припаять провода датчика к разъему. Установить датчик на место. Вставить разъем в крышку ТНВД и установить ее на место. С помощью ручного подкачивающего насоса заполнить ТНВД  дизельным топливом. Проверить сопротивление датчика.  Подсоединить разъем датчика и запустить двигатель. Если он не запустится, или запустится, но будет работать неправильно, поменять местами контакты в разъеме (в «маме»).

   Сергей Корниенко
        Диагност
   г. Владивосток



Книги по ремонту автомобилей

наверх