Toyota Free-Tronic

20.08.2006


На автомобилях Yaris/Echo Toyota впервые для себя массово применила интересное устройство - автоматическое сцепление TFT (Toyota Free-Tronic).

1. Общее устройство.

Привод TFT по командам блока управляет величиной давления жидкости, подводимого к главному цилиндру сцепления, включая и выключая его.
Датчики, установленные на коробке передач, определяют текущее положение рычага КПП, датчик частоты вращения измеряет частоту вращения входного вала коробки. Концевые выключатели на рычаге упреждающе информируют блок о том, что водитель собирается задействовать рычаг КПП.
Индикатор предупреждает о наличии неисправности в системе TFT (мигает) или о том, что водитель пытается предпринять неверное переключение (горит постоянно).

58-1.jpg
1 - индикатор, 2 - концевой выключатель рычага КПП,
3 - привод, 4 - датчик 1-2, 5 - датчик заднего хода, 6 - датчик нейтрали, 7 - датчик частоты вращения (КПП), 8 - датчик положения сцепления, 9 - блок управления TFT.

2. Привод.

Радиально-поршневой насос с электроприводом постоянно поддерживает высокое давление в гидроаккумуляторе (мембранного типа с заполненной сжатым азотом полостью), так чтобы запасенного объема было достаточно для нескольких выключений сцепления.
Давление в ветви гидроаккумулятора контролируется датчиком - при падении давления блок активирует электронасос, а когда давление вновь достигает номинального значения, то через несколько секунд блок отключает электронасос.
Для перераспределения потоков жидкости используется золотниковый клапан, приводящийся электромагнитом. Редукционный клапан стравливает жидкость при слишком большом значении давления.

59-1.jpg
1 - бачок рабочей жидкости,
2 - гидроаккумулятор, 3 - золотниковый клапан,
4 - датчик давления, 5 - электронасос.

3. Гидравлика.

60-1.jpg
1 - бачок рабочей жидкости, 2 - датчик давления,
3 - гидроаккумулятор, 4 - полость с азотом, 5 - редукционный клапан, 6 - электронасос, 7 - обратный клапан, 8 - датчик положения сцепления, 9 - главный цилиндр сцепления (ГЦС), 10 - золотниковый клапан.

Золотниковый клапан работает в трех режимах, соответствующих уменьшению, увеличению и удержанию давления в ГЦС.

61-1.jpg61-2.jpg
Режим уменьшения давления - сцепление включается. Степень открытия канала между ГЦС и сливом управляется величиной подводимого к обмотке тока.
Режим увеличения давления - сцепление включается. Степень открытия канала между ГЦС и гидроаккумулятором управляется величиной подводимого к обмотке тока.

4. Электроника.

62-1.jpg62-2.jpg
62-3.jpg63-1.jpg

5. Функционирование


  • Когда двигатель заглушен, канал между сливом и ГЦС постоянно открыт и сцепление остается включенным.


  • Запуск. При включении зажигания (если рычаг КПП находится в нейтрали), блок TFT выключает сцепление, после чего можно запускать двиагатель.


  • Начало движения. При переключении рычага в положение 1-й, 2-й или задней передачи соответствующий сигнал поступает в блок управления TFT. При нажатии педали акселератора к блоку транслируется также сигнал положения дроссельной заслонки. После этого блок переводит золотниковый клапан в режим снижения давления, включает сцепление и автомобиль трогается. Положение золотника изменяется постепенно, чтобы обеспечить достаточную плавность включения сцепления. Когда частота вращения коленчатого вала и входного вала КПП выравниваются, блок полностью открывает канал ГЦС на слив и полностью включает сцепление.


  • Переключение передач. При перемещении рычага КПП и отпускании педали акселератора, соответствующие сигналы поступают в блок управления TFT, который определяет необходимость выключения сцепления, и соединяет канал ГЦС с линией гидроаккумулятора. После того, как блок определяет момент окончания переключения (по сигналу датчика нейтрали и концевых выключателей рычага), сцепление вновь включается.


  • Остановка. При торможении автомобиля, когда частота вращения входного вала КПП падает ниже установленного уровня, блок управления TFT выключает сцепление.


  • При открывании двери водителя соответствующий сигнал поступает в блок управления TFT и тот активирует электронасос для накопления давления жидкости в гидроаккумуляторе.


  • Если автомобиль стоит на передаче, то после включения зажигания, нажатии педали тормоза и перемещении рычага КПП, блок управления TFT выключает сцепление, в результате рычаг может быть легко переведен в нейтраль.


  • Зуммер используется для предупреждения водителя в некоторых ситуациях:
    - если двигатель работает, рычаг установлен в положение, отличное от нейтрали и открыта дверь водителя;
    - при ошибке во время переключения "вниз" (например, на достаточно высокой скорости после 5-й передачи водитель пытается включить 2-ю);
    - если водитель пытается запустить двигатель при включенной передаче;
    - если водитель пытается тронуться с передачи выше 3-й;
    - при чрезмерной нагрузке на сцепление (например, во время длительной работе с частично включенным сцеплением);
    - если педаль тормоза не нажималась установленный период времени при включенной передаче.



  • Евгений, Москва
    © Легион-Автодата

    Комментарии и вопросы
    можно направлять на
    arco@autodata.ru


    Подробную информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей Toyota с Free-Tronic
    вы найдете в книге "Легион-Автодата":

    Toyota Yaris/Echo/Yaris Verso 1999-2005

    1SZ-FE (1,0) · 1NZ-FE (1,5) · 2NZ-FE (1,3)
    Ремонт. Эксплуатация. Техническое обслуживание.


    Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

    Книги по ремонту автомобилей от
    интернет-магазина Легион-Автодата

    • низкие цены от издателя
    • оперативная доставка в любой регион
    (почта, пункты выдачи, курьером)
    • оплата при получении
    • широкий ассортимент
    дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



    Новинки компании Легион-Автодата:

    Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
    Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
    Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
    Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
    Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
    Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
    Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
    Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
    Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
    Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
    Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
    Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
    Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
    Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
    Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
    Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
    Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
    Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
    Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
    Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
    Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
    Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
    Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
    Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
    Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
    Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
    Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
    Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
    INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
    INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
    Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
    Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
    Ответить на комментарий
    Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
    Имя/Ник с форума autodata.ru*
    Введите код с картинки*
    CAPTCHA
    Оставить комментарий
    Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
    Имя/Ник с форума autodata.ru*
    Введите код с картинки*
    CAPTCHA
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




    Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами