Toyota Land Cruiser 100. Интересная неисправность

Toyota Land Cruiser 100 интересная неисправность

06.02.2005

Неисправность Land Cruiser 100 была непонятной и в некоторой степени мистической: Клиент запускал двигатель, трогался с места, какое-то время автомобиль двигался, а потом…благополучно останавливался, потому что двигатель переставал работать.

Имеющиеся сканеры не показывали никакой неисправности. Все было в полном порядке.

Естественно, сразу же подумали на сигнализацию, но электрики, всю ее перепроверив, дали однозначный ответ: «Сигнализация не при чем».

Они даже отключали центральный блок сигнализации, чтобы удостовериться в этом.

 

Подобную неисправность можно искать годами.

Во всяком случае очень долго можно ее искать, если не идти «пошагово» и не следовать такому простейшему понятию, как «Алгоритм неисправности».

Да, у каждой неисправности существует свой алгоритм.

У каждой неисправности есть свое начало.

Это как болезнь у человека: сначала у него краснеют глаза, потом он начинает чихать, потом кашлять, а завтра у него температура за 38 и диагноз: «Грипп».

Все в этом мире имеет свою отправную точку.

Надо только ее найти.

А для этого желательно иметь как можно больше информации.

Начали составлять алгоритм…

Запустили двигатель и, не трогаясь с места, начали «гонять» его на оборотах. Нет, все нормально, двигатель прекрасно развивал обороты и не думал глохнуть.

Тогда сделали по-другому: запустили двигатель, включили передачу и начали трогаться.

Несколько метров автомобиль двигался, но потом заглох.

Хорошо, а если автомобиль будет двигаться не на передаче, если его просто толкать с работающим двигателем?

Сделали так и убедились, что если автомобиль просто толкать усилиями нескольких человек, то автомобиль двигается и не глохнет.

Интересная задачка?

Очень.

Одна голова хорошо, а голова со сканером  намного лучше (сканер + некоторые навесные датчики=приближение к разгадке неисправности).

Следующим этапом стало выяснение конкретной причины остановки двигателя: «Что конкретно «вырубается» и не дает двигателю работать?»

После многочисленных экспериментов было выяснено, что как только автомобиль набирает скорость в пределах 3 – 5 километров  в час, то в этот момент импульсы форсунок пропадают.

А вот сигналы системы зажигания еще «держатся» какое-то время.

Настала пора посмотреть схему подключения форсунок:

                                    3vz_11.jpg

                                                                   рис.1

Простейшая схема, из которой уже можно сделать конкретные и определенные выводы.

Получается два варианта:

,- или отключение форсунок происходит по команде бортового компьютера

,- или отлючение форсунок происходит каким-то дополнительным устройством, которое располагается в цепи после развлетвления  (+12 вольт на катушки зажигания).

 

Но самый интересный вопрос: «Почему и по какой причине отключение форсунок происходит только при наборе определенной скорости?».

 

Значит, существует «нечто», что напрямую связано с измерением скорости.

Что это может быть?

Датчики скорости, естественно.

Что-то еще?

Ни на схемах, ни в памяти не припоминается.

 

Есть хорошее и действительно «золотое» правило диагностики: « Поспешай не торопясь».

Действительно, всегда, когда возникает какая-то заминка при диагностике, то лучше всего приостановиться, покурить, подумать.

 

«Прекращают работать форсунки». Их, надо полагать, отключает бортовой компьютер. А по какой-такой причине? Что он может обнаружить «криминального» для работы двигателя при достижении скорости в 3-5 км\час?

ECU  начнет  «беспокоиться» только в том случае, если поступающие к нему сигналы будут «говорить» о том, что двигатель работает на пределе своих возможностей и возможен его выход из строя. Именно по такому принципу и работает так называемая   «ECU cutoff system» - алгоритм определения критической ошибки и принудительное выключение двигателя бортовым компьютером.

И что самое важное было в нашем случае, что помогло «выйти» на неисправность: отключались  только форсунки, сигналы на зажигание, сигналы датчиков числа оборотов ( NeGe) и другие, не менее важные для работы двигателя сигналы -  присутствовали.

По обыкновенной логике бортового компьютера, если бы он что-то и отключал, то только  все и сразу.

А тут – только форсунки.

Не логичнее бы предположить, что существует некоторое «нечто», которое и является истинной и искомой причиной?

Вот так, «пошаговой логикой» начали смотреть, как и куда идет управление на форсунки от бортового компьютера и «пришли» к обыкновенному на вид реле, запрятанному в глубине проводов за панелью приборов:

                       black_1.jpg                  black_2.jpg

                                               фото 1                                                          фото 2

На фото 1 показано уже разобранное реле, а на фото 2 - тот самый «девайс», который и «отвечал» за блокировку форсунок при достижении определенной скорости.

Сигнализация Black Bug, как известно, использует не брелок, а так называемый транспондерный ключ (карточка).

Принцип действия такого ключа был разработан в начале 90-х годов американской корпорацией  Texas Instruments   и заключается в «опознавании» транспондера, который находится у водителя, системой сигнализации, установленной на машине.

Как только транспондер попадает в зону действия сигнализации, он «ловит» радиосигнал низкой частоты и этот сигнал заряжает конденсатор транспондера для того, чтобы встроенный микрочип мог излучить обратный сигнал.

Центральный блок сигнализации получает его, сравнивает с «зашитым» в Память и решает, давать «добро» или отвергнуть.

Теперь, когда мы освежили в памяти принцип работы данного вида сигнализации, можно перейти к основному вопросу: «Почему  при достижении скорости в 3-5 километров в час двигатель переставал работать?».

Посмотрим на фото 3:

                                              black_5.jpg

                                                                             фото 3

Вы будете тоже удивляться, но на этой плате установлен датчик движения:

1 – корпус датчика движения

2 – «начинка» датчика движения

Эта плата полностью автономна и способна самостоятельно «принимать» решение о блокировке той цепи, в которой она находится.

Что получилось в нашем случае?

После более детального разговора с Клиентом было выяснено, что некоторое время назад у автомобиля было разбито лобовое стекло и машина около месяца стояла на открытой стоянке. Дождь, ветер, и, как следствие, влага не могла не попасть вовнутрь автомобиля и  далее через щели «торпеды» на корпус реле и вовнутрь его.

Влага сделала свое дело, о чем можно убедиться на фото 3 : «ножки» микросхемы сгнили, дорожки  «перезамкнулись».

Получается, что датчик движения мог работать только по своей программе – блокировать форсунки при достижении определенной скорости.

А вот получать сигнал  на разблокировку от центрального блока управления сигнализацией – нет.

 

Приблизительную схематику работы данного устройства можно посмотреть ниже:

 

                              black_6.jpg

В заключении можно сказать, что неисправность была устранена в лаборатории автомобильной диагностики (LAD).

Вы скажете: « Это же все просто! Тут нет ничего гениального!».

И Вы будете правы.

Только надо учитывать, что данная неисправность определялась и устранялась не сегодня и не вчера, а в то время, когда о технологии  WAIT UP совершенно ничего не было известно, она только-только начала применяться в сигнализациях Black Bug




наверх