Тупим, товарищи, тупим...

10.06.2003

Ну, что такое «тупик», знают наверное все, кто занимается ремонтом автомобилей.
У нас тоже недавно образовался такой же «тупичок», когда к нам на ремонт пришла Mitsubishi Galant с достаточно необычным названием двигателя – 6А11.
Такой еще не встречался. Да, были 6А12, были 6G72,6G73 и так далее, но такого мне еще видеть не доводилось.
Так вот, в чем же там был «косяк» : машина прекрасно набирала обороты, прекрасно разгонялась, но…только до определенного предела.
Как только стрелка тахометра  достигала отметки 2.500 оборотов – все, двигатель начинал «тупить».
Причем это  «тупение» происходило довольно своеобразно : двигатель не прекращал работу, работал, но как-то непонятно…а потом, когда стрелка тахометра падала до отметки 1.500 – резкий толчок, прямо ударом и машина снова начинала  «тянуть».
Кроме того, настораживал и тот факт, что если нажимать на педаль газа не плавно, не дожидаться отметки 2.500 на тахометре, а «газануть», то все нормально, машина разгонялась резво.
То есть, говоря образно, машина «тупила» на средних оборотах.
…да-да-да, я понимаю, о чем вы уже подумали!
Throttle Position Sensor ?
И мы так подумали.
И мы сразу же «набросились» на него и стали мучить и проверять его.
Сначала просто «цифровиком», потом «стрелочным», потом через звуковой генератор.
И что?
А ничего.
Все нормально.
«Все хорошо, прекрасная маркиза…».
Да, это было бы просто и немного «тупо», а здесь…
Ладно, составили себе небольшой «планчик», как и что проверять, в какой последовательности.
Вперед?
Вперед…
Итак, с чего можно начать такие проверки при Такой неисправности?
Собрались в кружок и стали  перебрасываться «гениальными» техническими изысками.
Топливо?
Маловероятно, потому что внезапное прекращение подачи его и такое же внезапное возобновление не давало бы такой эффект – «толчок» , просто Удар при достижении отметки в 1500 оборотов и возобновлении работы двигателя.
Искра?
А что, вполне и вполне вероятно.
Тем более, что на этом двигателе стоит так называемый «сложный трамблер», то есть, в распределителе зажигания находится все : датчики положения, катушка зажигания, коммутатор. И из практики вспоминалось, что да, что бывало и такое, что «вылетала» как и катушка, так и коммутатор, так и датчики Холла.
Проверку решили вести при помощи двух наших цифровых стробоскопов одновременно. Тем более, что их конструкция позволяла «зацепиться» за  ВВ-провода, закрыть капот, а сами приборы положить на панель и во время движения наблюдать как и за оборотами двигателя, так и за регулярностью вспышек.
Поехали!
…наверное мы все подспудно ожидали, что причина неисправности кроется именно в этом.
Ожидали, но…
Это долбанное «но»!
Все нормально оказалось, все абсолютно нормально.
Как только машина начала «тупить», как только обороты начали падать, мы буквально с трепетом «вперились» взглядами в стробоскопы и…
Увы, увы, перебоев не оказалось.
Опять все нормально!
Ну что ж, неудача только подстегивает?
Думаем далее?
Далее мы, конечно, поначалу поленились, это правильно.
Потому что для проверки работоспособности форсунок мы использовали обыкновенную маломощную лампочку из панели приборов.
Подсоединились «впаралель» на форсунку первого цилиндра, вывели лампочку на панель , поехали.
И опять – все нормально.
Как только началось вот это «тупение», лампочка как мигала, так и продолжала мигать, показывая, что отключение форсунки не происходит.
Хорошо, отключения не происходит, а как насчет ширины импульсов?
Саша Акулов
sasha.jpg

  
достает своего «кормильца», двухлучевик DG-2000, подсоединяемся, едем.
Ну вот и оно самое…
Что мы увидели:  когда начинается «тупение», то время открытия форсунок резко меняется.
Было 2.7 ms, а потом резко становится – 1.5 ms.
И «тупим», «тупим», «тупим»…
Обороты снижаются до 1500…
Резкий толчок – это когда  время открытия форсунок самопроизвольно и непредсказуемо снова становится 2.7 ms.
Да, все правильно, все совпадает.
Ни топливо, ни искра, ни TPS здесь не при чем.
Вся причина в том, что по какой-то причине, при таком количестве оборотов компьютер «говорит» форсункам «уменьшить свою прыть», а потом, когда обороты падают до определенного предела, компьютер «разрешает» им снова открыться.
Интересно?
Даже очень.
Думаем далее?
Хорошо, посмотрим, что еще может влиять на время открытия форсунок.
Что?
А посмотрим MAF-sensor, что он нам «скажет»?
Посмотрели по "мануалам"...
Конкретной модели не нашли, но приблизительно выяснили то, что можно взять "за основу":
korstu1.jpg
Проверяем. Все совпадает. Пусть и приблизительно, но немного определиться все таки можно. Потому что практически все "мицубиськи" работают на MAF с эффектом Кармана.
Начинаем движение…
А вот тут интересно. Оч-чень интересно!
Потому что при движении, при оборотах в 2500  наш «двухлучевик» показал частоту работы MAF совсем необъяснимую – 376 Гц !
Я смотрю на Александра:
- Прибор тарирован?
- Обижаешь, начальник...
То есть, что получается?
Получается то, что превышение по Гц составляет почти в три раза!
Думаем далее?
 ******************************************************************
К удивлению.
Потому что изначально данная проблема казалась полностью неразрешимой.
Действительно, создавалось такое впечатление, что во время этого «тупения» компьютер по каким-то  «своим» причинам включал режим «отсечки», и время открытия форсунок с 2.7 ms мгновенно становилось на 1 – 1.2 ms меньше, то есть, 1.5 – 1.7 ms.
Клиент, кстати, говорил тоже самое. Говорил, что у него создалось такое впечатление, что происходит «отсечка топлива» ( клиент оказался грамотным и подкованным, что не так уж удивительно в наше Просвещенное Время!).
Каким образом было найдено решение?
Просто все.
Перерыли все наши базы данных , подключили знакомого «япониста», который в два счета перевел непонятные нам иероглифы в одной из ценнейших наших программ,-
и все-таки нашли для данного двигателя показания для MAF-sensor, а именно:
На ХХ при  700 RPM – от 25 до 50 Гц
При 2500 RPM – 100 – 110 гц
То есть, вышеопубликованная таблица верна не совсем.
Но мы и брали ее только лишь для «опоры».
…Как уже ранее говорилось, у нас было трехкратное превышение по частоте.
То есть, два дня мы «упирались» в работу данного MAF-sensor.
Что было конкретно сделано?
И опять все «просто», если только Знать – «откуда растут ноги» у данной неисправности.
Мы понизили частоту, «срезали»  мешающие нам  200 с лишним  Гц
( основная Мысль принадлежала Александру АКУЛОВУ, между прочим!),и подобрали такую частоту, при которой машина перестала «тупить».
Надо сказать, что  «на все-про все» ушло почти двое суток работы и несколько  десятков пробных  заездов…
Теперь наша «мицубиська» не едет – она «летает».
Тянет как и на «низах», так и на «верхах».
Правда, пол-дня ушло на то, что бы  убрать некоторое  «зависание» оборотов между  2400 – 2500 RPM.
Клиент доволен.
А мы?
Тем более!
Когда я приехал с последней «пробы», то увидел напряженные лица колег, ожидающих меня около ворот бокса.
Поднял большой палец вверх:
- Ласточка, между прочим!
… это еще один Наглядный пример того, что без Нормального оборудования,             без Мозгов, без такого понятия, как «мозговой штурм» -
                                успеха просто-напросто не видать.
                                                Вы согласны?
наверх