Турбонаддув. Blowoff valve

02.10.2007

Турбонаддув.
Blowoff valve

Обсуждение статьи и дополнения на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/5939/

Неисправность, о которой будет рассказано в этой статье, не появилась "сама по себе".
Как часто бывает, тут не обошлось без пресловутого "человеческого фактора".
Не зря же Опытные в механике люди говорят: "Не мешайте машине работать".

При проверке автомобиля Nissan с двигателем NEO выяснилось, что он оборудован турбонаддувом, однако штатная системаBlowoff изменена - установлен BOV для перепуска в атмосферу.

Аббревиатура BOV используется в технической литературе и означает blowoff valve. Кстати, в написании этого клапана есть разночтения: одни источники пишут  просто "blowoff valve", другие через тире: "blow-off valve" или используется аббревиатура: "BOV". В переводе тоже есть разночтения. Одни источники переводят это название как "антипомпажный клапан", другие "байпасный", но суть от названия не меняется: BOV предназначен для сброса давления на участке "турбонагнетатель - впускной коллектор" при закрытии дроссельной заслонки. Если этого не сделать, то возможно разрушение лопаток турбины.

Как работает и устроена эта система

Турбонагнетатель (турбина) состоит из двух частей, в каждой из которых  располагается "турбинное колесо".
Выхлопные газы, выходящие из двигателя, попадают на первое "турбинное колесо", которое находится на одной оси со вторым "турбинным колесом", которое можно назвать "компрессорным". Именно оно всасывает наружный воздух, входящий в двигатель после воздушного фильтра и далее "сжимает" его, направляя в интекулер и далее в двигатель через впускной коллектор.
В открытой Интернет-энциклопедии (Википедии) есть рисунок, который наглядно объясняет работу турбокомпрессора:

bov_3.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/88/Turbocharger2.jpg

(использование этого рисунка и других материалов, расположенных на этом ресурсе,  находится в рамках Fair use)

Однако на приведенном рисунке нет рассматриваемого нами blowoff valve, поэтому сделаем другой рисунок.
На рис.1 показано движение воздуха при открытой дроссельной заслонке (после "Двигателя", на рисунке, стрелки показывают движение ОГ - отработанных газов):

 

                  bov_5.jpg  bov_6.jpg

                  рис. 1                                                                     рис.2

На рис.2 показано движение воздуха при закрытой дроссельной заслонке.

Более подробнее работу BOV можно посмотреть на следующем рисунке:

 

bov_7.jpg

                                      рис.3

1 - атмосферный воздух
2 - турбонагнетатель
3 - BOV
4 - вакуумная линия управления BOV  
5 - поршень (мембрана BOV)
6 - дроссельная заслонка

   Посредством вакуумной линии (4)BOV "открывается" при резкой десселерации ( когда разряжение
во впускном коллекторе значительно выше рабочего). Тем самым осуществляется подъем поршня (5) и сброс лишнего давления (рис.3,- внизу,- заслонка "закрыта").

Blowoff ставят не только для защиты турбины, но и для того, чтоб в момент закрытия дросселя не происходило резкого роста давления и не "порвало" патрубки с интеркулером. Ведь турбина не может мгновенно остановиться и продолжает некоторое время крутиться по инерции. 
Для чего ставят тюнинговый Blowoff? Конечно не только для того, чтоб он делал красивый «пшик!». 
Считается, что тюнинговый клапан имеет меньшее аэродинамическое сопротивление, чем "родной", и в момент переключения передач и резкой перегазовки с ним, турбина дольше держит обороты и, естественно, быстрее «подхватывает» на следующей передаче. 
Так же у клапана Blowoff есть скрытая функция "обогащения смеси". 
Весь воздух, который он "травит" мимо двигателя, учитывается датчиком воздушного потока, и естественно увеличивается количество топлива, поступающего в мотор. С одной стороны это хорошо, увеличивается приёмистость при перегазовках, но с другой стороны, во всех новых машинах то же происходит программно, по сигналу от сцепления и коробки. Происходит двойное обогащение смеси, что приводит систему управления холостым ходом и составом смеси в «глубокий супорт». 
Особенно это проявляется на MITSUBISHI, на последних «эволюшинах». 
Через два дня машина теряет холостой ход с записью ошибки.
Стирание адаптаций помогает ровно на день. Кроме того, у любителей неспешных переключений и поездок с выжатым сцеплением появляются так называемые «пропуски зажигания».
Из-за переобогащения не всё топливо сгорает в двигателе, часть горит в катализаторе и трубе, на свечах образуется слой копоти.
 

   В последнее время вместо штатных BOV стали применяться "тюнинговые".
Есть много Интернет-ресурсов, где посредством установки такого BOV, человеку предлагают "выделиться":

bov_4.jpg

Потому что при переключении передач или при "бросании" педали газа, из-под капота раздаётся "красивый рык" - которого ни у кого нет.

   Однако BOV не просто «пукалка». 
Во первых – штатный blow off выполняет еще роль аварийного сброса давления , например свыше 1 кг. 
Т.е , если Вы ставите "буст контроллер" и хотите "поднять бус" выше заданного предела, то ничего не получится – blow offбудет его "скидывать", а регулировать "штатный" BOV невозможно.
Внешний blow off подлежит регулировке по "сбросу" , ну и, кроме этого, он создает "приятный" шумовой эффект ,- приятный рейсерам.
Кроме того, BOV уравнивает давление между входом и выходом компрессорного колеса
турбины, тем самым снижая перегрузку лопаток и вала .
 

BOV имеют большое разнообразие внешнего вида и исполнения, средняя стоимость BOV за рубежом составляет от 140 до 400 $:

 

bf_4.jpg    bf_5.jpgbf_2.jpgbf_3.jpg

                   3_1                           3_2                              3_3                               3_4

bf_1.jpg  bf_8.jpg  bf_6.jpg   bf_7.jpg  

                 3_5                              3_6                       3_7                         3_8

Примечание:
Особенность BOV №№ 3_2 - 3_6 - 3_7 - 3_8: у них алюминиевый поршень и корпус, которые подогнаны очень плотно, выхлопное окно большое и ничем не закрыто. Воздух после турбины и сапуна имеет примесь масла, оно в небольших количествах всегда оседает на клапане, и как только на него попадает дорожная пыль, клапан начинает "клинить и повисать" в открытом состоянии. Это приводит к неустойчивому холостому ходу и потере мощности.

Именно такую переделку - замену штатной системы на "крутую" и сделали Клиенту в Подмосковье.
Однако, вместо долгожданного "пшика" из-под капота, получилось другое: "машина перестала ехать".
Она "троила", самостоятельно "глохла", временами "взвинчивала" обороты.

Неисправность искали. Но не нашли. И по этому факту можно сделать заключении о "профессионализме" этих людей.
Чуть позднее в другой Мастерской, куда попала эта машина, и где нашли и устранили неисправность, сказали:
- Такой "жесточайший тюнинг" нам еще не попадался...

На следующем рисунке можно посмотреть конкретно детали этого "тюнига":

 

blow_1.jpg

                                                                                                      рис.4

   Слева-внизу на рис.4, показан патрубок, "заглушенный" деревянной пробкой. 
Вверху показан сам BOV.
И он, вроде бы, "настоящий", специально приспособленный для таких "переделок".
Однако при детальной проверке оказалось, что на нем была порвана мембрана.
Вполне возможно, что это случилось из-за лишней "накрутки" ( перестарались ), и шел "подсос"  по линии вакуумного управления ("накрутить" BOV можно, вверху клапана есть регулировочный болт).
А так как двигатели NEO очень чувствительны к "подсосам" и не работают без "обратной связи" по датчику кислорода, то двигатель имел такие симптомы неисправности, какие были описаны выше.

Какие можно сделать выводы и о чем можно предостеречь тех, кто захочет сделать "турбо-тюнинг":
-  "подсос" и связанная с этим "отвратительная" работа двигателя были созданы "руками человеческими"
- прежде чем делать подобный "тюнинг", убедитесь, что Вам его сделают профессионально.

Своими практическими наработками поделились
Гаджиев Арид Омарович (SKYLINE77)
Давидчук Евгений Александрович (vintik)

"Союз автомобильных Диагностов"

Опубликовал - Владимир Петрович

Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2016 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF3.8. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Устанавливался на ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, FOTON Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Chery Tiggo FL & Vortex Tingo FL с 2012 бенз. SQR481FC(1,8), SQR484F(2,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расход. з/ч. Характер. неиспр.)
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Toyota двигатели 1GR-FE(4,0), 2GR-FE(3,5), 3GR-FE(3,0), 2GR-FSE(3,5 D-4S), 3GR-FSE(3,0D-4), 4GR-FSE(2,5 D-4) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Диагностика.Ремонт.ТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Chery Tiggo & Vortex Tingo 2005-13 Acteco SQR481F(1,6)/SQR481FC(1,8)/SQR484F(2,0) Mitsubishi 4G63S4M(2,0)/4G64S4M(2,4) сер. ПРОФЕССИОНАЛ РемонтЭксплТО
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Toyota Land Cruiser Prado 150 с 2009 с бенз. 1GR-FE(4,0), 2TR-FE(2,7) серия Автолюбитель Ремонт.Экспл.ТО (Каталог расходных з/ч. Характерные неисправ)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Cummins двигатель ISF2.8 серия ПРОФЕССИОНАЛ устанав ГАЗ Соболь/Баргузин/Бизнес/NEXT, Foton, спецтехнику. Диагностика. Ремонт. ТО (+Каталог расход з/ч)
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
INFINITI QX56. Модели 2010-13 гг. выпуска с бензиновым двигателем VK56VD (5,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Nissan Qashqai с (2014). Ремонт. Эксплуатация.
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами