ВАЗ-2131. Мамонт, микрофон и современные технологии

20.06.2014

Название данной статьи связанно с тремя вещами, которые даже в теории вообще не должны встречаться друг с другом в этом мире. Но!Мы подумали и решили, а почему бы нет! Давайте попробуем соединить, поехали…

Первый компонент нашего трио – «Мамонт». Ничего сложного, это обычное изделие отечественной автопромышленности, 70-х годов разработок - ВАЗ-2131, в очень стандартном состоянии после эксплуатации в условиях деревни. Почему «Мамонт»?Объяснять думаю не стоит…


Этот самый «Мамонт» приехал к нам «с галстуком». Хозяин автомобиля уже совсем было расстроился, и окончательно разочаровался в профессии «Автоэлектрик», потому как «Мамонт» уже около месяца катался по СТО и так называемым специалистам, но дыма из глушителя так и не было. Что же, мы любим такие случаи, давайте поможем…


Все это ремонтное мероприятие осложнялось тем, что проводка «Мамонта» была в очень плачевном состоянии, очень плачевном, очень. Плюс стоит охранный комплекс! Главный вопрос ОТ КОГО? От хранителей музеев наверно!)

Мы решили не вдаваться в подробности работы сигнализации на данном автомобиле и пригласили наших знакомых из СТО «Импульс-Авто». Вердикт автоэлектриков был однозначен – сигнализация не причем!

Что же, это уже наш случай. Берем дилерский сканер концерна АвтоВАЗ – ДСТ-10 (производства того же года что и автомобиль), подключаем и читаем коды ошибок – кодов нет. А вот это еще интересней! От компьютерной диагностики «Мамонта» переходим к так называемой механической и визуальной диагностике. При прокрутке стартером появляется запах бензина из глушителя – топливо есть.Хорошо! Далее, свечи на массу и вот! Искра исчезла. Уже лучше…

Кто виноват? Учитывая статистику выхода из строя датчиков вращения коленчатого вала, мы просто решили проверить сигнал с данного датчика. Включаем осциллограф МТ-Pro, и смотрим на экран монитора:


Данная осциллограмма говорит о том, что датчик коленчатого вала вполне работоспособный, но вот точек ВМТ первого цилиндра стало две. Почему? Наверно что-то случилось с задающим диском на коленвале. Идем, смотрим, видим – что на шкиве просто отломали один зуб, как раз соседа метки ВМТ первого цилиндра:


По всей видимости, блок управления потерял момент ВМТ и не знает что ему делать, давать искру или нет. Едем в магазин, покупаем новый шкив и ставим. Для чистоты эксперимента решаем еще раз проверить сигнал с датчика коленчатого вала. Нашему взору открывается вполне ясная и правильная картина сигнала:


Убедившись в том, что все в полном порядке, вкручиваем свечи, потираем руки и крутим двигатель. И тут к нашему удивлению… Мотор молчит!!! Выкручиваем свечи - смотрим, а искра не пришла. Вот это уже чрезвычайно интересно…

Не буду томить загадками просто скажу, что сигнал мы снимали с переходника который одевается на сам датчик. Наличие сигнала на датчике не означает его присутствия в блоке управления. Звоним провода от датчика до ЭБУ – провода целые. Но опыт диагностики подсказывает нам нужно проверять неисправность со всех сторон, в прямом смысле этого слова, давайте так и сделаем…

Цепляемся к проводам датчика коленчатого вала именно на выводах ЭБУ и смотрим:


Разница сигналов на выводах датчика и блока управления на лицо. Блок управления двигателем получает сигнал, но не в том виде какой он должен быть. Во-первых, амплитуда достаточно низкая. Во-вторых, в месте метки ВМТ сигнал ведет себя просто неадекватно. Похоже на повреждение экрана провода, а само искажение вызывает наводка от электромагнитного поля стартера. Самое главное в том, кто нам поможет?

 Это будет второй участник нашего трио – «Микрофон» - элемент сильно подверженный наводкам. Вот именно от него мы и купили провод в магазине электроники. Проверяем сигнал – и вот чудо! На блоке картина сигнала стала совпадать с датчиком. Цель достигнута – мотор стал производить выхлопные газы (работой это трудно назвать). Поставленная задача выполнена. Пора завершить рассказ, но где последний участник обещанного трио?

Третий компонент – «современные технологии». Под этим словом я подразумеваю ни что иное как осциллограф. Без него ремонт данного автомобиля можно было продолжать очень и очень долго путем заменой всех датчиков, свечей и т.д. вплоть до капитального ремонта…

Мораль данного рассказа очень проста – именно осциллограф является одним из главных инструментов диагноста в борьбе как с «Мамонтами» так и с дядей Васей в любимом СТО…

Марцинкевич А.А.
© Легион-Автодата


Марцинкевич Артем Александрович
г.Ханты-Мансийск
наверх