Журнал "Новости авторемонта". Что пишет пресса о "Союзе Диагностов".

08.02.2008


Союз Диагностов
Журнал "Новости авторемонта", февраль 2008 г.


Уже давным-давно известен тот факт, и подтверждался он неоднократно, что из года в год автомобили становятся все сложнее и сложнее, все больше систем в них контролируется электроникой. Особенно это касается двигателей. А как известно, чем сложнее техника, тем сложнее ее ремонтировать. То есть квалификация человека, который занимается ремонтом и обслуживанием, должна быть соответственной.
В то же время во многих сервисах наблюдается такая картина: человек, который именуется там диагностом (кстати, специальности «диагност» до сих пор не существует в реестре профессий, поэтому все они числятся либо электриками, либо слесарями, либо еще кем-то, но не носят официально этого названия), очень плохо разбирается в том, как же работает двигатель. Точнее, он хорошо в этом разбирается, если сравнивать это со знаниями обыкновенного челове¬ка, который на машине только ездит и никогда ее не чинил. В то же время знает он недостаточно для того, чтобы уверенно пользоваться диагностическим оборудованием.
Под уверенностью в данном случае мы подразумеваем не только четкость движений и знание, какая кнопка что делает, но и умение применить по¬лученную от приборов информацию. Например, многие диагносты практически боготворят сканеры неисправностей, забывая о том, что сканер во¬обще не работаетсдвигателем, а рабо¬тает с блоком управления этим самым двигателем. То есть сканер дает нам возможность поглядеть на двигатель, так сказать, глазами блока управле¬ния. И если блок управления не видит каких-то проблем, то и мы их от сканера не увидим.
В то же время ни для кого не секрет, что неправильная работа двигателя может происходить и без ведо¬ма блока управления. Тут частенько возникает другая крайность: не получив от сканера ошибок, но при явно выраженной неисправности клиенту просто рекомендуют поменять блок управления. Конечно, это случается не так часто, чтобы об этом кричать и бить в набат, но все же подобные случаи -далеко не лучшее, что может увидеть клиент. И потом, у клиента взгляд на вещи не такой, как у диагноста.
Да, диагносту сложно найти неисправность, — как правило, если неисправность «хитрая», то даже опытнейший из диагностов может встать в тупик. Но клиент, поменяв блок управления и не избавившись от неисправности, вряд ли станет благосклоннее относиться к вашему сервису. В этом вопросе, на наш взгляд, достаточно корректной политики придерживается компания «ИнжекторКар», где клиент платит деньги только за конкретную найденную неисправность. К несчастью, такой политики придер¬живаются далеко не все сервисы -«развод» клиента на деньги является для некоторых вполне приемлемым способом ведения дел. Вот поэтому и сохраняется до сих пор в народе отношение к ним как к «шарашкам»: куда ни приди, все равно обдерут "аки липку". В дилерских сервисах подготовка диагностов лучше, но дилеры связаны, во-первых, временными рамками, а во-вторых, предписаниями производителя.
К чему такое долгое вступление? К вопросу о том, что завоевание доброго имени - задача далеко не из легких. И если в вашем сервисе есть хороший, грамотный диагност — это изрядная доля доброго имени. Но по-настоящему хороших диагностов мало, а главное - о квалификации человека работодателю сложно судить. То есть фактически нет критерия, по которому можно судить человеку непосвященному, хороший перед ним диагност или нет. Целью всего долгого предисловия не было задеть кого-то лично или какую-то конкретную организацию. Это просто констатация того факта, что взаимное доверие клиента и сервиса из-за неприятных инцидентов нарушается, а это не идет на пользу ни тем, ни другим.
Радует то, что все-таки такая ситу¬ация не повсеместна и на рынке присутствует достаточно предприятий, работающих качественно и квалифицированно. Не так давно сотрудники этих предприятий стали объединяться. Около пяти лет назад образовался
неофициальный Союз автомобильных диагностов. Лишь только в самом конце 2007 г. он был зарегистриро¬ван на законном основании. Правда, юридическое имя у него теперь - Общество автомобильных диагностов, но это не меняет сути дела. Пока общение тех, кто в него входит, протека¬ет в основном в Интернете, на форуме издательства «Легион_Автодата».
Мы встретились с одним из учредителей организации Владимиром Петровичем Кучером (он же является администратором и модератором форума), и он рассказал нам о данной организации чуть подробнее.
Новости Авторемонта:
Как возникла идея подобного сообщества?
В. К.:
- Эта идея витала в воздухе с 2003 г Форум же существует с конца 1990-х гг. В то время я работал на Сахалине, где занимался вопросами автомобильной диагностики. Именно тогда возникла первая идея: найти по Интернету своих единомышленников. Время было трудное, информации практически никакой, и добрый совет был бы весьма кстати. Время шло, форум по
тихоньку работал, и когда волею судьбы мне пришлось переехать в Москву, я начал трудиться в издательстве «Легион-Автодата» - форум и сайт перешли на новый виток развития. Пришло понимание того, что неплохо было бы постараться объединить единомышленников. Так все и началось.
Люди приходили и уходили из форума, оставались самые преданные идее.
Вот так и образовался костяк нашего Союза. С 2004 г. мы начали задумываться о юридическом статусе. Но так как наше законодательство имеет много углов, то первую регистрацию мы не прошли — оказывается, нельзя было употреблять в названии слово «союз». Пошли на второй заход, и все получилось, правда, название пришлось немного изменить, и наше правильное
юридическое название - «Общество автомобильных диагностов». Впрочем, лично для нас это неважно. В общении и по своей сути мы именно Союз.

Н. А.:
Каковы цели вашего Союза?
В. К.:
Основная цель — объединить людей, которые обладают большим опытом, знаниями и профессиональными навыками в области диагностики и ремонта автомобилей. И, обратите внимание, — порядочных людей. Почему я так сказал? Хороший, грамотный диагност может зарабатывать достаточно много, не прибегая к «разводу» клиента. А такое явление, как «развод на деньги», у нас в стране (да и не только), к сожалению, не редкость. Почему такое происходит? Ответ простой: когда нет знаний или их не¬достаточно, а «кушать хочется всегда», то таким специалистам не остается ни¬чего, кроме как заниматься не вполне профессиональной деятельностью. Вот и приходится достаточно час¬то читать на нашем форуме вопросы просто водителей, которых начинают «разводить». В некоторых автосерви¬сах им могут сказать, например, не¬что в духе: «У вас слетела кэш-память второго уровня, вследствие чего из¬менились показания трехмерной топ¬ливной карты, и топливная коррекция не может возвратиться к установлен¬ным на заводе параметрам. Проблема очень сложная, но отремонтировать можно». После чего называется явно завышенная цена ремонта. Хотя про¬блема или простая, или явно приду¬манная — исключительно для того, что бы сорвать деньги с автовладельца.
Простой пример привел член нашего Союза Арид Омарович Гаджиев, который уже достаточно долго занимается диагностикой и ремонтом ва-риаторных коробок передач. К нему приехал клиент с неисправным вариатором. При разговоре выяснилось, что человек уже ремонтировал его, отдал за ремонт около 90 тыс. руб., но коробка прослужила недолго, всего пару дней, а потом опять сломалась. Арид Омарович провел диагностику, выяснил причину и назвал цену ре¬монта клиенту. У того был шок, потому что стоимость ремонта составила всего 6 тыс. руб. Да-да, именно столько стоила неисправность! А за что клиент отдал деньги в первой мастерской? Да как обычно, за умные слова. И таких примеров можно привести множество, легион им число.
К членам нашего Союза люди едут на диагностику и ремонт, как в «последнюю инстанцию». Это не самореклама, это обыкновенная констатация фактов, поскольку этому есть причина: за то время, пока в другой мастерской клиента будут «разводить», можно спокойно продиагностировать и отремонтировать на порядок больше автомобилей. И сделать это качественно. А выгода здесь — как моральная, так и материальная — прямая: сохранил и подтвердил свое доброе имя (к тебе снова приедут и этот клиент, и его друзья, и друзья его друзей, со¬гласитесь!). Отремонтировал больше автомобилей - получил больше денег. В конце концов, есть такое понятие, как совесть. Не надо об этом забывать. То есть во главу угла мы ставим наши знания.
Откуда они берутся? Во-первых, это накопленные знания. И вот здесь надо немного приостановиться. Что в этом слове? Слово-то простое, а за ним — бессонные ночи, схемы, десятки исписанных листов бумаги, попытка найти решение неисправности. Можно даже так сказать, что мы все немного «по¬вернутые» на вопросах диагностики, для всех нас это не просто слово - это образ жизни. Помните китайскую поговорку о пяти пальцах? Один палец согнуть можно легко, а вот если пальцы сжать в кулак? Так и мы. Долго думали, долго определялись и все-таки пришли к правильному пониманию: один в поле не воин. У нас есть свой закрытый форум, где и происходит наше техническое общение.
Например, нашел кто-то на Камчатке решение какой-то проблемы — выложил его для всеобщего обозрения и критики. А другой, из Калининграда, нашел решение другой проблемы и тоже поместил на форум. Но это не все. Каждый член нашего Союза постоянно в поиске, и ко мне регулярно поступает разнообразная техническая информация. Когда ее накапливается достаточно много, мы делаем так называемую техническую рассылку по нашим региональным координаторам, которые ее получают, копируют для себя и отсылают далее тем членам Союза, которые живут рядом. Кстати, буквально неделю назад мы провели такую.рассылку: около 200 Мб технической информации ушло в Хабаровск нашему дальневосточному координатору Владимиру Юлисовичу Бекреневу
Наш Союз - молодая организация, но наши цели и задачи, несмотря на это, достаточно глобальные. Спросите практически любого автолюбите¬ля, как он относится к автосервисам. И большинство ответов, смею вас уверить, будут отрицательно - настороженными. Где-то «не довертели», где-то «перевертели», где-то просто обманули - одним словом, отремонтировали некачественно. Какая причина? Обыкновенная. Простая, мы уже говорили об этом: недостаточные знания. Кто работает в автосервисах и занимается вопросами диагностики и ремонта? Ведь этот вопрос не такой уж и простой, как может показаться с первого взгляда. Правильно продиагностировать автомобиль — это добрая половина успеха. А если идти по накатанному для многих пути - поочередная замена узлов и деталей, авось повезет и наткнемся на неисправность, - кому это выгодно? Только недобросовестному автосервису.
Хотя здесь возможно так называемое «добросовестное заблуждение». Но сути это не меняет - клиент, так или иначе, отдает деньги фактически ни за что. Как этого избежать? Иметь знания — правильный ответ. Откуда их взять? И вот тут возможно несколько вариантов. Учиться самостоятельно, просиживать дни и ночи около неисправного автомобиля и мучительно выискивать неисправность - это долго и муторно. Проще сделать по-другому: открыть Интернет и найти объявления о курсах диагностики. Далее заплатить деньги - и... И действительно, что далее? Почему-то многие считают, что если человек побывал на курсах диагностики и вернулся оттуда с корочкой, то знаний у него стало столько, что о-го-го! Так ли это?Для начала спросим: а кто преподает на этих курсах? Если это Практик, да еще с большой буквы, то просто замечательно. А если нет? Если преподаватель имеет степень кандидата каких-то наук, но является чистым теоретиком? Вспомните великое изречение: «Теория без практики мертва». И хорошо еще, если теоретик преподает тот вопрос, по которому он защищал свою диссертацию. Но если он начинает учить тому, о чем сам только прочитал?
Опять простой пример: как-то довелось спорить с таким преподавателем-теоретиком насчет двигателей системы GDI. Почему-то он был искренне уверен, что в двигателях GDI НЕТ дроссельной заслонки и быть не может по определению. Откуда у него возникла такая уверенность - не знаю. Я долго пытался его разубедить. А потом представил и покачал головой: боже мой, какие знания он сможет передать своим ученикам? Именно поэтому наш Союз начал сотрудничать с НАПТО (Национальная ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств). Вместе с ее исполнительным директором Борисом Алексеевичем Ласкиным стали присматриваться к тому, насколько качественно такие курсы диагностики проводят обучение.
Ладно, курсы - это одно, это отдельный разговор. А вот скажите, если бы вам пришлось лечиться, то к какому врачу вы бы пошли? К тому, кто только-только из мединститута, или к тому, кто имеет громадную врачебную практику и опыт? Ответ, наверное, очевиден: ко второму. А теперь давайте плавненько перейдем к нашей тематике разговора. К кому вы поехали бы ремонтироваться? К новичку или к тому, кто имеет приличный запас опыта и знаний? Ответ тоже очевиден. Но вот как узнать клиенту о той мастерской, где его не «разведут» из-за нехватки знаний, а сделают все грамотно, качественно и надежно? В настоящее время наши клиенты узнают о правильных мастерских только из «сарафанного радио» и немного из Интернета. А вот если бы они приехали в какую-то мастерскую и увидели бы на стене сертификат качества, то отпало бы много вопросов.
Если конкретнее: почему бы нам не перенять замечательный опыт из США, Великобритании и других зарубежных стран? Там существует такое понятие, как "сертификация". Человек, который претендует на звание диагноста, проходит достаточно сложный испытательный экзамен, по результатам которого определяется, достоин ли он звания диагноста или нет, можно ли ему доверять диагностировать и ремонтировать автомобиль или нет. И потом выдается сертификат. Да, это очень сложный вопрос, им надо за-ниматься плотно, а пока нам остается только присматриваться к нему.

Н. А.:
Проводятся ли встречи членов Союза?

В. К.:
- Да, естественно. Во-первых, это ежедневные виртуальные встре
чи членов нашего Союза в Интернете на нашем форуме и в сети SKYPE.
Во-вторых, в августе 2007 г., когда мы еще не были официально зарегистри
рованы, мы решили провести встречу в реале. Собрались в Москве на нашу первую практическую конференцию.
Представьте, приехало больше половины зарегистрированных членовСоюза, 26 человек. А если учесть,что люди ехали и жили на свои собственные деньги, и приехали-то откуда!
Владимир Дмитриевич Павлычев прилетел с полуострова Камчатка, Игорь Олегович Малахов — из Калининграда,Антон Валерьевич Воробьев — из Нижневартовска, также были представле
ны такие города, как Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Выборг и многие другие.
В принципе, наш Союз можно было бы назвать всероссийским, но получается
немного больше. Члены нашего Союза живут и работают не только в России,
но и в Казахстане, Украине и в других бывших советских республиках. И если люди приехали издалека, приехали на свои кровные, значит, им это надо?
Да, это надо нам всем. Оставаться и далее простыми «гаражниками» мы уже
не можем. И не хотим. Надо выходитьи подниматься на другой уровень.

Н.А.:
Какие мероприятия проводились в ходе практической конференции? Каков был ее распорядок?
 
В. К.:
- Распорядок конференции был довольно насыщенным и в основном
состоял из так называемых мастерклассов. В первый день мастер-класс провел Дмитрий Юрьевич Кублицкий.
Это довольно известный и популярный человек среди владельцев тех авто
мобилей, у которых под капотом находится двигатель непосредственного
впрыска GDI. Конечно, за несколько часов все узнать невозможно, но кто хо
тел, тот почерпнул для себя многое и важное. Второй мастер-класс провел специалист по вариаторным коробкам передач Арид Омарович Гаджиев,о нем мы уже говорили выше. Третий
мастер-класс - по системам зажигания - провел Сергей Павлович Газетин из фирмы «Ам-Евро».
Кроме того, перед собравшимися выступил директор фирмы Carman Scan Станислав Владимирович Светозаров. Большинство членов Союза используют в своей работе сканеры этой фирмы, и выступление специалиста было выслушано очень внимательно. Он рассказал нам об изменениях программного обеспечения, о перспективах развития и предоставил на наш суд новую модель сканера. В заключение перед собравшимися выступил генеральный директор издательства «Легион-Автодата» Богдан Владимирович Осокин. Издательство является одним из учредителей нашего Союза и всегда старается идти в ногу со временем. Была показана компьютерная программа по электрическим схемам автомобилей. Когда программа будет готова полностью, ее представят членам Союза для бесплатного тестирования. Окончанием нашей практической конференции можно считать посещение выставки «Мотор-Шоу». А основной итог таков: мы все поняли, что создали наш Союз не для забавы, а для серьезного и перспектив¬ного дела, от которого выиграют все, но в основном - наши клиенты.

Н.А.:
- Неужели в вашем Союзе диагностов все профессионалы и знают все досконально?

В. К.:
— Начнем с того, что все знать невозможно. Нет таких людей. А если
человек считает себя "профи" и говорит, что он, мол, знает все и из двух
мнений только его считается правильным, - нам с такими не по пути.
Люди, которые сейчас составляют костяк нашего Союза, - это в основном
те, кто уже "собаку съел" на вопросах диагностики и ремонта автомобилей.
Многие специализируются на узких вопросах, потому что нельзя качественно ремонтировать «все, что движется». Например, Дмитрий Юрьевич Кублицкий из Москвызамечательно разбирается и ремонтирует системы непосредственного впрыска топлива фирмы Mitsubishi, специалист из Хабаровска Владимир Юлисович Бекреневтак же прекрасно владеет темой непосредственного впрыска топлива автомобилей Nissan и Toyota. Диагност из города Нижневартовска Антон Валерьевич Воробьев в основном занимается автомобилями Nissan, у него даже подпись на нашем форуме такая: «Пока Nissan делает автомобили, мы без работы не останемся»; Арид Омарович Гаджиев из Москвы тоже занимается в основном автомобилями фирмы Nissan и вариаторными коробками передач. Всех не перечислить.
Но одно можно сказать точно: все члены нашего Союза - глубоко порядочные люди и отменные специалисты. Почему я затронул слово «порядочность»? А в нашем деле без этого нельзя, потому что «правильный» диагност — это в первую очередь человек порядочный. Не будет он им - не будет и хорошим диагностом.
И продолжая тему профессиональности, можно сказать, что многие из членов нашего Союза - люди профессиональные по своей работе. Но это совсем не означает, что они «застыли» в своем движении вперед. Мы все прекрасно понимаем, что если остановиться, если начать почивать на лаврах, то скоро от понятия «профессионал» останется обыкновенный «пшик». Мы постоянно учимся, постоянно в поиске, и наш форум — отличное этому подтверждение.

Н.А.:
- С кем вы сотрудничаете?

В. К.:
- Мы сотрудничаем с несколькими организациями. Во-первых,это издательство «Легион-Автодата». Оно обеспечивает нас, в том числе, и технической литературой. Также мы сотрудничаем с НАПТО. Кроме того, собираемся наладить контакты с обществом автомобильных инженеров. В планах также контакты с обществом автомобилистов «Свобода выбора».

Н.А.:
- Обсуждается только практический опыт? Или же теоретические вопросы тоже рассматриваются?

В. К.:
- Почти все сводится к обмену практическим опытом. Единственный раздел на сайте - «Теория и практика систем», где обсуждаются теоретические вопросы. Но и там все рассказывается с четкой привязкой к практике.То есть четко и ясно рассказывается о работе той или иной конкретной системы. Все остальные статьи — это практический опыт каждого.

Н.А.:
- Каковы права и обязанности члена Союза диагностов?

В. К.:
- Начнем с обязанностей. Наша организация существует на членские взносы. Соответственно, каждый член Союза периодически платит определенную сумму. На что идут эти деньги? На улучшение качества получаемой технической информации. Как уже говорилось выше, у нас существует так называемая техническая рассылка. То есть периодически всем участникам рассылается достаточно большой объем информации по вопросам диагностики и ремонта автомобилей.

Н.А.:
- Как человеку, если возникнет у него такое желание, стать членом Союза диагностов?

В. К.:
- Прием в Союз производитсяв два этапа. Сначала решается вопрос о том, можно ли присвоить человеку статус кандидата в члены Союза. Решается голосованием. Если выносится положительное решение, человек становится кандидатом и в этом состоянии находится пять месяцев. Так сказать, испытательный срок. Пять месяцев — достаточно большое время. Но, учитывая, что общение происходит в Интернете, этот срок как раз достаточен для того, чтобы оценить,насколько активен человек, насколькоон знающий.
Происходи все это при личном общении - можно было бы определиться и за день. Но при интернет-общении мы ведь не видим человека. Еще и не каждый день он будет что-то писать. То есть все это время за человеком смотрят, что он из себя представ¬ляет, какие сообщения пишет. По прошествии пяти месяцев снова проводится голосование. Соответственно, по его результатам человек либо становится членом Союза, либо не становится. Во время пребывания кандидатом он получает доступ к некоторым разделам закрытого форума (доступного только членам Союза).

Вот такой Союз наконец-то появился в нашей стране. Вообще,очень удивительно что,несмотря на достаточную распространенность услуг по диагностике и ремонту электронных систем двигателя,и как следствие — большого количества специалистов в этой области,общественная организация мастеров официально оформилась только сейчас. Ну, как говорится, лучше поздно, чем никогда. А потому нам остается только лишний раз порадоваться, что это «поздно» наступило и теперь у диагностов есть свое профильное объединение.

Журнал "Новости Авторемонта", февраль 2008 года

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх