Двигатель поДтряхивает - часть 1
30.06.2001
- Уже под конец рабочего дня Сергей, наш «молодой и начинающий специалист по диагностике и ремонту» спросил :
- - Владимир Петрович, а что может влиять вот на это ?,- и показал в сторону Mitsubishi – Diamante, уже «прописавшегося» в мастерской на вторую неделю ремонта. Неисправность на этой «мицубиське» была распространенной и, надо отметить, трудно обнаруживаемой и ремонтируемой : «двигатель подтряхивало».
- Не знаю как у кого и какие выражения есть для «озвучивания» данной неисправности, но мне по душе пришлось именно это слово, и не «потряхивает», а – поДтряхивает, то есть, если положить ладонь на двигатель, то в ладонь что-то периодически «бьет» откуда-то изнутри двигателя.
- …хочу вернуться к дискуссии в Интернете по поводу диагностики «на слух, на нюх». Эта дискуссия так и не получила своего логического завершения – все стороны остались при своих мнениях. И мне кажется, что это правильно. Потому что нельзя категорично утверждать, что «на слух, на нюх» диагностику автомобиля проводить нельзя!
- Спорное утверждение. И заблуждение – так мне кажется. Но это совсем не значит, что я убежденный сторонник проведения диагностики японского автомобиля исключительно «на слух и на нюх», нет.
- Я убежденный сторонник той мысли, что диагностику проводит Человек, обладающий органами чувств и имеющий Память Опыта, Интуицию и склонность к «экспериментальному техническому авантюризму».
- Да, исключительно ВСЮ диагностику автомобиля провести при помощи своего «слуха и нюха» практически невозможно, за исключением «простых» случаев, когда неисправность «лежит на поверхности», например, имея уже определенный опыт, вы по работе двигателя на ХХ и при ускорении сможете сразу же определить неисправность свечей зажигания , ВВ-проводов или, определившись для себя с ответом на вопрос « чего нет? – искры?», сможете сразу же очертить «круг» возможных ошибок в системе зажигания. И далее, работая «по разделениям» исключать или подтверждать свои предположения.
- По всей видимости эта статья мало кого заинтересует, наверное, только тех, кто занимается диагностикой и ремонтом японских автомобилей не только для и ради Денег, а так же для того, что бы Развиваться в нужном направлении, имея внутри себя «двигатель» для этого – собственное Самолюбие. Но это к слову.
- Как уже говорилось, никакая «электроника» в виде мотор-тестеров, сканеров и так далее не сможет помочь неопытному человеку в вопросе диагностики и ремонта автомобиля.
- Весьма примечательна такая история, получившая свое логическое завершение совсем недавно: несколько месяцев назад к нам на ремонт приехал клиент, с первых шагов забросавший нас «умными» вопросами – ответами насчет ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИМ САМИМ причинами повышенного расхода топлива на своей машине. Я на него смотрел с некоторым недоумением : « Если ты такой умный, то зачем приехал к нам?». За пять минут этот человек бегло рассказал нам : что надо проверить, как надо проверить…но все прояснилось очень быстро : говоря «умные» слова и выражения клиент показывал на своем двигателе совсем не то, о чем он говорил. MAF-sensor он «спутал» с клапаном IACV, расположение oxygen sensor показал на резонаторе и так далее, и тому подобное…
- Как оказалось, этот клиент был «дельцом от авторемонта» и, заработав определенную сумму решил открыть свою мастерскую. По его словам он «вбухал кучу бабок» в диагностическое оборудование. Кое-что спросив у него я с сомнением покачал головой : он путал такие понятия, как «тестер» и «мотор-тестер», «сканер» и тому подобное… но посмотрим! В принципе, «денежный мешок» и не должен щепетильно разбираться в «мелочах».
- Конкуренции наша мастерская не боится, так что – «флаг в руки и вперед!».
- И вот прошло несколько месяцев…клиент снова появился на «нашем горизонте». Говорливости у него поубавилось, уверенности – тоже. С чем приехали, уважаемый?
- Ага, вот оно даже как – у вас работать…
- А в чем причина, интересно? У вас же такие планы были… «авторемотно-наполеоновские».
- Что оказалось : человек, которого он взял для работы на диагностическом оборудовании – да, он изучил это оборудование. Знает, какие кнопки и клавиши нажимать. А вот далее…
- Ну, показал вам сканер кодов ошибок код неисправности – а далее что? Не хочется повторяться, об этом я уже писал на сайте, но код неисправности – это только код неисправности, это только «область» неисправности, а сама неисправность может «лежать где-то рядом» ( истина где-то рядом!) с этим кодом неисправности ( масло-масленное, ну да ладно). То есть, мало иметь «какое-то» оборудование и уметь с ним управляться, надо еще иметь Опыт и Знания по устройствам систем электронного впрыска топлива.
- Ну и самое Главное : уважающий себя специалист никогда не пойдет работать «на дядю». О причинах, мне кажется, говорить не надо, они на поверхности.
- И напоследок : диагностическое оборудование – да, было куплено и оказалось «на внешность» красивым, сверкающим лаком. Но вот использовать его можно было только на определенных моделях автомобилей, определенного года выпуска и определенной комплектации. Производители обрудования – не дураки!
- Так они сразу вам и продали «диагностику» на исключительно все автомобили. Фигушки вам!
- Вот этот автомобиль, вот такого года выпуска и такой комплектации – да, диагностируйте. Другой автомобиль? Будьте добры «подкупить» катридж, стоимостью $800. Еще другой автомобиль? Еще катридж…
- И так далее, и тому подобное.
- Так что : «не все так просто, как вы думаете!».
- Говорить об этом можно много и долго, но остановимся и вернемся к начальной теме : к чему может относится такое вот «подтряхивание» двигателя, к какой неисправности или области неисправности?
- Свечи зажигания.
- Свечи зажигания? Да, как ни удивительно. Выкрутим, посмотрим. Что видим? Ничего не видим? Правильно. И это есть «ошибка номер раз» - осмотрев визуально свечи зажигания и даже «прокатив» их на стенде, где создается определенное давление, механик исключает эту неисправность и сосредотачивается на остальных, им предполагаемым. А мы остановимся. Подумаем. Вспомним и призовем на помощь свой предыдущий Опыт. Что он говорит и подсказывает? Как ни странно, но он призывает нас раскошелиться на новый комплект свечей зажигания! Сумасбродство ?
- Отнюдь…
- Кстати, если вы занимаетесь диагностикой и ремонтом – у вас есть на полочке новый комплект свечей зажигания? Из тех, что называются «заведомо исправные»?
- Надо бы иметь. Дорого? А что делать…
- Зачем менять, почему менять, на вид свечи зажигания вполне еще…
- Посмотрев статью на этом сайте о свечах зажигания мы увидим, насколько непросто она устроена – СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ. И сколько у нее внутри «всякого-разного». И даже если ее внешний вид не вызывает подозрений, даже если при «стендовой» обкатке все нормально, то это не говорит еще о том, что можно со спокойной совестью вычеркнуть этот пункт из «подозреваемых». Даже на стенде, создав определенное давление, мы не сможем «заимитировать» температуру, вибрацию, то есть, создать полностью «родные» условия при проверке.
- Понимаете мысль? Так-то вот…
- Высоковольтный провод ( провода)
- О нем ( о них) можно сказать тоже самое, что и о свечах зажигания. Не будем повторяться.
- Нарушение состава топливно – воздушной смеси
- Тема очень интересная! Говорить о ней и не переговорить…
- Во-первых, она перекликается с материалом «Двигатель троит. Возможные причины». Надо посмотреть.
- А во-вторых – не все так просто.
- Для нормальной работы двигателя нам требуется соотношение : топлива14.7 частей и воздуха 1 часть. Возьмем пока эти параметры. Не рассматриваем другие.
- Если двигатель имеет MAF-sensor, то первое, на что надо бы обратить внимание – целостность «воздушного канала», по которому воздух, миновав этот сенсор поступает в цилиндры двигателя. Компютер, рассчитывая количество топлива для нормальной работы двигателя полностью «опирается» на показания этого сенсора : «через сенсор прошло 5 кг воздуха за 3 секунды – даем топлива столько-то…»,- это приблизительное описание того, как «думает» компютер. Предположим, что наш «воздушный канал» где-то имеет порыв ( потерся, обгорел и так далее). Что получается? Правильно, топлива поступает «нормальное» количество, а вот воздуха становится много. В этом случае, в зависимости от количества «нештатного дополнительно воздуха» и принципов построения системы электронного обеспечения может происходить следующее:
- Обороты двигателя после прогревочной стадии будут «плавать» от, например, 800 до 1.500 и обратно ( в режиме «прогрева» все будет нормально). В этом случае «лишнего» воздуха поступает слишком много.
- Двигатель «подтряхивает» ( «лишнего» воздуха поступает мало).
- Остановимся на этом и не будем далее рассматривать другие зависимости работы двигателя от, например, датчика кислорода. Мы определили нужное для нас – двигатель в этом варианте развития событий может «подтряхивать».
- То есть, постепенно вычленяем для себя главное : одной из основных причин, по которым двигатель может «подтряхивать» является неправильное соотношение «топливо – воздух». Вышеприведенный пример – яркий пример и, наверное, самый простой. Потому что обнаружить его и устранить – пара пустяков. Посложнее дело будет с «подтряхиванием» из-за действительно сложной причины, –
- Выработка распредвала или постели распредвала
- Да, тут уже надо думать основательно и приглашать со стороны знакомого высококлассного механика, если сами таковым не являетесь. Комментировать не буду, потому что все это может вылиться в десяток-другой страниц…
- Вакуумная система ( или система EGR)
- Для примера можно привести случай двухгодовой давности : привезли из Японии автобус, купили его там «задешево», практически за бесценок по «простой» причине – двигатель «подтряхивало». По всей видимости «тамошние» специалисты так и не смогли устранить неисправность.
- Так вот, пришлось основательно «прошерстить руками» все, что только было возможным и «вычленить» неисправность : она возникла из-за «лишнего» воздуха. И причин этому было две :
- Поступление «нештатного» воздуха во впускной коллектор из-за трещины в воздуховоде после MAF-sensor
- Неисправность ( залипание) клапана системы EGR
- И то, и другое добавляло «нештатное», неучтенное количество воздуха, которое компютер совсем не «видел» и всеми своими электронными силами пытался выправлять положение. Но, как говорил Владимир Лещенко : « возможности компютера не безграничны!».
-
- продолжение статьи
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):