Неопределенные неисправности

15.09.2002

Давно назрела необходимость поговорить о таком, действительно «большом и глубоком пласте» в проведении диагностики, как  «неопределенные неисправности».
Русский язык действительно богат, поэтому эти два слова включили в себя  все то основное, что хотелось бы сказать, а именно:
«Неисправность, при которой бортовой компьютер «говорит», что «все нормально».
Это, вроде бы, алогично, вроде бы неправильно и быть не должнО, но – есть и встречается довольно часто , это –
«Нонсенс действительной диагностики».
 
Как мы уже знаем, ECU, в основном, определяет такие ошибки в системе управления, которые можно назвать «критическими ошибками» и которые в той или иной мере влияют на работу двигателя с изменением его  рабочих параметров
( плохой или неуверенный запуск двигателя, изменяющиеся обороты ХХ, «провалы» при ускорении и так далее и тому подобное).
То есть, если мы внимательно просмотрим таблицы кодов неисправностей, то  увидим, что там, в основном, обозначены такие позиции неисправностей, которые лежат в плоскости «обрыв или замыкание цепи».
И иногда, если система управления двигателем более-менее  «продвинутая», иногда ECU начинает распознавать уже и некоторые «тонкости», такие как, «бедная смесь», «богатая смесь».
И в совсем уже редких случаях «система говорит» о том, что на том или ином датчике/сенсоре повышенное или пониженное напряжение, которые не позволяет тому правильно «выполнять» свою работу.
Конечно, с совершенствованием систем управления будет меняться и «распознавание» неисправностей, но меняться, скорее всего, в сторону бОльшего   «общения» со сканером\мотортестером.
И в этом случае определение DTC при помощи « простого перемыкания контактов» станет весьма и весьма проблематичным…
               Итак, что может влиять на «неопределенные неисправности» и в чем это может проявляться,-
Двигатели, в которых используется MAF-sensor :
-        износ резистивной дорожки, вследствии чего  происходит неправильное определение проходящего потока воздуха, двигатель работает на ХХ нестабильно, возможны «провалы» или наоборот – «взлеты» оборотов, плохой набор скорости…
-        подклинивание (заклинивание) поворотной пластины : двигатель не запускается, не набирает обороты, глохнет
-        так называемый «нештатный подсос воздуха» : при 60-80% двигатель запускается и глохнет, при 40% двигатель запускается, набирает высокие обороты и «плавно» глохнет, при 5 - 10% (около) двигатель, вроде бы, работает и нормально, но  на ХХ ощущается «вздрагивание» двигателя, повышенный расход топлива, плохое ускорение автомобиля…
 
 
MAP-sensor
 
-        механическое повреждение вакуумного шланга ( трещина, например)
-        «человеческий фактор» : при проведении ремонта случайно «скинута» вакуумная магистраль
 
IACV ( Idle Air Control Valve )
 
-        изменение проходного сечения воздушного канала вследствии «старости»
-        обрыв или замыкание ( чаще – обрыв) одной из катушек
-        «человеческий фактор» : «скинут» разъем
 
Газораспределение
 
-        «перескочил» ремень ГРМ
-        «разбит» шпон-паз
-        неправильная установка системы VVT-I
-        неправильная установка распределительного вала (редко, но встречается)
 
Датчик числа оборотов
 
-        в основном «человеческий фактор» и в основном на Mitsubishi : неправильно установленная ( передвинувшаяся )  так называемая «трехлопастная пластина»
 
Во всех вышеприведенных примерах ECU не определяет неисправность, а двигатель работает крайне отвратительно.
 
К слову сказать: этот перечень можно дополнить и  каждый может его дополнить,  здесь все обозначено коротко, только для примера, но суть не в этом.
Просто мы еще раз поняли, что не стоит «тупо» доверяться  системе самодиагностики, потому что она такая же относительно «тупая», где все расчеты – чистая математика и нет ничего сверхестественного.
Например, двигатель Mitsubishi 6G73 : время открытия форсунок прямопропорционально изменению частоты в герцах сигнала от MAF-sensor.
Сигнал MAF увеличился в 5 раз ( вместо 60 Гц стало 300 Гц ), и время открытия форсунок увеличилось тоже в 5 раз ( было 2.1 ms, а стало 10.5 ms ).
Конечно, тут тоже есть свои особенности, свои зависимости и корректировки «по температуре», «по давлению» и так далее… но если говорить  «в общем», то дело обстоит именно таким образом.
 
Часто «грешат» на компьютер и не разобравшись, начинают утверждать, что «неисправность в компьютере!».
Однако Практика показывает, что такие неисправности встречаются очень и очень редко...( можнопосмотреть в приложении ту "штуку", которая действительно называется "неисправность компьютера"...но повторюсь: все это встречается редко, крайне редко...)
Потому что, в 90 случаях из 100 для того, что бы ECU «вышел из строя» или начал «куролесить»,- для этого практически всегда требуется опять-таки «человеческий фактор».
И только мАлый процент зависит от такого фактора, как «старость».
Что бы мы не говорили, но «товарищи японцы» делают свои электронные «штучки» на Совесть.
«Старость компьютера»
Двигатель 3S-FE, всем давно знакомый и довольно надежный.
Неисправность «простая» : «заводится с трудом, после запуска не развивает обороты, глохнет».
Система самодиагностики «показала», что «все в порядке!».
И если ей верить, то…
То можно все проверять-перепроверять до «скончания Века», если не иметь возможности заглянуть «вовнутрь» всех происходящих процессов при помощи дополнительного оборудования, без которого полноценная Диагностика автомобиля невозможна, например, того же самого осцилографа на базе персонального компьютера с хорошим разрешением и возможностью просматривать одновременно несколько каналов ( это «чисто» мое мнение и я никого не принуждаю ему доверять.  ).
Не верим, а начинаем проверять. И что оказывается:
При запуске относительно «теплого» двигателя ( температура около плюс 10 градусов Цельсия), время открытия форсунок составляет…30-35ms.
Для справки : при такой температуре такой двигатель должен «давать» время открытия от 7 до 10ms.
А у нас такой «перебор» !
И, как уже говорилось, сам компьютер при самодиагностике «говорит» что «все нормально!».
…однако, такие случаи встречаются крайне редко.
Это единичные случаи.
И если «покопаться», то  причина, может быть,  нашлась бы в каком-то резисторе, кварце и так далее, которые просто-напросто «вышли из параметров».
Но когда рядом «в кустах» лежит точно такой же блок управления, то проще всего его заменить.
Что и было сделано.
И как итог : двигатель запустился нормально, так же нормально стал прогреваться и так женормально начал работать на всех режимах
( естественно, после того, как свечи зажигания были восстановлены до нормального состояния).
К чему все это рассказывается?
Да к тому, что такие вот – «неопределенные неисправности», это целый пласт неисправностей, для вскрытия которого  требуется самый дорогой прибор, стоимость которого – бесценна : Голова с имеющимся Опытом.
…Знаете, пообщавшись на нашем Форуме с людьми, для которых слова «диагностика и ремонт» не просто слова, а – образ Жизни, приходишь к выводу, что прозвучавшая когда-то фраза : «Богата Россия талантами!» имеет под собой основание.
Не все мы спились.
Не все уткнулись в угол.
Диагносты – механики из Владивостока
Федор Рязанов и Дмитрий ( Dmitriy ) успешно «побеждают» как и
Mercedes – ы, так и двигатели D4, находя довольно нетривиальные решения проблем, начиная разбираться с вопросами цифрового обмена уже внутри ECU и «рядом».
Артур ( MASTAR ) из города КИЕВА – человек, который «спит с паяльником» и для которого, например, собрать свой блок Управления раздаткой вместо «родного», но «убитого» - сутки работы. Это Человек увлеченный Поиском.
Кокорев Василий Владимирович из города Курган ( Зауралье, областной центр) тоже не «лыком шит» : слева осцилограммы, справа – паяльник, по центру блок управления BMW, в котором ему уже все «родное» и знакомое, и он знает что там надо заменить, что бы «ласточка» клиента завтра утром не просто «поехала», а – «полетела».
Виктор из города Железногорска  по образованию «просто» электромеханик. Но по тем нестардантным решениям, которые он применяет в ремонте – и некоторые «профессора» остаются далеко позади.
Это только несколько человек, с которыми я успел пообщаться на Форуме, названы, наверное, не все ( кого не назвал – прошу не обижаться! ), но суть не в этом, в другом – «люди Думают».
Для них ремонт Любой машины начинается с Мысли.
А все остальное уже приходит потом.
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх