Самодиагностика

17.05.2007

Это  уже порядочно "избитая" тема, о ней много и долго говорилось, говорится и еще будет говориться.
Но время от времени о ней вспоминать -  надо.
Эти короткие заметки написаны по последним событиям.

Автомобили ремонтируют двумя способами: или отдают в автосервис, или ремонтируют самостоятельно.    

"Самолечение" - это не слово, это целое выражение, внутри которого есть такие понятия, как: " Самодиагностика" и "Саморемонт".
Полезно оно или вредно, сказать трудно.
Мнения  разные.
Для одних это понятие стало определенной личной идеологией и даже образом жизни. 
Они могут держать в руках гаечный ключ, обильно и запойно читают все автомобильные форумы и любят советовать.
Для других, все то, что находится снаружи салона автомобиля, является "тайной за семью печатями". Они никогда не будут ремонтировать свой автомобиль самостоятельно и, независимо от результата, будут ремонтироваться только в автосервисах.

Если попытаться понять причину "САМОлечения" своего автомобиля, то она окажется на поверхности и будет многоединой:
- "Нет денег" на ремонт
-  Деньги есть, но: "Я могу САМ все сделать, я не зря получал  Высшее техническое образование, зачем платить кому-то?".
- "В автосервисах работают неграмотные негодяи, которые испортят мою машину".
Или, свежий пример (орфография сохранена): "...тратить деньги на деагностику и слушать всяких "умников" нет времени и желания."

Скорее всего, есть и другие причины, но остановимся пока на этих.

И, самое главное,-  "не будем никого судить".
Просто расскажем.
Тут как раз "образовалось" несколько показательных примеров.
Прочитайте.
Сами посмотрите и сами сделайте вывод.
В конце концов, это ВАШ автомобиль и Вы вправе делать с ним все, что захотите...

...неприятности у Клиента начались как обычно - неожиданно. Как он вспоминает:
" Выехал, еду - все нормально. Встал на светофоре, жду "зеленого" и тут вдруг чувствую - удар сзади! Небольшой, но удар. Ну вот, думаю, сейчас милицию вызывать, протокол составлять, сколько времени уйдет...
Вышел, подошел к заднему бамперу - удивился. Все нормально. И машина, которая за мной, она стоит далеко от моей машины. Непонятно?".

Подобное еще раз повторилось в этот же день, а потом стало повторяться регулярно.
Ну куда деваться?
В автосервис, естественно.
Приехал, рассказал проблему, "сервисмены" все поняли и посочувствовали. Сказали оставить машину до завтра и пообещали проблему решить.
Приехал завтра: "Все нормально?" - "Все нормально, забирайте, с вас столько-то денег...".

Забрал, выехал - все нормально.
Почти неделю все было нормально, значит, правду сказали "сервисмены" - были проблемы с "мозгами АКПП"!

А потом все началось опять...
Все тоже самое.
Вернулся к "сервисменам", рассказал, а они...ну что они?
Посочувствовали, естественно!
Внимательно отнеслись к проблеме, подключили сканер, начали что-то  измерять осцилографом и еще каким-то приборчиком и, по всей видимости, нашли еще какую-то причину.

Но нашему Клиенту надоело наблюдать и выслушивать различные "теории" о неисправности того или иного узла, и он стал  требовать обратно свою "кучу бабок", которую он заплатил за так называемый "ремонт мозгов АКПП".

Что-то из денег ему отдали, что-то нет, одним словом, Клиент уехал.
Злой и расстроенный.
И начал свою "думу думать".

Во-первых, он сразу же убедился в мысли, что в "автосервисах работают неграмотные негодяи", а во-вторых понял, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

И этим же вечером глубоко окунулся в Интернет и начал "шерстить"  автомобильные форумы.

Читал много, читал долго и на одном вдруг нашел описание похожей проблемы.
Не выдержал, спустился вниз к машине и выкрутил свечу зажигания.
И дико заулыбался: "вот оно, вот неисправность!" :

in_2.jpg

                      фото 1 - такие свечи зажигания были у нашего Клиента

Утром он купил и установил новые свечи зажигания.

Несколько дней или даже неделю Клиент совсем не знал никаких проблем.
Но так как Душа требовала успокоения, то его он приобрел в Интернете на автомобильных форумах.
Описал все подробно, в "красках", излил свое негодование на "негодяев-"сервисменов" и сделал вывод: "Неисправность можно победить самостоятельно, друзья! Зачем платить такие огромные "бабки" автосервисам, если все можно сделать своими руками?!".

Ему ответили такие же "бедолаги", они совместно поругали "хамов и негодяев из автосервисов" и еще раз совместно убедились в том, что "не стоит обращаться в автосервисы, все можно сделать своими руками".

Ну что, рассказ окончен?
Нет, он только начинается.
Потому что через какое-то время эта проблема с "дерганием"  снова возникла у нашего Клиента.
Сначал он просто не поверил, прислушался, подумал, что ему показалось, но "толчки" повторились и стали повторяться все чаще и чаще...

Куда деваться?
Только на "свой и ставший родным форум", к таким же Клиентам, которые давно убедились в том, что "автосервис им не нужен".
Убедились сами и убеждали в этом других.

Там сразу же отмели мысль, что причина могла быть в свечах зажигания: "Да нет, братан, простое совпадение!". Посоветовали "своего" специалиста из этого же форума ("парень простой, не "сервисмэн", но грамотный ужас") который многим "ремонтировал и все оставались довольными".

Приехал к нему. Поздоровались почти как братья - с одного же форума и оба не признают "сервисмэнов".

Специалист осмотрел машину, "послушал" двигатель.
Подумал и попросил оставить машину до завтра или на несколько дней.

Что случилось далее?
Все тоже самое.
Опять "толчки", "дергания" и все им сопутствующее.

Но сейчас вывод был сделан другой и, как понял наш Клиент, наиболее правильный:
 "Когда машина ремонтировалась первый раз, то в том сервисе "испортили" компьютер АКПП и он время от времени начинает "выдавать толчки".
В заключение последовал совет: "Я могу, в приницпе, все сделать нормально, но это будет стоить...".
Сумма была "немного нереальной", но...разве виноват этот мастер? 
Он добросовестно хочет помочь устранить те "косяки", которые сделали в предыдущем сервисе.
Итак, что получается?
Заказывать новый компьютер для АКПП?
Делать еще какие-то "телодвижения", переживать, нервничать?

И тут Судьба решила помочь нашему Клиенту и через знакомого "подкинула" ему телефончик еще одного автомобильного мастера.
К слову сказать "сервисмэна", работающего в одном из автосервисов.
Клиент ехал туда безо всякой надежды. Сколько можно...

Иронично и критично Клиент наблюдал за работой человека в синем комбинезоне и думал, сколько денег тот запросит за свои "телодвыжэния".
И уже придумывал короткие, хлесткие и ироничные ответы.
А когда  мастер сказал, что "в принципе, все ясно",- Клиент даже рассмеялся.
Не поверил, потому что поверить не мог.
Смотрел и вертел в руках то, на что никогда не мог подумать, на "простоту простейшую":

in_3.jpg

                       фото 2

   Говорили об этом много раз, но придется повториться.
Красной стрелкой на фото 2 показана причина неисправности - один из элементов "пробоя" свечного наконечника.
И тут уже можно сколько угодно  менять свечи зажигания на новые, но если не устранить ЭТУ неисправность - все будет повторяться вновь и вновь.

Для интереса, устройство высоковольтного провода можно посмотреть на рисунке:

 

ВВ-провода "Стандарт"

1. Токопроводящий слой, силиконовый или акриловый проводящий слой, напыленный на пучок стекловолоконных акриловых или кевларовых волокон. 
2. Внутренняя изоляция, обеспечивающая диэлектрическую безопасность. 
3. Изоляционная оплетка, обеспечивающая механическую прочность провода на растяжениях. 
4. Верхний изоляционный слой предохраняющий от воздействия внешней окружающей среды и одновременно работающий, как изолятор. 
5. Силиконосодержащий наконечник (колпачок). 
6. Контакт на свечу зажигания. 
7. Стальная пружина.
   (Источник: http://www.provoda-tesla.ru/ignition/)

Не так все просто?

«Свечные наконечники» имеют свой «возраст» и должны обязательно проверяться при
сезонных техобслуживаниях. Условия их работы тяжелые: постоянные перепады температур
( представьте изменение температуры того же «наконечника» перед «зимним» запуском,
когда на улице «минус» двадцать, и когда двигатель уже прогреется до +80С).
Возможное попадание влаги и моторного масла, пыль, вибрация. Из-за этого, а также из-за "старости"появляются микротрещины снижающие изоляционные свойства.
И если еще свечи зажигания, которым «сто лет в обед» и которые никогда не проверялись,
имеют зазор в несколько миллиметров, то искре будет гораздо легче
«скользнуть» по свечному наконечнику на «массу» и «пробить» этот наконечник.
На нем выжигается «дорожка», появляется белесый налет, в «тяжелом» случае
все это может иметь вид белого пятнышка с темной точкой посередине.
Временно такой наконечник можно "вылечить" удалением такой "дорожки"
или "пятнышка" (соскоблить аккуратно, отчистить наждачкой и т.д).
Но впоследствии весьма желательно - заменить.

Клиент уехал удовлетворенный. Но в чужую душу не заглянуть и трудно сказать, изменилось -ли у него после этого ремонта отношение к "сервисмэнам"...

   Второй случай нельзя полностью отнести к "косякам" автосервиса, потому что работу выполнял человек, который "просто взялся отремонтировать ТНВД GDI".
Не "сервисмэн".
Сложный случай, неприятный по своим последствиям, но, как говорят в мастерской Дмитрия Юрьевича (mek): "Оно" стало повторяться все чаще и чаще".

"Оно" - это такие "варианты ремонтов", в результате которых деньги за "ремонт" остаются у "специалиста", а Клиент остается "с носом".

История простая и короткая: у Клиента стал плохо работать двигатель.
Ну, такой двигатель, который с "непосредственным впрыском", ремонтировать возьмется не каждый.
А Клиент как думает?
"Если уж человек берется ремонтировать такой двигатель, то, надо полагать, знает как его ремонтировать".

Отдал в ремонт автомобиль - забрал.
Следующие действия Клиента были такими: " К черту доморощенных "спецов", машину везу к Дмитрию Юрьевичу".
А теперь можно посмотреть своими глазами и убедиться в том, что "ремонт ТНВД GDI - задача не простая".
И браться за такой ремонт можно только в том случае, если Опыт уже есть.

Давайте посмотрим на "толкатель-нагнетатель", вот так он должен выглядеть в "нормальном состоянии":

prgdi_12.jpg

                           фото 3

Если при сборке допущены ошибки, то "обычно" могут "образоваться" вот какие неисправности:

prgdi_11.jpg       prgdi_13.jpg

           фото 4                                                   фото 5

Фото 4 - красной стрелкой показана порванная "гофра", она "немного треснула".
Фото 5 - здесь "неизвестные специалисты" сумели даже полностью разорвать "гофру"

Но наш описываемый случай уникальный и эту неисправность можно назвать "изощренной".
Смотрим далее на такой же "толкатель-нагнетатель" (фото 6):

prgdi_1.jpg

                фото 6

На первый взгляд ничего "криминального", так, "некоторые шероховатости" - ?
Но при внимательно рассмотрении вот что оказывается: 

prgdi_2.jpg   prgdi_3.jpg  

            фото 7                                        фото 8

  prgdi_6.jpg

                          фото 9                                              фото 10

     Можете самостоятельно сделать вывод о "качестве рук" и их положении на теле у того "специалиста".   

Топливный насос высокого давления GDI - штука весьма "нежная" и работать с ним надо "уважительно". Не "махать кувалдой".                 

А этот человек, который занимался "ремонтом" данного ТНВД (на фото 6 - 12) -  человек действительно "уникальный" и он "пошел своим путем", он даже непонятно как, но сумел разорвать "толкатель-нагнетатель" с другой стороны (фото 11):

                         prgdi_9.jpg

                                           фото 11

Есть такое понятие: "Чувствовать металл руками". Если нет такого понятия - нечего браться за ремонт ТНВД GDI.

Уникальность этого случая еще в чем:
Рассмотрим посадочное место "пластинчатого клапана мембранного типа" (фото 12).
(через этот клапан топливо из топливного бака поступает под низким давлением, "сжимается" плунжером и далее через этот же клапан поступает к перепускному клапану шарикового типа).
Обратите внимание на красную стрелку, которая указывает на штифт (на него "одеваются" и фиксируются "пластины").
Но это "был" штифт, а на данный момент это не что иное, как "заклепка".
Причина этого - неправильная сборка ТНВД.

prgdi_10.jpg

                        фото 12

Послесловие к этому ремонту:
Клиент все внимательно выслушал, посмотрел - рассмотрел, покачал головой.
Уехал. А потом перезвонил:
- Можно мне забрать старый, неисправный насос?
- Без проблем. А зачем он Вам? Все-равно неисправен.
- Что бы было чем -  кое-кому  -  по голове настучать.
Это реальные слова. И вывод можно сделать такой: "В некоторых мастерских надо иметь защитную каску". На всякий случай.

Третий случай нельзя назвать "уникальным", он "обыденный", но именно такая "обыденность" становится в последнее время постоянной.
Что очень сильно расстраивает.

Автомобиль "Ниссан Пресия", двигатель GA15, неисправность такая:
"...после запуска двигателя обороты ХХ "плавают" около минуты, ХХ нестабильный.
Проблема появилась после самостоятельной чистки Клиентом "дроссельного узла" от грязи.
Что остается делать в таком случае?
А деваться уже некуда - в автосервис.
Поехал на диагностику к "типа мастеру".Тот подключил сканер, сделал распечатку и "приговорил" датчик кислорода.
Замена датчика эффекта не дала.
И "понеслось": регулировка УОЗ, замена свечей, регулировка TPS, чистка инжекторов и тд...
Отчаявшийся Клиент, несмотря на очередь, записался к другому специалисту.
При диагностике выяснилось, что датчик кислорода на ХХ действительно "болтался" в пределах 0,1v, реакция начиналась только на оборотах.
Соотношение A/F на ХХ - 115% , а вот клапан IACV почти полностью закрыт.
Причина "обеднения" была в выкрученном до упора байпасном винте системы 
холостого хода, видимо, "специалист" пытался таким образом скомпенсировать падение 
оборотов.
Диагностика неисправности и регулировка заняли ровно 5 минут, Клиент был в 
шоке.

Тема неквалифицированного ремонта  - "вечная" тема.
Тема "занудливого" Клиента - "вечная" тема.
Однозначного ответа на вопрос: "Что делать, если в машине "что-то" сломалось?",- нет и не будет.
Всегда будут мастера с "кривыми" руками и "умные" Клиенты.

Да, надо ремонтировать.
Если НЕ сложно, то можно попытаться все сделать своими силами, но...
Получится ли?
Как определить самостоятельно степень "сложности" и "НЕ сложности"?
Если отдавать для ремонта в автосервис - кому отдавать? Насколько можно верить этому сервису? Насколько грамотно они всё сделают?
А если и сделают, то что останется под капотом автомобиля?

...последняя фраза не совсем понятная, придется объяснить. И это тоже "свежий" пример и, к сожалению, относится к тем автосервисам, которые "очень Правильные, имеющие Имя и свои сайты в Интернете".

Это будет уже другая статья "по поводу", где будет рассказано на конкретных примерах КАК производится ремонт в таких автомобильных сервисах и какие детали под капотом автомобиля остаются "родными", а какие заменены на такие же, но с "машины Хорошего знакомого" (слава Богу, что подобным не "болеют" небольшие сервисы, им надо "подниматься", им надо держать "Имя" и нахально таким образом менять запчасти для них - просто смертельно).

Примечание: В наших статьях часто упоминается ник (имя) mek. Это собирательное имя, аббревиатурное. Первая буква - это Сергей, вторая Андрей, третья - Дмитрий Юрьевич.
mek - это Команда единомышленников.

   Владимир Петрович



Книги по ремонту автомобилей

наверх