Техническая стоматология. Восстановление роторов датчиков

Техническая стоматология

17.05.2009

«Техническая стоматология» или «В работе случается разное»

Автомобиль Toyota Windom с двигателем 1MZ пришел на ТО поменять ролики, ремень ГРМ и сальники. После того, как всё было сделано и собрано обратно, стало понятно, что «само оно уже не передвигается», двигатель практически не работает, горит транспорант CHECK.

Логичным было предположить, что именно недавнее вмешательство стало причиной текущей неполадки.

Однако:

Слесарь уверяет всех в правильности своих манипуляций.

Сканер указывает на несправность датчика положения коленвала.

Кто прав?

При отсутствии сигналов основных датчиков (или неправильных сигналов) пуск двигателя невозможен и можно предположить, что неисправность кроется в «фазных отношениях».

Для выяснения вопроса подключаем двухканальный осциллограф на сигнальные выводы коленвала и распредвала.

Для выяснения вопроса подключаем двухканальный осциллограф на сигнальные выводы коленвала и распредвала.
 
Заметно, что на сигнале «колена» не хватает одного зуба, отсутствие которого и приводит к таким последствиям.

Снятие ведущего шкива ремня механизма газораспределения со счетным диском колена показывает правоту наших измерений (красная стрелка на фото ниже).

Заметно, что на сигнале «колена» не хватает одного зуба, отсутствие которого и приводит к таким последствиям.
Отсутствует зуб в количестве одной штуки,-☺

Как на зло, такого шкива в запасе не оказалось. Заказ 7 дней. Решаем сделать стоматологическую операцию по реставрации зуба с помощью сварочного полуавтомата и углошлифовальной машинки.

Работая с молодыми специалистами такое приходилось проделывать не раз и не два. Уже через час зуб был готов, пусть не такой импозантный как хотелось бы, но свое дело он выполняет так же хорошо как и остальные.

Осцилограмма с «вылеченным» зубом Фото наваренного зуба

На приведенных выше фото:

- осцилограмма с «вылеченным» зубом

- фото наваренного зуба (красная стрелка на фото справа вверху)

«Совет не постороннего»

Если кто-то решится на такой поступок, прикрывайте шкив несгорающим материалом, я поленился и буду еще час очищать рабочую поверхность шкива. Всем удачных ремонтов.

И последнее: надо обязательно помнить, что такая реставрация не возвращает изначальных свойств, осцилограмка «кривоватая», хотя авто работает. Проведенная работа - это крайняя мера.

Богданов Андрей Валерьевич

г. Улан Удэ

ул. Моховая 101, тех центр EFIBOX, тел. (3012) 308908

Диагностика и ремонт систем впрыска

японских автомобилей в том числе GDI, NEO Di, FSE

Богданов Андрей Валерьевич

"Ник" на Форуме: break

Союз автомобильных Диагностов

Часть №2

«ДОБРОсовестная и НЕДОБРОсовестная работа»

Вторая часть нашего рассказа подоспела совершенно случайно.

А так как тематика практически одинаковая, пришлось объеденить эти два случая.

И если первый рассказывает о добросовестной работе автосервиса (да, им пришлось наварить зуб, потому что ситуация так сложилась), то второй случай говорит совершенно о другом отношении к работе.

И такое вот другое - «безбашенное», «наплевательское», «посленасхотьтраванерасти» отношение к работе – оно уже стало правилом во многих автосервисах...

К сожалению.

Итак, в нашем рассказе принимают участие:

Пенсионер: человек, немного разбирающийся в технике

Автомобиль: TOYOTA COROLLA 1999 года выпуска, двигатель 5E-FE

Автосервисы: несколько автосервисов в г. Москве

На своем автомобиле человек ездил уже несколько лет.

За это время успел накатать более 100. 000 км и поменять несколько раз ремень ГРМ.

Но его постоянно не устраивала работа мотора.

Вот «не так он работает» и всё тут. Мнительный такой Пенсионер попался, блин…

То к одному мастеру съездит, то к другому,- нет, говорят, все нормально у Вас, просто машина уже старовата, чего Вы от неё хотите…

- То, что «старовата», это понятно, но не должна же она ТАК работать?

- Ну а как «так»?

- Ну, хорошо, слушайте: при запуске мотор начинает работать как дизель, просто грохочет,… на ХХ его иногда непонятно потряхивает,…скорость набирает лениво, как второгодник…расход топлива…

Когда Столичные Мастера и Специалисты слышали про «расход топлива», то улыбались:

- У Вас все неисправности чисто субъективные и основаны на «ощущениях». А вот мы, при помощи серьезной компьютерной диагностики проверили ВСЁ и сделали вывод: все у Вас нормально за исключением одного – «машина старовата».

- Да какой «старовата»,- горячился владелец,- ей всего 9 лет скоро будет!

- Послушайте, все Ваши выводы – субъективные, наши выводы – документальные, компьютерные, инструментальные.

Тем всё дело и заканчивалось. Как обычно…

Возможно, Пенсионер смог бы и сам «открутить – залезть - разобраться», да спина ему не позволяла, когда-то была сломана и все его движения были сильно ограничены. Только и оставалось, что полагаться на чужие руки и молить Бога, что бы руки эти были Порядочными.… Потому что машина для нашего Пенсионера – это были его «ноги»…

А нечего «грузить» занятых людей, им деньги надо зарабатывать, а не разбираться с такими «головняками», когда времени будет убито много, а «выхлоп» от такой работы минимальный.

И продолжалась эта история как в сказке: «много лет и много зим». Если точнее – ровно 5 лет.

Так и ездил на ней, не продавал, а что поделаешь – Пен-си-о-нер…

И тут, снова как в сказке, когда пришло время менять ремень ГРМ, ему посоветовали другого специалиста.

Когда Пенсионер приехал к нему, то немного опешил: ему говорили, что Александр (так звали Механика), работает в «суровых условиях», но не настолько же «суровых»…

На фото как раз и показана его Мастерская
На фото как раз и показана его Мастерская…

Ну что, расстроился немного Пенсионер, не то он ожидал увидеть, но поверил словам Знакомого, что «Саша специалист высокого класса», оставил Пенсионер свою машину и уехал. Были определенные сомнения…больно уж вид всей мастерской какой-то непрезентабельный, ни тебе кафельных полов, ни секретарш, ни запаха кофе, ни чего такого, что «определяет уровень современного автосервиса».

Но есть хорошая пословица: «Не место красит человека, а человек место».

Скоро Александр (это который Механик), позвонил и сказал, что можно приезжать и забирать автомобиль. Все сделано.

- И что, даже этот звук при запуске холодного мотора ушел?, - поинтересовался пенсионер

- Приезжайте и сами слушаете.

Механик был человеком неразговорчивым.

Пенсионер приехал, перед запуском мотора положил руку на радиатор, ага, холодный, а при такой температуре звук работы должен быть как раз «дизельный». За четыре года пенсионер уже привык к такому звуку, свыкся, типа, «это судьба у меня такая»,-

Завел машину, прислушался и сразу не поверил.

Такой звук работы двигателя он слышал у кого угодно, но только не на своей машине – она реально «шептала»…

И даже при запуске «на холодную». Нет, ну этого просто быть не может, да?

Пенсионер не поверил, спросил:

- И что, она теперь так всегда будет работать?

- А что ей мешает так работать?

- Да у меня она ни разу ТАК не работала!

- Значит, теперь будет…

- Ну а в чем же была причина?

Всё оказалось как обычно,- «просто». Однако со многими сопутствующими причинами.

На фото ниже показана точно такая же шестерня, как в первом рассказе.

На фото ниже показана точно такая же шестерня, как в первом рассказе.
Цифра 1 – расположение датчика положения коленвала.

Стрелки, их три, показывают на «самодеятельные» метки, которые выбивали на шестерне в предыдущих мастерских при заменах ремня ГРМ.

На этом фото не слишком хорошо видно, какие это метки, как их выбивали и с какой силой, для этого фото пришлось немного увеличить, смотрим ниже:

На этом фото не слишком хорошо видно, какие это метки, как их выбивали и с какой силой, для этого фото пришлось немного увеличить, смотрим ниже
Можно представить, с какой силой и с какой дурью были сделаны эти «меточки для установки ремня ГРМ» в какой-то из предыдущих мастерских, где Пенсионеру меняли ремень ГРМ.

Металл, фактически, прорублен на половину глубины.

Именно такой (или, скорее всего) «дедовский» вариант нанесения меток и явился поломкой зуба, о чем мы говорили в первой части нашего рассказа.

В нашем же случае металл выдержал, но…смотрите сами на фото, красная стрелка.
В нашем же случае металл выдержал, но…смотрите сами на фото, красная стрелка.

Здесь силуминовая зубчатая пластина выдержала, но изогнулась, её повело от ударов. На фото приведен только один ракурс. Если же сделать другие фото, с других сторон, то картина приблизительно одинаковая:

«Шестерня поведена». Сильно. Осцилограмму не снимали, но можно предположить, что сигнал будет измененным, что может привести к нежелательным последствиям в работе двигателя.

Спрашивается: «А зачем делали такие зарубки?»

Скорее всего, для того, что бы пометить положение шестеренок и установить новый ремень ГРМ точно так же, как он стоял до этого.

Но даже такие вот «зарубочки» не помогли ни одному «специалисту» ПРАВИЛЬНО установить ремень ГРМ.

Ремень ГРМ был установлен НЕПРАВИЛЬНО. Ошибка была ровно на 1 зуб.

Что получается?

Ремень ГРМ устанавливали точно так же, как он стоял ранее. А если ранее его уже установили неправильно?

С ошибкой в один зуб?

Вот так и ездил наш пенсионер все эти годы…

Но разве нельзя было метки наносить краской? Или специальным карандашом? Или чем-то еще, что не повредит достаточно хрупкий состав силумин, из которого сделана шестерня?

Или посмотреть порядок установки ремня ГРМ в справочнике.… Хотя…кому это надо сейчас?

«Работает – ну и ладно».

«Плохо работает? Машина старая»

«Пришел «головняк» по неисправности? Нафиг, отфутболим его, некогда, надо деньги зарабатывать».

Но сильно удивляет тот факт, что таких «зарубок» было сделано аж ТРИ штуки. Зачем?

…сие известно только Богу и тому, чьи руки выбивали эти метки…

Можно ли в таком случае говорить о «высокой» квалификации тех людей, которые меняли на автомобиле ремень ГРМ?

Ответ, скорее всего, отрицательный.

Ну и последнее: посмотрим на шкив (фото ниже).

Стрелками показаны сломанные участки шкива.
Стрелками показаны сломанные участки шкива.

Скорее всего, это произошло из-за двух «НЕ»:

***НЕквалифицированного инструмента

*** НЕквалификации того «специалиста» (специалистов?), которые когда-то меняли ремень ГРМ, потому что для этого нужно было снимать этот шкив.

А он, бывает, «прикипает» и без специального съемника не обойтись. А надо еще знать, КАК применять съемник и КАК им работать.

И вроде бы опять «мелочь».

Разве может нарушиться балансировка шкива из-за «зазубренок», мелких таких, пустяковых??

Ну, «балансировка» - вопрос немного спорный, хотя все-равно неприятный.
 
А вот то, что именно такие «обломыши» явились причиной «дизельного звука работы» - факт установленный. И трещинки на самом шкиве, малёхонькие, но появились…

Опять смотрим на фото ниже, красная стрелка.

Красная стрелка указывает на «потертость», которая возникла именно из-за этих «обломышей» на шкиве.
Она указывает на «потертость», которая возникла именно из-за этих «обломышей» на шкиве.

При работе шкив задевал за крышку и создавал «дизельный» звук работы двигателя.

Другой вопрос: «А почему это вдруг шкив начал задевать за крышку»?

И опять смотрим на фото справа. Что видим? Подтекание моторного масла. Оно постоянно подтекало, размягчало крышку, крышка изогнулась и об неё стал задевать шкив.

Вопрос: «Так не должно быть?». Ответ: «Так не должно быть». А почему случилось?
 
«Любителям красного герметика»

На фото хорошо видно, что «масло подтекает».
На фото хорошо видно, что «масло подтекает». Это место контакта картера и двигателя.

Уже сколько раз встречались такие вот «любители красного герметика», которые везде, где только можно, мажут его. Типа, «самый надежный и самый лучший».

Врут бессовестно, ой врут…

Он не «самый лучший», а «самый дешевый». Вот так-то.

Он не предназначен для нанесения на поверхности, которые соприкасаются с моторными маслами. И пусть хоть сто раз на упаковке будет написано, что «можно применять…»,- этого делать не стоит, если ремонтируете автомобиль для себя, а не для кого-то.

Вы хоть раз видели у Производителя красный герметик? Поднимите мануалы, прочитайте и купите «правильный» герметик.

Он намного дороже «красного», но зато надежный.

И вообще, на будущее: если читаете на упаковке какого-то материала, запасной части и всего того, что покупаете для своего автомобиля, что ЭТО «можно применять», «мы гарантируем», « ЭТО предназначено именно для Вашего автомобиля» и т.д.,- не поленитесь, проверьте по заводским мануалам или специальным компьютерным программам – «так ли это?».

Вспомните, что бывает, написано на обыкновенном деревянном заборе…

Ну и самое последнее:

Что оказалось самым неприятным в этой второй истории?

ни в одной из предыдущих мастерских нашему пенсионеру не сказали о такой «мелочи», как «обломыши» на шкиве. Не сказали и не сознались-признались, что руки у них КРИВЫЕ и они не смогли правильно снять этот шкив. Обломали. И бессовестно скрыли этот факт. Типа «стыдливо» умолчали, посчитали «мелочью».

Ну а по человеческим понятиям, так это «Подлянка Обыкновенная».

…Стоило ли так много говорить о такой «мелочи»?

Ну, «набили» метки, точнее – «нарубили», ну «немного» подломали кусочки шкива, ну, неправильно установили ремень ГРМ - не смертельно же? Машина-то ездила?

Да, – «не смертельно».

Но это если говорить отвлеченно.

А Вы, господа «специалисты моторного цеха», попробуйте спроецировать эти «мелочи» на свой автомобиль, попробуйте представить, что это именно Вам и именно ТАК обслужили или отремонтировали автомобиль?

И представьте, что в дальней поездке Вы встанете на дороге из-за того, что мотор перестанет работать?

Отвалится «зуб» или шкив разнесет «к той самой маме»?

А такая, вроде бы, «мелочь, да?

Владимир Петрович
© Легион-Автодата

наверх