Toyota Prius. Электроусилитель (EPS)

Новая статья о гибридах. Toyota Prius EPS system

25.01.2009

Система Electrical Power Steering («электрический руль»,- разг.) автомобиля Toyota Prius состоит из следующих компонентов:

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (Steering Gear) включает в себя:

- Датчик крутящего момента рулевого колеса (Torque Sensor),- предназначен для обнаружения момента поворота рулевого колеса водителем и преобразование его в электрический сигнал (команду) для блока управления EPS
Torgue Sensor состоит из двух датчиков контактного типа, которые передают для ECU EPMS два разных сигнала:

    - Torgue Sensor Signal 1

    - Torgue Sensor Signal 2

В зависимости от этих сигналов, ECU управляет DC motor

- Электродвигатель постоянного тока (DC Motor), - в соответствии с полученной командой от ECU EPS, управляет редукционным механизмом рулевого управления (повороты направо - налево и т.п.),- фото слева, стрелка

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (EPS ECU),- получает и преобразует полученные сигналы (команды) от различных дачиков для управления DC motor. Особое внимание обращается на сигналы от заднего датчика скорости.

ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ (20 кузов)

в случае неправильной работы системы выводит на дисплей визуальное предупреждение для водителя.

Общая схема управления Electric Power Steering

Обратите внимание, что для EMPS ECU при управлении DC motor требуется два основных сигнала:

- Torgue Sensor Signal 1 (или Torgue Sensor Signal 2)

- Rear Whell Speed Sensor Signal

При возникновении сбоев в работе системы, предусмотрены специальные дигностические коды:

DTCC1515/15

Torque Sensor Zero Point Calibration Not Performed

DTCC1515/15

Torque Sensor Zero Point Incomplete

DTCC1524/24

Motor Circuit Malfunction

DTC U0073 and DTC U0121

CAN Communiction

Теперь, когда мы немного ознакомились с устройством данной системы, остановимся на некоторых нюансах, которые могут возникнуть при сборке- разборке рулевой рейки и осмотре её компонентов – из-за чего может возникнуть тот или иной код неисправности. Итак,-

«Нюанс 1»

Посмотрим на фото:

Здесь показан Torgue Sensor в разобранном виде. Слева один датчик (Torgue Sensor 1), справа другой (Torgue Sensor 2).

Присмотримся повнимательнее и…

Ничего не заметим?

Тогда увеличим фото, а интересующие нас места обозначим стрелками:

Фото справа:

Стрелка 1 - Torgue Sensor 1

Стрелка 2 - Torgue Sensor 2

Как Вы считаете, какой из сигналов будет неправильным, из-за чего ECU EPMS «покажет» код неисправности?

Подсказка: «Правильный ответ: из-за некорректного сигнала Torgue Sensor Signal 1».

Если и сейчас еще непонятно, то возьмите линейку и прямо на фотографии измерьте расстояния и положения Torgue Sensor 1 и Torgue Sensor 2 в колодках.

И вы увидите, что Torgue Sensor 1 немного сдвинут вниз в отличии от Torgue Sensor

2. Заметили? Все правильно…именно из-за этого ECU EPMS не будет «видеть» сигнал от этого сенсора.

Почему такое может произойти?

Как обычно, «все просто» и, «как вариант»:

Основная масса работников автосервиса привыкла разбирать и собирать какие-то узлы и агрегаты только при помощи «молотка и кувалды».

Да, разобрать таким образом можно (но крайне осторожно, если нет специальных приспособлений и съемников), но вот собирать…категорически НЕ рекомендуется.

Особую трудность представляет аккуратно спрессовать и обратно запрессовать большую шестерню рулевого механизма. Ее изнутри на валу распирает специальная пружина. При запрессовке молоток и кувалда – ЗАПРЕЩЕНЫ! Иначе будете снимать, и разбирать рейку заново.

Если будете ТАК собирать – можете получить именно такой результат, как описано выше, сенсор от удара может сдвинуться. Кроме того, что сдвинется сенсор, обязательно слетят контактные зажимы. Их всего 6 штук (на фото их видно на конце пластины). Кстати, перед сборкой механизма, их лучше снять, почистить и поджать, чтобы они туже сидели на своих местах. Это очень облегчит сборку.

Обратите внимание на то место, куда направлена отвертка на фото (слева). Можно немного увеличить:

Разглядели? Все правильно, это т.н. «потертости» (разг.)

Контактный слой резистивной дорожки «истончился» и сигнал от этого сенсора уже не может быть правильным. Рейку при этом начинает «колотить». Т.е. она неожиданно начинает СИЛЬНО ТРЯСТИСЬ прямо в руках водителя. Многие водители, особенно женщины, просто физически не в состоянии «утихомирить» рейку – отсюда зафиксировано уже несколько ДТП по этой причине. Обычно ресурс дорожки составляет около 300 т.км.

Обратите внимание: если на сенсор «просто смотреть», то сначала ничего заметить нельзя. И только поворачивая сенсор под разными углами – заметить можно.

Напоследок еще совет: если решили «что-то» разобрать – обязательно помечайте исходное состояние, как на фото слева. Этим Вы поможете. Сами – себе.
Информация предоставлена

Ветёлкиным Михаилом Юрьевичем

Московская Мастерская по ремонту гибридных автомобилей

HYBRIDs.ru

г. Москва

8 909 663 9920

В работе над статьей принимал участие

Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)



Обсуждение статьи на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11554/#last


наверх