Обучение автомобильной диагностике. Часть 2

Можно ли научить автомобильной Диагностике? Нелья

28.03.2009

Научиться автомобильной Диагностике.

За две недели.

Можно?

Нет, за две недели научиться автомобильной Диагностике нельзя по определению.

Это факт.

А вот «повернуть голову в нужном направлении» - можно.

У преподавателей консультационных курсов обучения Козыры Андрея Николаевича и Волкова Сергея Александровича есть свои способы и методы для этого. Давайте послушаем их мысли.

«Вы хорошо подумали»?

Перед тем, как записать человека на консультационные курсы обучения и выслать ему приглашение, мы стараемся определить его уровень подготовки. Для этого ему задаётся несколько специфических вопросов, по ответам на которые можно сделать определенный вывод. И в зависимости от уровня подготовки мы предлагаем человеку тот или иной курс обучения.

Есть «Базовый», есть «Мастер-класс», есть и другие направления.

Всё зависит от того, насколько человек подготовлен, насколько «созрел» и понимает, что «Научиться с нуля автомобильной Диагностике нельзя». Справедливо будет спросить: « А если человек хочет с нуля?». Пожалуйста. Для этого у нас есть «Подготовительный курс».

Но бывают и другие варианты. Говоришь с человеком, выясняешь его уровень подготовки и понимаешь, что ему сейчас нужен только «подготовительный курс». Но на них он идти не хочет. Он хочет «все и сразу». Он хочет «немного поучиться, получить корочки и стать автомобильным Диагностом».

Таким людям мы пытаемся объяснить, что:

- «немного поучиться и превратиться в автомобильного Диагноста нельзя по определению»

- так называемые «корочки» мы не выдаем, да и не в «корочках» дело, главное – Знания и практический опыт

- «мы не волшебники, и за две недели не превращаем человека в «автомобильного Диагноста», мы только «поворачиваем голову в нужном направлении»

А вот если человек серьезно решил заниматься вопросами автомобильной Диагностики, то с нашей помощью он будет двигаться по правильному пути.

«Теория без Практики мертва»

Очень справедливое выражение. Однако справедливо будет и так сказать:

«Практика без теории невозможна». В любом деле теория является фундаментом, и мы стараемся, что бы этот «фундамент» был максимально крепким и надежным, что бы наш слушатель впоследствии смог на него надежно опереться.

Методик обучения существует множество, мы ничего нового не придумываем, мы используем самые надежные, те, которые дают максимальный эффект.

Теоретические занятия нельзя проводить без наглядных пособий

Мы стараемся так организовать учебную деятельность, что бы взаимоувязать деятельность преподавателя и обучаемых, а именно: преподаватель и объясняет материал, и активизирует деятельность обучаемых, побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и анализу.

Методов обучения много, но мы используем только такие, которые могут максимально помочь нашим ученикам в изучении, освоении и закреплении учебного материала.

«Знания через глаза и уши»

Именно так, потому что речевой текст лучше всего запоминается с визуальным сопровождением. Для каждой группы обучения предварительно готовится «мануал» с теми вопросами, которые слушатели будут изучать. Это 195 страниц специально отобранных материалов.

В этом сборнике есть все «отвизуализированные» объяснения преподавателя, и слушатель может по ходу занятия делать там свои пометки, что бы впоследствии применять в своей дальнейшей практической работе.

Кроме такой папки, мы выдаем каждому обучаемому диск DVD с дополнительной учебной информацией.

Например,-

«Иллюстрация и демонстрация при устном изложении»

Любые теоретические занятия надо проводить только после тщательной подготовки и максимально использовать технические средства обучения, что бы излагаемый материал был всегда перед глазами.

Мы для этого используем ноутбук, который подсоединен к видеопроектору, а тот уже выводит изображение на экран.

Вот, например, очень интересный вопрос: «Корректировка времени впрыска топлива при различных режимах работы двигателя».

Автомобильный Диагност должен назубок знать, помнить и постоянно держать в голове это понимание. А если говорить по-другому, то он должен

«видеть» схему работы двигателя при запуске, при ускорении, при торможении и т.д.

Реальные осцилограммы слушатели увидят позже, на практических занятиях, а сейчас они будут изучать «теорию» на предоставленных чертежах и схемах:


Коррекция впрыска топлива

- Корректировка по температуре воздуха на впуске

- Обогащение после пуска

- Обогащение при прогреве

- Коррекция на переходных режимах

- Мощностное обогащение

- Коррекция по датчику кислорода

- Коррекция для стабилизации холостого хода

- Коррекция при разгоне

- Отсечка топливоподачи


Для чего это знать? Что бы понимать работу той или иной системы, потому что, только зная и понимая это, можно составить представление о неисправности или её предваряюще- составляющих факторах.

А зная «фундамент» неисправности, можно её устранить с наименьшими затратами.

Например, у нас есть проблемы при запуске двигателя. Не заводится или заводится с трудом. Что делать? Правильно, подключим сканер или мотортестер и будем смотреть.

А что будем смотреть? На что надо обратить особое внимание?

А если знать или помнить таблицу (слева-вверху): «Корректировка времени впрыска топлива при пуске двигателя», уже можно составить представление о том, что может мешать правильному запуску двигателя.

Сможем проанализировать ситуацию, снять дополнительные данные, внимательно изучить «дата-лист» и определить неисправность.


Изучаемый материал необходимо закреплять в памяти и сознании. Конечно, по окончанию учебного курса мы проводим практические, а потом выпускные занятия, но и до них используем такой метод, как «Беседа на конкретных примерах», что бы изученное запомнилось еще лучше.

Вот, например, недавно была тема о «расходомерах воздуха» (MAF-sensor).

Мы изучили Датчик скоростного напора воздуха LMM, Термоанемометрический расходомер воздуха с горячей проволокой HLM, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM2, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM5

(здесь обратили внимание на то, что HFМ5 может определять как массу воздуха, так и направление воздушного потока.

Благодаря очень тонкой микромеханической мембране датчик очень быстро и точно реагирует на изменения температуры (меньше 15 мс). Это особенно важно при наличии сильно пульсирующих воздушных потоков), расходомер воздуха Karman Vortex.

Слушателям был рассказан интересный практический случай:

«В каждом большом автосервисе, тем более, если он имеет много постов, есть так называемая «выходная диагностика». Это когда автомобиль проверяется Диагностом перед тем, как покинет ремонтную зону и будет отдан Клиенту. Так вот, пришел такой автомобиль, начинаем запускать двигатель – не запускается. Заводится и глохнет. И так несколько раз. Что за дела такие? Сами видели, как на соседнем посту его заводили, потом проводили на нем очередное ТО. Мистика? Спрашиваем: «Что делали, какие работы проводили?»,- отвечают, что ничего особенного, ТО как ТО. Поменяли масло, все фильтра…начинаем соображать и прикидывать. Замена моторного масла может повлиять на незапуск автомобиля? Вряд ли, но оставить заметочку в голове надо. Вдруг какие-то провода оборвали,…хотя нет, сканер ничего не показывает, никаких ошибок. Меняли воздушный фильтр. А посмотрим на него? Снимаем крышку с воздушного фильтра и буквально остолбеваем: воздушный фильтр стоит новый, но…как он был в целофановой упаковке, так его и поставили. Какой уж тут запуск двигателя…».

В этом рассказанном случае показана не конкретная причина неисправности датчика расхода воздуха, а сделана попытка показать обучаемым некоторые начальные методики проведения автомобильной Диагностики.

Что имеется в виду: «На шаг назад». То есть, если есть какая-то неисправность, то надо постараться выяснить, что делали, какие работы проводились на данном автомобиле перед появлением неисправности.

Но всегда ли так поступают при проведении Диагностики?

Иногда могут делать по-другому, создавая себе дополнительную и ненужную работу, например:

- Не работает?

- Надо подсоеденить сканер и прочитать коды ошибок

- Снять осцилограммы и проанализировать их

И много еще чего можно сделать…

Но стоит ли?

Есть методики, которые, как говорят, «написаны сбитыми пальцами автомобильного Диагноста» ☺

Но нельзя утверждать, что надо пользоваться только определенными, узко ограниченными методиками и только.

Наоборот.

Каждый автомобильный Диагност вправе и даже должен искать новые методики, которые могут помочь в повседневной работе.

И в этой работе не должно быть ничего «застывшего».

Кстати, а что такое «методика» в словаре? Читаем:

МЕТОДИКА

(гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

- В автомобильной Диагностике это: «Совокупность приемов и способов работы, позволяющих найти и устранить неисправность в автомобиле».

А вот другой пример.

Мы уже говорили о таком способе, как «на шаг назад».

А можно применить и такой способ, как: «От простого – к сложному».

Приехал Клиент с уже оформившимся решением:

- Мне надо поменять ручку на руле, где управляется омыватель стёкол.

Поменять кнопку. Сам моторчик работает, кнопка тоже работает, но она «западает» - нажимаешь на неё, а вода не сразу брызжет на стекла. На грязной дороге очень уж неудобно…

Конечно, можно было сразу выполнить его просьбу, но…

Называйте как хотите, но и это можно назвать «методикой»: «От простого к сложному».

Западает кнопка? А проверим её. Включаем зажигание, нажимаем на кнопку, прислушиваемся: моторчик под капотом включается сразу же, а вот вода начинает брызгать на стекла с запозданием в полторы-две секунды.

Если сразу же снова нажать на кнопку омывателя, то вода брызжет без всякой задержки.

Неисправна кнопка?

Нет, она исправна.

Причина в том, что система подачи воды к стеклам «завоздушена», имеет контакт с атмосферой. И насос сначала прогоняет воздух…

Простой пример, правда?

И по стоимости он обошелся Клиенту намного дешевле, чем то, что он захотел сделать, а точнее, ему «посоветовали в Интернете».

Используя наглядные методы обучения перед проведением практических занятий, мы задействуем так же и стенды, на которых можно моделировать самые различные неисправности и тут же, на месте, пытаться их диагностировать и устранять.

Такой подход к обучению помогает нашим слушателям усваивать учебный теоретический материал не только «через уши и глаза», но и «через руки».

С самого начала наших учебно-консультационных курсов мы пытаемся донести до слушателей самое важное: «Автомобильный Диагност – это не «хомо- арбайтен», а «хомо-сапиенс».

Чем отличается автомобильный Диагност от простого «исполнителя»?

Первый умеет:

1. Думать

2. Анализировать

3. Выполнять задачу исходя из предыдущих пунктов

Второй:

1. Просто выполняет порученную ему задачу от «сих» и до «сих».

Вот, если коротко о том, как организована теоретическая часть обучения.

О практической части будет рассказано в следующей статье.

Шопин А.В

Руководитель информационного центра Компании BrainStorm г. Москва

март 2008г.

Обсуждение статьи на форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/12418/

наверх