Авто-диагност. Это кто такой?
10.07.2012
Авто-диагност. Это кто такой?
Автомобильный диагност, это кто?
Много суждений на этот счет. Сначала вспоминается вонючий запах солярки, потом грязные руки с чёрной каёмкой под ногтями…нет, это осталось в прошлом веке, сейчас всё по-другому: мониторы у стены, машина опутана проводами, сканер…ошибка…дата…глыбокая электроника, одним словом!
Есть разделение специалистов. Но как-то не очень хорошо стало звучать:
«Диагност это «белая кость», ну а те, кто гайки крутит –«черная». И на форуме эту тенденцию заметил. Плохо.
Конечно, у всех условия работы разные. Где-то есть чёткое разделение на диагностов, электронщиков, электриков, механиков…. Ну видимо там условия другие, поток машин другой, соответственно, и расценки. Но и ошибок там больше. И отношения между специалистами иногда сводятся к простым формулам: «Баба с возу – кобыле легче», или « я-не-я и хата-не-моя». Вообще, все эти разграничение не на пользу клиенту и делу. Мне очень понравилось высказывание одного фуромчанина насчет команды. Вот если в авто-сервисе команда есть, тогда вопросов на форуме задаётся мало или не задаётся вообще, всё решается между собой, общим умом, так сказать. Если есть команда, тогда и приоритетные задачи можно каждому назначать.
У нас в авто-сервисе нет разграничений. Но некоторые приоритетные задачи имеет каждый. Моя задача входной контроль, то бишь диагностика.
Ну а если по нормальному сказать, то я должен определить что неисправно (в идеале), или неисправный узел. И вывести на эту неисправность другого человека, который быстрее разберётся, чем я, с этой неисправностью. Если в ходе проверки я выхожу на неисправность, которую можно устранить – я её устраняю по ходу.
Поэтому я хочу сказать, что диагност это не тот, которого зовут тогда, когда транспорант СЕ горит. А это тот, кто проводит проверку неисправного автомобиля. И определяет причину. А вот от того, как он сработает многое зависит. Поэтому приведу два примера диагностики.
И мое мнение не совпадёт с тем, которое существует среди специалистов, работающих на кафельных полах, в светлых и хорошо оборудованных помещениях, где есть кому пол убрать, туалеты, сантехнику в порядок привести, лампочки поменять и прочее…у нас горизонты другие.
Пример диагностики
Телефонный звонок:
- Диагностику автомобиля можно у вас сделать?
- Да, а какой автомобиль у вас?
- Тойота Ипсум 1999г…..
- Хотите просто проверить или что-то беспокоит?
- Беспокоит стук в двигателе
- ???? Ну, так ремонтировать надо, если двигатель стучит
- С удовольствием, но причину стука не могут выяснить
В назначенное время Ипсум прибыл на СТО. Пока машина заруливала на указанное место, пока хозяин не заглушил мотор, я смотрел и слушал… и никакого стука не услышал.
Ладно, будем знакомиться ближе. Короткий опрос владельца и становится понятным, что стук возникает не всегда, а как бы спонтанно. Иногда пропадает и так же внезапно появляется. Он и сейчас, по словам клиента, слышен в салоне, но только «тихий-тихий». И как бы даже «не совсем стук». В подобных случаях искать причину на улице нереально. Машину нужно ставить в бокс, где все звуки усиливаются за счет резонанса в помещении. Да и надо привыкнуть к звуку чужого мотора, чтобы выделить какую- то аномалию.
Сделано. Но стука так и не услышал. Было какое-то «шорканье, чирканье» причем не очень сильное. Прослушивалось по всему двигателю … В районе 3-4 цилиндров звук был сильнее, но локализовать его не удавалось.
Была как-то машина с раздавленным коренным вкладышем, и часть его вылезла наружу и по нему чесал бугель шатуна… Но в этом случае была определенная система в ритме и зависимость от оборотов двигателя…
Здесь ничего подобного не было. Звук был беспорядочным и не подчинялся ритму работы двигателя.
Осмотр эндоскопом тоже результатов не дал. В самом начале я предположил, что звук исходит от маховика в районе стыка коробки и двигателя.. Сказал клиенту, что потребуется некоторая разборка, для этого нужно время. Но клиент не мог оставить в этот день авто, договорились, что подъедет завтра.
На следующий день я возился со сканером возле Хонды, за спиной послышался звук работающего двигателя. Причем по звуку его работы было понятно, что владелец попал на деньги… Каково же было мое удивление, когда я увидел вчерашний Ипсум. Он приехал раньше часа на два. Машину хозяин глушить не стал. Из бокса вышел наш механик, посмотрел в сторону машины, вытер руки тряпкой и приговорил:
- Вкладыш провернуло
Да я и сам слышал… но вчера даже намёка не было. Машину загнали в бокс. Младший сын подошел и сказал с юмором на моё вчерашнее предположение:
- Ни хрена себе, в районе маховика «шоркает». Акелла промахнулся…
Часа через два я заметил, что возле Ипсума, который был поставлен на траверсу собрались уже трое… Не вмешиваясь, послушал о чём говорят. Стало понятно, что все вкладыши в норме, а судя по степени разборки мотора, причина не найдена.
- Ну и какие предположения?
- Сейчас поддон и крышка клапанов снята… надо осмотреть по максимуму всю поршневую, стенки - всё до мелочей
Опять в ход идет эндоскоп. Ничего.
- А если попробовать спровоцировать?
Мотор стоит без поддона со снятой клапанной крышкой. Крутить вхолостую?... так уже крутили бессчётное количество раз. Надо как-то «нагрузить» двигатель…
В итоге вырабатывается некоторый план действий… Теперь уже четверо : двое по бортам, один сверху, один снизу. Мотор проворачивается вручную, но тому кто крутит, ставиться задача: «при подходе поршней в ВМТ делать короткий рывок- остальные слушать».
И вот он, ЩЕЛЧОК! 4 цилиндр, при проходе ВМТ. Пусть слабый, но был. Вернули назад коленвал, повторили… мнения разделились:
- А я слышу щелчок сверху за кожухом (это сверху)
- А у меня ближе к четвёртому ( это снизу).
Опять обмен мнениями. И несмотря на то, что уже проверено всё что можно, принимается решение: «коробку от двигателя отстыковывать». Я не принимаю участия в откручивании гаек, и не потому, что диагност.
Хотя эту операцию могу выполнить один. Просто ребята это сделают намного быстрее. Но в самом процессе поиска неисправности я принимаю такое же участие, как и все остальные.
И мы слушаем друг друга. И понимаем друг друга.
А если нужно выполнить какую работу, то делает её тот, кто это умеет делать быстро, правильно и без вредных последствий… Поскольку на часах уже 22.
И через 10 мин уже есть результат. «Нашёл» - это слово ждали все. Вся команда.
А теперь фото 1-2:
фото 3:
Были возмущения:
- … и из-за такой фигни, столько времени потеряли. Тупеем …
На следующий день, когда отдавали машину клиенту, специально у него спросил, где он пытался выяснить причину неисправности.
А когда он уехал, я громко чтобы все слышали, назвал количество мастерских, которые он посетил до нас.
.
Пример №2
Мазда 6, 2007г, мотор LF
Ошибка по VVT. Клапан, муфта заменены. Результат нулевой, вернее с минусом для клиента. Ибо деньги и за детали и за работу взяты.
Принцип работы команды тот же. Но всю информацию я получил на входе.
Дальше решение, которому предшествовал не принцип «пол, потолок, палец»…..
Муфта новая, клапан новый. Управление клапаном идёт, давление масла в норме. Есть над чем подумать. И в этом случае «танцуют все».
Клиенту сказали, что нужно разбирать двигатель, снимать головку. Состояние человека, побывавшего на авторизированном центре, заплатившего деньги и получившего взамен исправного автомобиля пространные рассуждения, вполне понятно. И его реакция тоже. Он стоит, смотрит и терзается мрачными мыслями:
«Какой-то мужик в комбезе чего-то подключил… посмотрел какие-то «кривульки» на мониторе, потом позвал ещё двоих, которые конкретно в мазуте все. Что-то там совещались, на доске рисовали. Потом ещё один подошел… из-под машины вылез, у этого даже физиономия грязная… И кофе никто не предлагает… и умные слова никто не говорит. Явный «развод» на деньги. Что с них потом спросишь? Угробят, ей-Богу угробят ласточку…как я смог довериться таким грязным и молчаливым? Как они меня убедили? Забрать машину обратно?»…
Смотрим на неисправность, фото 4-5:
А вот так, как на фото 6, должна лежать прокладка головки блока.
Это нормальная прокладка, все отверстия есть. А та, которая стояла, перекрывала масляный канал. Поэтому всё есть, всё исправно и поменяно, но не работает.
Машина была куплена в Москве, в салоне. Где её принимали и где делали предпродажную подготовку? Думаю, из профессионалов там был только мойщик, который ее вымыл, и «нафакстротил» полиролью
В Белгороде 100% диагност приговорил и муфту и клапан. А дальше «я не я и хата не моя». Интересно, а те, кто «железо» менял, по какому принципу работали?
Я знаю многих людей, которые ни рекламу не дают, ни выпячиваются, не понтуются. Работают на себя в частных мастерских… работают и работают. Просто работают.
МАРКИН Александр Васильевич
Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M
г.Белгород
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709