Статья члена Союза автомобильных диагностов.
В статье написано: «Разговор о том, что на данный момент «определённое количество автоспециалистов используют шаблон тупо и ограниченно». Я соврал. На самом деле неучей, безграмотностей с раздутым чувством личного достоинства и прочая, прочая – много. Наверняка эту статью прочитают автолюбители и кто-то кивнёт: «ну да, встречался с таким недавно!». Я сам, и не раз в поездках натыкался на таких вот «гениев автодиагностики» и еле уносил оттуда ноги. И не думайте, что будет лучше, нет – будет всё хуже и хуже. Старой школы автодиагностов осталось совсем немного, новые есть, но у большинства мозг разъеден червяком «потребля…ства», и только еденицы из новичков перенимают стиль работы старой школы автодиагностики: «надёжно и добросовестно»...">

Шаблон в авторемонте

25.06.2013

Шаблон в авторемонте

Сломался газовый котёл. Была гроза, молния грохнула за окном так, что чуть стёкла не вылетели. Когда пришли в себя, обнаружили, что некоторые домашние электронные устройства перестали работать. В том числе и газовый котёл. Специалиста искали долго, оказалось, что они почти на вес золота. Штучный товар, как говорится. Приехал, раскрыл фирменный чемоданчик, начал осматривать котёл. Часа два смотрел. Потом подозвал и сказал:

- Я всё проверил и нашёл, что у вас вышли из строя «мозги» этого котла. Делать будете?

- Конечно буду! Сколько денег стоит?

Мастер задумался:

- Сразу трудно сказать …всё зависит от сложности работ, но цена начинается со ста долларов.

- Ого! А что, всё так сложно?

Мастер удивился моей технической неграмотности:

- Конечно, это же «мозги»!

Чёрт его знает почему, но не поверил. Да и руки у самого вроде как растут из нужного места. Отдал ему за вызов сто долларов, да-да, столько он запросил, и решил сам разобраться. Газовый котёл вскрывал первый раз, немного мандражировал, газ это серьёзно, но докопался до так называемых «мозгов», смотрите на фото 1.

Смеётесь? И я смеялся. До сих пор не могу выловить этого мастера, чтобы вернуть деньги за «диагностику газового котла», как он выразился. Или телефон молчит, или недоступен. А заменить в "мозгах" надо было только два диода.

В принципе, история обычная, ещё Антон Павлович Чехов говорил в своем «Рассказе неизвестного человека», что «… не обманешь – не продашь». Там он говорил о русском купечестве. Но это сословие ушло в прошлое, а желание «обмануть-продать-заработать» живо и поныне.

Вторая история:

«Два дня шёл дождь, мотался как проклятый, на третий день надо было ехать за двести километров. Еду. Всё нормально, но после светофора машина затупила. Сбросил газ и снова нажал, точно, вроде как троит. Взглядом направо и стал искать автосервис. Нашел, подъехал:

- Посмотреть сможете?

- Загоняйте,- отвечает мастер.

Загнал, вышел, осмотрелся: чистенько, два монитора на столах - они внушили доверие. Мастер стал смотреть машину, подключил сканер, углубился. Через какое-то время подозвал и показал на свой прибор:

- Ошибок нет.

- И что?

Мастер пожал плечами:

- Скорее всего «мозги», так всегда бывает, когда ошибок нет.

- И что делать?

- Ремонтировать. Но это уже другие деньги.

- Я что-то должен?

Мастер пожал плечами:

- За диагностику должны, а как же.

- Но вы же мне ничего не сказали. Что с машиной?

- Я сказал основное: «Ошибок – НЕТ»,- медленно, словно говоря с ребёнком сказал мастер,- А смотреть и ремонтировать «мозги» или что-то ещё, это совсем другой ценник.

Сволочь. Так просто не выехать, ворота автоматические… ругайся – не ругайся, а платить придётся, себе дороже искать справедливость. Заплатил …».

Что мы видим? Классический случай: «продажа распечатки сканера». Машины проходящие, трасса, штук двадцать распечаток продал – вот тебе сотня-полторы долларов. Где это случилось? Адрес? В конце, в приложении оглашу -) … врочем, вы и сами, наверное, можете подсказать мне адреса, когда-то же встречали подобное?

Но обман, как говорится, обманом, а откуда у него ноги растут? Всё так просто, взял и обманул?

На мой взгляд (поправьте, если ошибаюсь), подобные варианты обманов чаще всего возникают из-за неграмотности. Личной и технической. Вот нет у человека «тямы», способностей к какому-то предмету, а заработать хочется, жить надо. Или второй вариант: нежелание или неумение «смотреть за горизонт». Отработать до автоматизма какое-то действие и пользоваться им. Зарабатывать. Или изучить набор и порядок каких-то действий, а дальше ни ногой – там сложно, непонятно, страшно. Есть и третий вариант: работа согласно определенных шаблонов. Тут долго искать не надо, есть специальные автомобильные программы типа Mitchell on Demand, AllData и другие, в которых детально рассказывается о причинах возникновения автомобильных неисправностей и приводятся варианты её устранения.

Однако просто знать какие-то шаблоны, слепо ими руководствоваться и не пытаться заглянуть за конец прочитанной страницы – это путь в никуда. Это дорога середнячков или помешанных на шаблонах американцев, о чём постоянно говорит со сцены Задорнов. А вот ещё пример от нашего коллеги Гордеева Сергея Николаевича, ник FERMER на форуме Легион-Автодата, который недавно был в Америке и читал там лекции американцам, занимаюшимся автомобильной диагностикой.

« … что, американцы ВВБ ремонтировать не умеют? Да, не умеют. Они очень привязаны к ремонтным мануалам и лишнего движения без него (мануала) не сделают. Основной технический мануал по ремонту машин в Америке, это хорошо известный у нас Митчелл. А что там написано делать при вышедшем из строя элементе ВВБ? Только одно - заменить ВВБ в сборе!.. После того как за два часа на глазах американцев, мной были оживлены шесть из шести «инверторных трупов», они смотрели на меня как на настоящего Коперфильда! Если учесть, что на складе у них валяется еще около 50 штук таких мертвяков, то экономический эффект только от починки инверторов подсчитать несложно».

autodata.ru/article/all/nashi_v_amerike_chast_7/

Приведено три хороших примера. На самом деле их намного больше. В принципе, весь авторемонт соткан из шаблонов, попробуйте опровергнуть -). Но этот разговор не только о применении шаблона, и не о том, хорошо это или плохо. Если знаешь как применять – это хорошо.

Разговор о том, что на данный момент «определённое количество автоспециалистов используют шаблон тупо и ограниченно». Вот о чём разговор. Читали выше о посещении Америки нашим коллегой? Повторю, это ключевая фраза: " Основной технический мануал по ремонту машин в Америке, это хорошо известный у нас Митчелл. А что там написано делать при вышедшем из строя элементе ВВБ? Только одно - заменить ВВБ в сборе!».

Обратите внимание: даже в благополучной Америке автоспециалисты сильно заинтересовались тем методом восстановления высоковольтных батарей, который им показал наш FERMER. Значит, шагать за мануал они могут и хотят, только не знают, как это сделать. Или время пришло?

Россия по благополучности отстает от Америки, чем дальше от Москвы или других крупных городов, тем машины на дорогах становятся раритетнее. Автомобильные неисправности становятся всё изощрённее. Работа по шаблонам возможна, но не будет приносить максимальной отдачи в денежном эквиваленте. Потому что «Шаблон и авторемонт, это как масло на бутерброд. Слишком толсто – невкусно».

Чтобы стало понятнее, перейду на школьные аналогии. Так вот, «троечник» - это тот автоспециалист, который работает, в основном, по шаблонам. «Отличник» применяет в своей работе и шаблон, и читает между строк, и берёт шаблон, крутит его, рассматривает, изменяет и применяет. Он становится ногами на шаблон, чтобы повыше было, и заглядывает дальше: «А что там?».

Вот такие авторемонтники всегда будут в цене.

Наверняка у кого-то возникнет вопрос: «А автодилеры? Как с ними? Они же постоянно работают по шаблонам (мануалам, инструкциям и пр). Так что, они все «троечники»?». А тут ответ на поверхности: «Это своя страна со своими законами и правилами игры». Так что давайте оставим эту жизнь тем, кто  в ней живёт... (они, может быть, и рады покопаться, поразбираться, помыслить, но дилерские "правила игры" просто не позволяют им этого сделать).

Хорошо, идем дальше. Вы знаете, сколько информации скачивается с нашего форума Легион-Автодата http://forum.autodata.ru/index.php за месяц? Не буду пугать и приводить точные цифры, скажу только, что величина измеряется в ГИГАбайтах и цифра двухзначная. Нет, я не о том, что жалко, ради Бога, я о том, что люди берут для примера чьи-то ремонты (читай: «Шаблоны»), и в этом нет ничего плохого. Форум для того и работает.

Для примера: читаем сообщение на нашем форуме Легион-Автодата http://forum.autodata.ru/228/22465/ , пишет автомобильный диагност из Белоруссии, зовут Геннадий:

«Здравствуйте! С большим интересом давно читаю данный форум, очень часто помогает в работе с авто. Вот решил поделится неисправностью, которая случилась с машинкой , которую притянули ко мне на галстуке. Опель зафира 2002г , после замены радиатора перестала заводится. При диагностике выяснилось, что показания ДПКВ и ДПРВ (датчик оборотов насоса), изменяются в хаотичном порядке, и это при том, что просто включено зажигание. Проверка плюсов и минусов ничего не дала, т к всё было на своём месте. Пришлось вскрывать насос- удовольствие ещё то, если учесть, что насос не снимался! Не буду описывать прцедуру разборки всего впуска, просто когда снял датчик оборотов насоса и внимательно просмотрел шлейф, обнаружил одну переломанную дорожку, как раз в месте изгиба шлейфа. Путём не сложных манипуляций (замена неисправной дорожки на кусок МГТФа), работоспособность насоса была полностью восстановлена. Кстати, насос PSG16 и по официальной информации BOSH, запчастей к нему не идёт! Буду рад, если кому-то это поможет в ремонте!».


Дальше самое интересное: «Кому попадёт эта информация и как она будет использована». Вот, подошли к главному. Всё зависит от той головы, куда она будет положена. «Троечник» скопирует и положит в папочку «Дизель». И будет ждать, когда к нему придет такая машинка, чтобы применить этот шаблон. Это как на рыбалке: "когда-то, но клюнет". «Отличник» тоже скопирует. Но найдёт время и начнёт «рыть вопрос». Сначала он найдёт мнения коллег по этому насосу, где будет сказано, что он «конструктивно неудачен», потом прочитает, что говорят о ремонтах дилеры BOSCH … ознакомится с другими возможными неисправностями этого ТНВД и узнает, что «При выходе из строя транзистора машина не заводится. Чек при этом не горит. Если подключиться сканером, показывает ошибку по насосу. Можно подключиться прямо к насосу, тогда причина станет еще более понятна, хотя проблема эта настолько распространенная, что все понятно и без диагностики» (из Белорусского форума Опель-клуба) 

Я представил себя в роли этого «отличника», потратил пару часов и вышел-таки на информацию о всех запчастях этого насоса, которые «по официальной информации BOSCH» не поставляются. И кроме того, нашел ещё много чего интересного, сногшибательного для ремонтника, поверьте, есть англоязычные сайты, где можно найти даже чёрта -). 

Но бывает такое - и бывает частенько, что дилер официально говорит, что «это отдельно не продается, только в комплекте» - и поверит такому только «ленивый троечник» (другие просто знают и понимают, что это "такие правила игры у дилеров"). Ну а далее настойчивый товарищ будет рыться, искать - и найдет. Приведу простой пример из 2005 года, когда на сайте Легион-Автодата была опубликована статья по датчику ELD Honda: autodata.ruhttps://autodata.ru/upload/iblock/2dd/eld_detec.pdf

А вот скрин из этой статьи, там всё популярно и по нашей тематике разговора, фото 2:

Прочитали? Действительно: «Кто ищет, тот всегда найдёт».

Шаблон в авторемонте – это хорошо. Но только в том случае, если сам шаблон правильный и применяется творчески. Тупое применение шаблона – хороший путь к деградации.

Примечание 1: Обещал сказать адрес, где это случилось … но пока писал – передумал, потому что «упавшего ногами не пинают». А кто тут упавший, догадаетесь. И это не благородство с моей стороны: "не сказать адрес", это другое чувство под названием «Брезгливость». Достали уже такие мастеровые …

Примечание 2:

В статье написано: «Разговор о том, что на данный момент «определённое количество автоспециалистов  используют шаблон тупо и ограниченно». Я соврал. На самом деле неучей, безграмотностей с раздутым чувством личного достоинства и прочая, прочая – много.  Наверняка эту статью прочитают автолюбители и кто-то кивнёт: «ну да, встречался с таким недавно!». Я сам, и не раз в поездках натыкался на таких вот «гениев автодиагностики» и еле уносил оттуда ноги. И не думайте, что в нашей стране будет лучше с этим вопросом, нет – будет всё хуже и хуже. Старой школы автодиагностов осталось совсем немного, новые есть, но у большинства мозг разъеден червяком «потребля…ства», и только еденицы из новичков перенимают стиль работы старой школы автодиагностики: «надёжно и добросовестно». Впрочем, может быть я настолько стар, что не понимаю новых веяний и не въеду в новые понятия и реалии жизни?

Да, я в курсе, что сказал слишком резко и кто-то может обидеться. Но самое смешное, что обижаться или недоумевать будут именно те, кто в своей работе к чему-то стремится. А «троечникам» пофиг, как говорится.

У нас в России нет устойчивого понятия «школа автомобильной диагностики» - нет такой школы или школ. Есть те, кто «работу работает». Кто-то хуже, кто-то лучше, на каждой территории свои ценности и стимулы. А этот вопрос очень интересный. Не знаю, если созрею, то расскажу вам о том, как тихо удушили идею о создании стройной системы «школы автомобильной диагностики». Именно «школы», а не «курсов диагностики», коих сейчас в Москве и других крупных городах много. Когда-то я пытался сунуться со своим свиным рылом в благолепие высоких кожаных кабинетов, и даже имел несколько разговоров. Но когда понял, что изначальный смысл будет перечёркнут «процентами отката» - остановился я тогда на шоссе, вышел из машины, закурил и посмотрел вокруг. «Твою мат...»,- сказал я тогда,- «Никому не надо такое подвижничество, они даже слов таких не знают …пора завязывать с этим». С таким менталитетом только коров пасти, да навоз выгребать. 

... но идея обучения и передачи знаний всё ещё крутится в голове ...-)

Кучер В.П
© Легион-Автодата



Книги по ремонту автомобилей


наверх