Volkswagen Golf III

30.09.2013

Volkswagen Golf III

 

Эта машина  появилась в половину девятого вечера. А в 9 надо быть уже переодетым и ехать домой, семейные дела никто не отменял. Оставлять на завтра то, что «можно попытаться сделать сегодня», как-то не привык. Поэтому еще раз посмотрел на часы и открыл капот этого Гольфа.

Автомобиль Golf из прошлого века, начала 90-х годов, мотор АБС, система управления моно-мотроник. Сразу хочу оговориться,
что не собираюсь
учить и менторствовать, просто расскажу, как была определена неисправность.

Если автомобиль старый, то и методы диагностики по выявлению неисправности можно применять старые. Прежде чем определять неисправность в какой-то системе, надо знать, что это за система, как она работает и какие у неё могут быть ненадежные места. У нас система управления Моно-Мотроник, схем управления в Интернете достаточно, они не секретные:

Проблема на автомобиле такая: по мере нагрева мотор начинает трясти всё сильнее и сильнее, а как только сработает вентилятор охлаждения радиатора, мотор начинат чётко троить. Именно «чётко троить».

Что было проверено изначально: наличие высокого напряжения на каждом из высоковольтных проводов. Для этого был применен стробоскоп (прибор предназначен для проверки и регулировки параметров контактных и бесконтактных систем зажигания). Дело минутное, не надо разворачивать мотортестеры, осцилоскопы и прочее. Удобно на этих системах. Однако на всякий случай повторю предупреждение производителей, вдруг кто-то не знает:

« При проведении работ на системе зажигания с включенным зажиганием необходимо соблюдать осторожность, так как можно получить удар током от высоковольтной части системы зажигания. Людям со стимуляторами сердечной деятельности не рекомендуется проверять и производить ремонт системы зажигания. Выключайте зажигание перед отсоединением или подсоединением любого элемента системы зажигания или щупов измерительного прибора».

На интернет-форумах при возникновении подобной проблемы: «Троит, не работает цидиндр» и при наличии такой системы управления, люди обычно ставят под сомнение или форсунку, или блок управления. Иногда смотрят в сторону системы зажигания. А некоторые грешат на потусторонние силы: «сдвинул с места блок управления – машина перестала троить». На мой взгляд, пытаться методом «хаотичного тыкания по неисправностям» отремонтировать автомобиль - бесперспективное занятие! Не зря чуть ранее сказал, что перед поиском неисправности надо держать в голове принцип работы данной системы. При чем тут конкретно форсунка и «троит»? Форсунка работает сразу на все цилиндры. Если  проблема  в форсунке, то проблема выглядела бы иначе и с другим симптомами. При чем тут конкретно блок управления и «троит»? Тогда неисправность выглядела бы тоже иначе и с другими симптомами. И так далее.

Локализую неисправность. Надо понять, что конкретно мешает работать одному из цилиндров. Именно одному, а не нескольким. Вопрос: что надо для работы цилиндра? В нашем варианте: «правильно подготовленная топливо-воздушная смесь, вовремя поданная искра в цилиндр». А при проверке стробоскопом выяснилось, что на всех цилиндрах кроме четвёртого, высокое напряжение после прогрева машины и срабатывания вентилятора присутствует, а на четвёртом «высокого нет» - именно после «включения вентилятора несколько раз» (после включения вентилятора мотор прогревается  выходит на заданный температурный режим работы).

Что имеем на данном этапе? Пока только нужное понимание: «После полного прогрева мотора высокое напряжение на один из цилиндров пропадает». Запомним и идём далее? Так как в голове уже сложилось некое осознание возможной неисправности, то оставляю все инструментальные проверки и иду к багажнику автомобиля делать очередную проверку. Обратили внимание на слова: «оставляю все инструментальные проверки?». А чем и как тогда проверять?

Как уже говорил, «старый автомобиль – старые методы проверки». Четверть века назад что было на вооружение человека, который ремонтировал автомобили? Почти тоже самое, что сейчас у меня – стробоскоп, «контролька» и что-то ещё по мелочёвке. Никаких тебе мотор-тестеров, газоанализаторов и прочего электронного оборудования. Но была ещё «голова» и «наработанный опыт». Важный инструмент. И даже в 21 веке никто не отменял важность этого инструментария. Говоря по-другому: «Все эти мотор-тестеры и прочая электроника – кусок мёртвых деталек без наличия головы».

Зачем пошёл к багажнику автомобиля? Можете смеяться, но пошёл «определить выхлоп по запаху». Как уже говорил, времени было всего пол-часа, разворачивать газоанализатор некогда. И скажу так: «с точностью до нужного понимания определил, что топливная смесь не переобогащённая, не было такого, чтобы почувствовал «несгоревшее топливо». Скажу даже больше: настолько уверовал в свое предположение о наличии определенной неисправности, что не удержался и «проверил высокое» при помощи отвёртки. Ну да, всё правильно, на трамблере высокого напряжения нет.

Что получается в итоге? Если вы следили за ходом поиска неисправности и описываемых проверках, то тоже могли понять: «Нет высокого напряжения на конкретном цилиндре и нет подачи топлива в конкретный цилиндр». Какой можно сделать вывод? Напрашивается единственный: «если у нас нет «высокого» напряжения на конкретном цилиндре и нет переобогащения топлива в троящем моторе, значит, у нас нет импульсов с датчика Холла на момент этого неработающего цилиндра». Прибавим сюда появление неисправности при повышении температуры и корректируем причину неисправности: «При нагреве мотора на выходе датчика Холла теряется импульс на конкретный цилиндр»». Вспоминаем схему и конструкцию неисправного узла и снова корректируем неисправность: «При нагреве мотора происходит расширение втулки оси распределителя зажигания, происходит осевое смещение и потеря сигнала на конкретном цилиндре». Если короче, то «банальный осевой эллипсный люфт в распределителе зажигания».

Чтобы отмести в сторону ненужные сомнения в точности поставленного диагноза и ради собственного успокоения, делаю замену в трамблёре на заведомо исправные бегунок и крышку распределителя зажигания. Ситуация никоим образом не поменялась, вывод: «Поставленный диагноз верен».

Ровно в девять вечера я направлялся к своему автомобилю – семейные дела никто не отменял. А на следующее утро, чтобы «добить» неисправность документально и сохранить в свою базу данных еще одну интересную неисправность, сняли осциллограмму. Смотрите. На осцилках всё понятно:

 

 


Ниточкин А.В.
© Легион-Автодата


Ниточкин Алексей Викторович
г.Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27-а, автотехцентр "Good Hands". Тел.: +7 (916) 279-31-14. Сайт: http://el-chip.ru/. Союз автомобильных диагностов
наверх