...Холосо, холосо, дёсава...

"...холосо, холосо, зелаю дёсава"...

20.02.2011

«ХОЛОСО, ХОЛОСО, ЗЕЛАЮ ДЁСАВА»

…попался тут на глаза текст по условиям, которые должна выполнить Россия при вступлении в ВТО (всемирная торговая организация). Почитал. Крякнул. И попытался представить…

Глаза зацепились вот за это:

«Иностранные предприятия и компании получат такие же права, как и российские».

Не будем брать «вообще». Затронем «частность». А именно – нашу с вами область,- «услуги по диагностике и ремонту автомобилей».

Что мы имеем на данный момент?

Практически ничего. Ноль. Или «нуль». Кому как нравится.

Да, автомастерские есть. Дилеров, «серых» дилеров и подобных им пока не рассматриваем. Остановимся на той основной и многочисленной категории, которая занимает…не уверен, но приблизительно процентов 70 рынка(или больше?) – «частные автомастерские» и им подобные.

По одним данным таких мастерских около 100.000 едениц. По другим – гораздо больше. Потому что не все зарегистрированы в налогой инспекции и не хотят «отстёгивать кому-то и за что-то».

Итак, что нас может ожидать? Попробуем хоть приблизительно нарисовать эту картину…

Дальний Восток. Территории огромные, человеческие ресурсы скудные. Автомобильный парк огромный. Есть автомастерские, которые ремонтируют этот парк. В них в основном работают коренные жители региона.

После вступления в ВТО иностранные компании попрут и на этот рынок. В частности – китайские. Им недалеко переселиться. Потому что: «ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг».

Не улыбайтесь. Наши соседи «товарищи китайцы» - работники ещё те. Китай за короткий промежуток времени смог стать одной из ведущих экономических держав. И если «они придут», то принесут с собой не только финансы, но и огромный управленческий опыт.

Остро встанет вопрос о конкуренции между российскими автомастерскими и теми, которые они создадут.

Давайте попробуем представить, по каким параметрам они смогут «забить» русских конкурентов:

Лучшая организация производительности труда Наличие дешёвых и «длинных» финансовых ресурсов Применение более современного технического оборудования Даже беря во внимание только эти три параметра, можно сказать, что после вступления на рынок автоуслуг «китайских товарищей», другие автомастерские на Дальнем Востоке будут терять свою рентабельность, у них произойдет снижение конкурентноспособности.

Применяя более совершенное оборудование, новейшие технологии, своевременно обновляя инструментальный и технологический парки, иностранные компании смогут минимизировать затраты и, соответственно, значительно снизить цены за предоставляемые услуги.

Например: «запасные части и принадлежности для проведения ремонта».

На данный момент цены сложились.

Но: «Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%.»

Это может означать, что «китайские автомастерские», используя свои «длинные и короткие» финансы, смогут доставлять запасные части из Поднебесной по ценам ниже имеющихся.

И как вы думаете, где люди будут ремонтироваться чаще? Куда произойдёт переток автомобилей и, соответственно, финансов?

Думаете, не произойдёт?

Зря так думаете.

Бизнес – штука серьёзная.

Как там говорил ещё товарищ Маркс насчет 100% прибыли, помните?

Они на все 100% будут использовать свой богатый управленческий опыт.

Нужно будет внести изменения в имеющиеся технологии?

Сделают. Закажут специальной компании, и та за короткое время разработает «под них» специальное техническое задание.

…а недавно критикуемые китайские автомобильные сканеры сейчас становятся вполне конкурентноспособными с дилерскими образцами.

Воруют идеи у конкурентов? Может быть. Но кого это интересует.

Но тут есть и положительные моменты. И эти моменты нас могут порадовать:

рабочая сила подорожает потому что иностранные компании станут привлекать на свою сторону «свежие головы» и «золотые руки», которые при нынешнем состоянии бизнеса в России имеют весьма маленький доход и считают, что «их голова и руки оплачиваются безобразно дёшево». И эти «головы и руки» с большой радостью перейдут работать в иностранные компании. Потому что им надо «не о России думать», а «семью кормить»

российские компании, что бы удержать своих наиболее ценных работников, будут вынуждены повышать им заработную плату. Но…сколько и какие компании смогут выдержать такую конкуренцию? Мало. Поэтому какая-то часть этих российских компаний или разорится или перейдёт под управление иностранцев

Очень скоро встанет вопрос о реальной выживаемости большинства российских автосервисов. Частных или другой формы управления. Потому что одним из условий вступления в ВТО является «соответствие цен на энергетические ресурсы в России и остальными развитыми странами».

Это означает, что через несколько лет цены на энергоносители станут ещё выше. И если сейчас владелец частной автомастерской платит за свет, воду, газ, канализацию,- например – 50 рублей, то потом будет вынужден платить 200 рублей. Или разорится. И его компания будет куплена иностранным инвестором, у которого всегда есть и будут как «короткие», так и «длинные» финансы.

Иностранные компании создадут в России сеть «автомобильных школ», где будут готовить специалистов для своих предприятий. Это будут своеобразные ПТУ, где будут давать строго ограниченные знания, но эти знания будут гарантировать стабильный доход. «Будут».

Почему я говорю только о Китае?

Нет. На наш рынок придет не только Китай. Просто он географически ближе к Дальнему Востоку, что предопределяет многое.

Кто-то не уверен, что «Китай сможет»? Не сможет поселиться на нашем автомобильном рынке и оказывать услуги, которые разорят «отечественные автомобильные услуги»?

Зря.

«При вступлении в ВТО Китай принял на себя порядка 230 дополнительных обязательств, значительно ограничивающих его права как члена этой организации и существенно меняющих его внешнеторговый режим и внутреннюю экономическую политику в интересах наиболее влиятельных членов ВТО».

И если после принятия таких «драконовских» обязательств Китай выжил, стал развиваться, стал считаться одной из могущественных держав мира – вопросы ещё есть?

А что это означает и о чем говорит?

Только то, что они смогли создать свой, перенять, накопить уникальный управленческий опыт, который поможет им освоить просторы нашего Дальнего Востока.

Потому что рынок в России – богатый.

И грех не воспользоваться таким лакомым кусочком.

КТО ВЫЖИВЕТ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Неужели всё так мрачно? На предыдущих двух страницах я лихо расправился с отечественным автобизнесом и…осталось ли хоть что-то положительное? Неужели никто из отечественных компаний не сможет остаться на этом рынке? Не будем сильно сгущать краски. Остаться смогут.

Но только те, кто имеет так называемый «административный ресурс». Или близок к таким «ресурсам». Или имеет уже устоявшийся бизнес и «может ладить с людьми».

Неужели всё так плохо?

Ну…ответить можно так: «Нельзя узнать температуру воды, не войдя в неё».

Но обыкновенный анализ событий заставляет задумываться.

Не хотелось бы видеть наяву печальное развитие событий, но… «…Бизнеса с человеческим лицом не бывает». Во всяком случае история пока не знает таких примеров.

Послесловие:

* не стоит думать, что на наш автомобильный рынок придёт только Китай. Тут многие поселятся. И Корея. И Япония. И многие другие иностранные компании, которые сейчас ищут рынки дополнительного сбыта для своей продукции и услуг.

* не стоит сомневаться, что иностранные компании не смогут отвоевать рынок автомобильных услуг у наших частников или небольших «компашек». Смогут. Потому что у них – новейшие технологии, высокая производительность труда. И даже только эти факторы смогут «задавить» все наши российские автомобильные сервисы и компании. А таких факторов у них – много.

Владимир Петрович

© ЛЕГИОН-АВТОДАТА 2000-2011
Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
ЛЕГИОН-АВТОДАТА обязательна (в интернете — гиперссылка)
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх