Автосервис и монополия - 1

25.01.2017

Когда появился монополизм в авторемонте,
есть ли он сейчас, когда исчезнет, и вообще:
"Монополизм автосервиса – это хорошо или плохо?"

Два необходимых примечания.
1. О времени отсчёта этой статьи: СССР остался за плечами - здравствуй, Рынок, который сам себя отрегулирует!
2. Справка: Монополия - ситуация на рынке, когда фирма, называемая "монополистом", полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. https://clck.ru/ARiAg



Были автомобили и были технари. У кого-то был опыт жигулёвских станций техобслуживания, у кого-то был опыт ремонта танков в полевых условиях, у кого-то был другой опыт. Объединяло их одно: желание кушать ежедневно.

После приватизации осталось много помещений, там и завелись станции технического обслуживания. Это я так громко называю – "станции", а на самом деле это было естественное распределение людей по гаражам и боксам, гаражикам и боксикам, откуда начиналась история российского авторемонта после распада Союза.

Вот так, потихоньку, но с азартом, люди с техническим складом ума сделали себе рабочие места и стали зарабатывать.

Больше всех денег зарабатывал тот автосервис, у которого в наличие имелся автомобильный сканер. Пусть даже китайский, у которого меню наполовину было "кракозябликовое", но это был сканер, который можно было подключить к авто и посмотреть на мониторчике какие-то выводимые данные. Подобных счастливчиков было немного.

У ворот таких автосервисов была очередь (в тексте пишу "автосервисы", но под этим словом подразумеваются и отдельные автоспециалисты).

Эти автосервисы зарабатывали деньги активно, агрессивно, а затраченные на покупку сканера деньги можно было отбить месяца за три. Дальше шла чистая прибыль. Такое положение дел можно уверенно назвать "монополией".



Шло время, ситуация менялась, сейчас положение дел совершенно другое: сканеры, мотортестеры и прочие хитрые штучки есть почти у каждого автосервиса. Впрочем, почему "почти" - сейчас, в 2017 году без наличия сканера общаться с автомобилями почти невозможно.

Но можно ли сказать, что монополизм в авторемонте исчез после того, как сканеры и мотортестеры перестали быть редкостью?

Уверенный ответ "нет": умные автосервисы начали понимать, что кроме монополии на автосканеры, нужно ещё иметь не менее главную монополию на информацию.

Это был ещё один естественный период монополии: автосервисы, которые имели эксклюзивную информацию в виде электронных справочников типа AllData, Mitchell on Demand и т.п (называю самые известные), имея сканер и электронные справочники, опять стали монополистами и смогли диагностировать и ремонтировать такие автомобили, за которые другие не брались, а если и брались, то вероятность качественного ремонта была низкой.

Оставшиеся за бортом автосервисы ещё какое-то время пытались лечить автомобили старыми жигулёвскими способами "на слух и на нюх", но развитие технологий уверенно стёрло их: прошло ещё несколько лет, и большинство автосервисов стало иметь и сканеры, и электронные справочники.

И такое положение дел можно назвать просто: " Это естественное возникновение и разрушение монополизма связанное с развитием технологий".

Исчезла ли монополия?

И опять уверенный ответ "нет". И почему: автосервисы стали понимать, что "автомобилей много, но и автосервисов становится всё больше". Логичный вопрос "что делать". Тут и дураку понятно, что клиентов надо чем-то привлекать.



Самой серьёзной отправной точкой возникновения автосервисных монополий можно назвать то время, когда слово "иномарка" начало иметь оттенки:
1. Японские автомобили
2. Европейские автомобили
3. Американские автомобили
4. Другие автомобили

И ещё через некоторое время истоки автосервисных монополий приобрели обычные нам черты:
1. Японские автомобили из Японии
2. Японские автомобили праворульные из …(страна)
3. Японские автомобили леворульные из …(страна)
4. Европейские автомобили из … (страна)
5. Американские автомобили из …(название штата, так как в каждом штате были разные требования по экологии, что изменяло конструктив авто)
И так далее.

Именно в этот момент начали образовываться естественные монополии автосервисов, которые выбрали для себя определённый вид обслуживаемых автомобилей, начали затачивать своё оборудование и информацию под выбранное, и через какое-то время стали лучшими в облюбованной области оказания автосервисных услуг.

В это же время указанные выше пункты стали обрастать специализациями, которые ещё больше расширили монополизм оказания услуг в автосервисах:
1. Только проведение автомобильной диагностики
2. Автомобильная диагностика и ремонт
3. Диагностика и ремонт коробок передач
4. Диагностика и ремонт ходовой части
5. И так далее.

Но такое разделение было не везде: если в каком-то городе население небольшое, то создавать там десяток автосервисов было экономически невыгодным вопросом – так возникли "мульти-автосервисы", где диагностировали и ремонтировали автомобили почти всех производителей.

Гениальные автомастера вникали во всё многообразие десятков направлений Производителей по системам впрыска и их особенностей, умели на ходу перестроиться от особенностей бензинового мотора к дизельному, а от этого к системе GDI, FSI, а от них к системам управления гибридных автомобилей, к особенностям ремонта АКПП, стараясь ничего не перепутать.

Насчёт качества работы при использовании этого варианта: в таких автосервисах качество зависело только от личности автомастера: или он реально устраняет неисправности, или втюхивает свою работу жителям небольшого городка, для которых такой автосервис единственное спасение, так как до другого автосервиса ехать несколько сотен километров.



Часть 2: "Монополия технологий или качества?"

"Монополизм штука прожорливая, его надо постоянно подкармливать".

И действительно: "Для всего в нашем мире требуется энергия".
Человека надо кормить едой, автомобиль топливом, а чем кормить монополизм?
Автомобильный монополизм кормить не надо, он растёт и развивается самостоятельно, подпитываясь человеческой сущностью: каждый человек хочет жить лучше. Для нашей реальности это выражается двумя словами: "Зарабатывать больше".

А как можно зарабатывать больше, если у тебя уже всё есть – помещение под авторемонт, необходимое оборудование и требуемое информационное обеспечение? Сейчас уже любой технарь может прикупить нужный ему сканер или другое устройство для проведения диагностических или ремонтных работ. А обеспечить себе постоянный информационный фон можно как легально, так и нелегально.

Кроме того, есть множество тематических форумов, откуда молодые и ушлые технические ребята черпают новые идеи: вы, уверен, обратили внимание, что сейчас на многих форумах, где серьёзно занимаются вопросами диагностики и ремонта автомобилей, уже перестают или перестали выкладывать в открытый доступ "самое вкусное", связанное с технологией авторемонта.

Процитирую своего коллегу:
"У меня материала на диссертацию хватит, но я не хочу писать статьи, сейчас молодежь "прошаренная", два намека и они уже компилируют готовую картинку в голове, я сам так же работаю. Я в свои "почти пятьдесят" учусь заочно на специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" что бы "убежать" от наступающих на пятки".

Думаю, что пояснять тут ничего не надо.
И возвращаясь к теме "авторемонт и монополизм" могу уверенно спрогнозировать:
1. Монополизм авторемонта не умер и не умрёт
2. Новое время диктует свои условия для создания и развития авторемонтного монополизма
А каким он будет – расскажу во второй части статьи.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх