Из жизни автосервиса - 2

05.03.2015

Если "театр начинается с вешалки", то автосервис начинается с порядка: прибывшие на ремонт автомобили расставлены, приборы подготовлены, распределена очерёдность проведения диагностики.

Олега, как самого шустрого и гибкого, Алексей Ниточкин отправляет под Мерседес-Спринтер (слева на фото), а с Фольксваген Пассат (Volkswagen Passat B6) будет разбираться самостоятельно.


Итак, автомобиль Volkswagen Passat B6.

Автомобиль прибыл из дружественного автосервиса, из мастерской Арида Омаровича Гаджиева (он, кстати, является постоянным автором статей на интернет-портале компании Легион-Автодата - вот его статьи ).

Арид Омарович определил неисправность: "Нарушение синхронизации блока управления двигателем с иммобилайзером", и отправил машину к Ниточкину, так как "немцы" не его профиль и специального оборудования, чтобы дальше продолжать устранение неисправности, он не держит (специализация - штука хорошая или нет?).

А неисправность такая: "С утра машину завели - завелась. Немного поработала и заглохла. Владелец авто пытался её снова завести, долго крутил стартером, но не получилось. Аккумулятор "разрядил в ноль".



Удивляться не стоит, это обычное дело: владелец авто крутит стартером до изнеможения, искреннее надеется, что "ещё немного и заведётся", но это самообман, есть золотое правило: "Если машина не завелась сразу или после одной-двух попыток - нечего крутить стартером дальше. Бери телефон и договаривайся с эвакуатором и автосервисом - дешевле выйдет".

Что делать с Фольксвагеном понятно: надо заново считать и проверить имеющиеся ошибки (и это несмотря на то, что Арид Омарович предоставил полный отчет о своих действиях и даже высказал свои предположения - так положено делать, если проводится "правильная" диагностика автомобиля).

Однако Ниточкину мешает новый телефонный звонок (на мой взгляд - слишком много у него звонков от клиентов. Да, популярность и востребованность дело хорошее, но когда тебе звонят каждые несколько минут …).

А разговор на этот раз интересный. По ответам Ниточкина смог догадаться, что клиент на том конце провода спрашивал про диагностику его авто и стоимость. Наверное, он удивился, потому что Ниточкин ответил:
- Считывание ошибок и выдача на руки листка с ошибками - это не диагностика, понимаете? Это банальное считывание ошибок. Что?
На том конце провода клиент, наверное, удивился, потому что Ниточкин ответил:
- Ну и что. Ну написано у них "компьютерная диагностика автомобилей" - и что из этого? На заборе, сами понимаете, тоже может быть многое написано. Нет. Ещё раз вам повторяю: автомобильная диагностика - это постановка диагноза вашему автомобилю. Это полное определение неисправности. Считать ошибку - это ученик ПТУ сможет. А считать ошибку, влезть вовнутрь и конкретно показать пальцем на неисправность - это совершенно другое. Это, фактически, половина ремонта или даже весь ремонт, понимаете?

Клиент, наверное, понял, потому что еще раз уточнил адрес и сказал, что приедет.

Ну а я немного удивился: цены на проведение диагностики и ремонта у Ниточкина самые высокие в городе. Однако, несмотря на это, его ремонтный бокс никогда не пустует. Загадка или особенность того самого "кризиса на дворе"?



Кстати, насчет "продажи клиентам распечатки ошибок с его машины": вот интересное обсуждение на форуме компании Легион-Автодата - "Брать деньги за распечатки кодов ошибок"

А другое рассуждение по теме вопроса нельзя не привести полностью, очень уж умно и интересно (автомобильный диагност из города Ярославля, зовут Андрей, ник "Соичиро"):
1. Пример одного СТО, сразу скажу все по нему нюансы: владелец из 90-х годов, бабок где-то отжал, хапнул землю с помещением и позднее открыл сервис. Платить умным людям он хорошо не хочет, поэтому сами понимаете кто там у него в этом "поместье" работает. Нагляделись ребятки-интеллектуалы из директората на хитрые диковинные штуки заморские - диагностикой называются эти штуки!:))) Расклад простой - купил он за 100000 рубликов сей "некий" девайс, объявил всем своим "рабам"(по другому тех работников не назвать) стоимость диагностики. Ну те работнички начали печать распечатки, ЧЕКИ, да советовать всякое.
Приехала Машина к ним из ВАГ группы(врать не буду, или Фолькс, или Ауди). Мотор редкий!:))) Ну рабы коды прочитали - ДМРВ, говорят клиенту - покупай новый. Он в магазин, купил дмрв за 13000руб. Привозит, отдаёт труженикам, те ставят его на авт. Результат - нулевой! Клиент в ахУ.Е. В общем, засовывать он этот ДМРВ никуда не стал, он просто подарил его великолепным парням-диагностам за 13000рубей!
П.С. починили эту машину простые парни-маляры того же сервиса!!!:))) Нашли порванную гофру после ДМРВ, замотали её изолентой для проверки. Код пропал, авто ровненько заработал!
2. Ситроен С5. Сервис моих хороших знакомых. Прочитали код - МАП сенсор. Сказали клиенту что надо заказывать и менять его. Привозят новый, ставят, код не уходит. Звонят мне, что делать? Приезжаю, копаюсь минут 10 с машиной, нахожу заводской косяк - хомут-стяжка(он же стрип) был плотно затянуть. Со временем пласт.гофрой перепили один из проводов МАПа. Еще две минуты работы (одна спайка и изолирование провода, закрепление на другой хомут к кузову). Результат - код ушел и больше не появлялся. Но МАП куплен был зря...

А теперь два вопроса:
- Должны ли клиенты покупать ненужные запчасти по вине непрофессиональных диагностов?
- Что говорить клиенту когда находишь провод в обрыве, а человек уже купил датчик по совету предыдущего сервиса?

Моё мнение:
· если человек что-то не умеет, пусть учится...
· если человек не хочет учиться, пусть не занимается не своим делом!

А бывает и такое:




Так, прочитали и возвращаемся к нашему Volkswagen Passat B6, у которого есть подтверждённая неисправность: "Нарушение синхронизации блока управления двигателем с иммобилайзером". На панели приборов "моргает спиралька". Понятно. Тут проблема в иммобилайзере. Об этом устройстве написано много, но скажу коротко, для последующего понимания:
Иммобилайзер (Иммобилизатор) (англ. immobiliser — "обездвиживатель") — вид электронного противоугонного устройства.
Большинство современных автомобилей имеет штатный иммобилайзер, устанавливаемый автопроизводителем. В штатном иммобилайзере блокировка производится без помощи реле. Само устройство физически и программно связано с контроллером впрыска двигателя, поэтому при отсутствии разрешающего сигнала, контроллер сам не будет инициировать запуск и поддержание работы двигателя. Другими словами, блокирование происходит не физически, а программно самой системой контроля двигателя.


Принцип работы отдельного (дополнительного, нештатного) иммобилайзера заключается в разрывании соединения электрических цепей автомобиля в наиболее значимых местах — например, электроцепей стартера, зажигания, двигателя. Благодаря этому автомобиль гарантированно останется на месте стоянки даже при проникновении внутрь злоумышленников. При использовании дополнительных устройств (например, электромагнитных клапанов), возможна блокировка работы неэлектрических систем.


На интернет-портале компании Легион-Автодата есть статьи по этой теме, желающим для расширения кругозора можно ознакомиться:
- "Как отремонтировать иммобилайзер"
- "Программирование ключей"
- "Иммобилайзер: Двигатель запускается, работает 3 секунды и глохнет"

Чтобы изучить этот вопрос и найти больше статей, надо только забить нужное в строку "Поиск" и читать

Да, ещё могу сказать, что тема про иммобилайзеры изучалась на недавней конференции, организованной компанией Легион-Автодата.


То есть, тема иммобилайзеров давно у всех на слуху и изученная в Интернете до мелочей, особенно на форумах владельцев автомобилей. Но как всегда получается: "есть некоторые тонкости и особенности".

Например, "при неисправности иммо", на профильных форумах советуют искать на панели приборов вот такой значок в виде "машинки и ключа": "Если моргает - точно иммо!".


И когда не находят "символ машинки и ключа внутри", то впадают в глубокую задумчивость. Советы становятся многословнее, изощрённее и всё заканчивается "танцами с бубном", начиная от попыток "перепрограммирования" (по совету опытных владельцев):
1) Вставить ключ
2) включить зажигание (двигатель не запускать)
3) Ключом (пульт которого надо запрограммировать) запереть двери
4) Нажать кнопку" lock"
5) Ждать 2 сек
6) Еще раз нажать кнопку " lock"
7)Вынуть ключ и
8) Выключить зажигание...

До "считывания логов":
Адрес 25: Иммобилайзер Label: 3C0-959-433-25.clb
Part No SW: 3C0 959 433 AQ HW: 3C0 959 433 AQ
Компонент: IMMO 044 0383
Ревизия: 00044000 Серийный номер: VWZCZ000000000
Мастерская #: WSC 131071 1023 2097151
VCID: 79F211FD30C273B

Но подобное рыскание по сторонам в поисках неисправности чаще всего не помогает. Ведь как происходит определение неисправности? Для начала надо иметь в голове понимание "Типов неисправностей иммобилайзера". А они разделяются на "программные и аппаратные". И тут важно понять, к какому типу относится неисправность и не распыляться на ненужные телодвижения.

"Аппаратная неисправность" (или неисправность на физическом уровне), например:
· Выход из строя на физическом уровне компонентов иммобилайзера
· Проблема с питанием иммобилайзера (прерывание питания) вследствие плохого состояния электрических цепей

"Программная неисправность" (неисправность на программном уровне):
· "слетает" программа, записанная в блок управления или в ключ
· Пропадает синхронизация между иммобилайзером и блоком управления двигателем (т.н. моторным блоком)
· В чип-ключе происходит разрушение программного кода

Так что правильно пишут на профильных сайтах и с чем нельзя не согласиться: "Ремонт иммобилайзеров - сложная процедура, для успешного ее выполнения требуется высокая квалификация мастера, большой опыт и наработки. Также требуется высококачественное дорогостоящее оборудование. Будьте бдительны, не доверяйте дилетантам выполнение этой работы. После вмешательства дилетантов стоимость и сроки восстановления окончательно поломанного ими иммобилайзера будут существенно выше и дольше".

А на профильных форумах, когда после долгих попыток оживить свой автомобиль ничего не получается, у человека вдруг появляется, как говорят французы, "ум на лестнице": "- Надо ехать в автосервис!". Гениальное озарение. Наверное, стоит повнимательнее изучать форумы владельцев машин, ведь там действительно есть правильные советы - "Авторитетные сигнальщики с Дрома говорят, что завести пассата довольно просто при наличии спецоборудования".

А в нашем случае всё действительно просто: если на панели приборов нет такого символа как "машинка и ключ", то будет моргать "спиралька". И всё: "знающему человеку понятно".
Однако не буду дальше напускать тумана: я сказал - вы услышали. А дальше сами решайте. А мы снова возвращаемся к нашему Volkswagen Passat B6, у которого "заморгала спиралька на панели приборов".

Для решения проблемы с иммо используется сканер VAS5054, который применяется для проведения диагностики на профессиональном уровне всех электронных систем управления автомобилей концерна VAG (Volkswagen, Audi, Skoda, Seat). Неисправность устраняется. Попытка запуска. Не запускается. Остановка и проверка всех своих действий - и снова не запускается. А вот это уже интересно!



Но тут Алексею Ниточкину приходится отвлечься: Олегу требуется совет и консультация по устранению неисправности на Мерседес Спринтер. Идёт к нему и попутно видит воодушевляющую надпись на борту грузовичка:


История неисправности обычная для наших дорог: во время движения под машину попал кусок плёнки, закрутился вокруг карданного вала и начал молотить по днищу и по всем проводам, куда мог дотянуться. В итоге перестала работать система ABS. При внешнем осмотре оказалось, что провода системы ABS и датчика тормозных колодок "размолочены в макароны". Помощник Ниточкина молодец, если что непонятно - обращается за советом к старшему товарищу:


Объяснения Ниточкина эмоциональные, даже фотоаппарат не смог зафиксировать и "смазал" жест руки:


Наверное, Олег всё понял и снова приступил к ликвидации неисправности:



Здесь всё, вроде бы, просто и понятно:


Но когда жгуты и провода "размолочены в макароны", то сами понимаете, сколько времени надо убить для приведения в порядок системы ABS и восстановления её работы.



Ну а мы снова возвращаемся к Volkswagen Passat B6. Предыдущие шаги привели к пониманию: "Неисправность не в иммобилайзере. Основная неисправность какая-то другая и прячется за простейшее - за "неисправность иммо". Так, а что может быть, в чем основная причина неисправности? Алгоритм рассуждений простой: "Ошибок в системе уже нет. Что проверить в первую очередь? Правильно - поступление топлива".

Конечно, вот этой схемы Ниточкин не открывал, не смотрел - это должно быть в голове у каждого уважающего себя диагноста, который постоянно работает с такими автомобилями. Сначала проверяется электрическая цепь:


После этого проверяется давление подачи топлива от подкачивающего насоса к т.н. тандем-насосу:


Вот здесь и обнаруживается, что "насос умер". Нет требуемого давления, подкачивающий насос требует замены:


Этот электронасос подает топливо в контур низкого давления, из которого оно поступает в насос высокого давления. Не подаётся топливо - авто не заводится. Просто и гениально. Специалисты VAG так и написали об этом в своих рекомендациях:




На очереди другой автомобиль: Opel Astra с мотором 1.3.


Причина обращения простая: "Отключение сажевого фильтра". Это словосочетание "сажевый фильтр" на слуху у многих владельцев автомобилей, но повториться не мешает:

"Что же такое сажевый фильтр, и для чего он нужен?"

Своим появлением, в начале 2000х годов он обязан новым экологическим требованиям борцов за чистоту окружающей среды. Как видим из фото ниже, он представляет собой керамическую конструкцию, выполненную в виде тысяч мелких каналов расположенных в шахматном порядке, соединенных между собой и заканчивающихся заглушками. Частички сажи, содержащиеся в выхлопе дизельного двигателя, попадая в фильтр, задерживаются в этих каналах, тем самым на выходе из фильтра получаем отработанные газы (далее ОГ) без сажи.


Это из статьи на портале Легион-Автодата "Сажевый фильтр".

Желающим разобраться в этом вопросе могу порекомендовать ознакомиться с другими статьями по теме вопроса:
- "Чип-тюнинг. Программное удаление сажевого фильтра"
- "Сажевый фильтр. Проблемы с регенерацией"
- "Чип-тюнинг. Сажевый фильтр - 2"

Между прочим, все эти статьи (и другие, в разделе "Чип-тюнинг. Перепрограммирование" ) написал Алексей Ниточкин, в автосервисе которого мы сейчас находимся и рассказываем о диагностике и ремонте Фольксвагена, Опеля и Мерседес.

Итак, что у нас с Opel Astra: отключить сажевый фильтр… это понятно… но отключать пока нельзя - при включении зажигания моргает "аварийка".
- Машина была битая?
Клиент кивает. Понятно. Если вы читали наши статьи (а статей уже 1144), то знаете, что никаких действий по чип-тюнингу проводить нельзя при имеющейся неисправности. Сначала надо устранить неисправность, и только потом приступать к вопросу по сажевому фильтру.

Это всё делается на программном уровне (обнулить данные столкновения и пр.) - и лампочка перестаёт моргать. Клиент наблюдает. Если не мешает - почему нет?


Однако попутно выясняются и другие проблемные вопросы.


Всё в голове держать невозможно, особенно если это какая-то конкретная схема, надо хоть глазком взглянуть, освежить в памяти:


Всё, теперь схема в голове, а дальше надо, как говорится, "посмотреть на местности":


Есть вопросы к MAF-sensor…


Подведение итогов. Рекомендации владельцу автомобиля:
- Обратить внимание на датчик расхода воздуха.

И всё. Сажевик программно отключен, рекомендации выданы. До свидания! Клиент выезжает из бокса, а на очереди у Ниточкина следующий автомобиль:


Кризис, говорите? Ну, здесь бы я так сказал: "Если в автосервис люди не ездили - не приедут и сейчас. А если ездили - приедут и в так называемый "кризис". Я неправ? Попробуйте оспорить.



И у Олега на Мерседес-Спринтер всё начало получаться:


- Как дела, Олег? Получается?
- Всё нормально … скоро закончу …


День ещё не закончился, но начало хорошее. И могу только пожелать всем остальным, кто начинает и заканчивает свой рабочий день в автосервисах:
- Удачных ремонтов, коллеги!

А закончить хочу замечательными словами автомобильного диагноста с острова Сахалин, Олега Суслина:
"Диагностика - это не работа, это образ жизни".

Лучше и не сказать.

P.S. Кстати, Олег Суслин тоже является автором статей на портале компании Легион-Автодата:
- "Toyota MultiMode. Система управления 4WD"
- "Перегрев двигателя автомобиля"


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата