Lexus RX300. Регулятор холостого хода

20.04.2015

Нетипичная неисправность

Такая неисправность встретилась в первый раз и это "нетипичная неисправность", о которой стоит поговорить. Симптомы обычные, как и при других подобных неисправностях:
- неустойчивый ХХ
- двигатель может заглохнуть в любой момент (живёт своей личной жизнью)

Ошибок в памяти бортового компьютера нет. При внешнем осмотре моторного отсека постороннего вмешательства (скрутки проводов и т.п.) обнаружено не было.

При внешнем осмотре моторного отсека постороннего вмешательства (скрутки проводов и т.п.) обнаружено не было.
По опыту знаю, что подобная неисправность может иметь и такую причину: "неисправность регулятора ХХ", например "забитый байпасный канал". Для экономии времени и более точной проверки подключил своё устройство для проверки системы холостого хода:

Для экономии времени и более точной проверки подключил своё устройство для проверки системы холостого хода.
О подобных устройствах, при помощи которых можно упростить и ускорить проведение диагностики автомобиля, можно прочитать на портале Легион-Автодата: часть 1, часть 2

И далее проверил отработку сигналов. Заметил, что регулятор ХХ вроде как пытается что-то сделать по регулированию, но только пытается – и не получается. Делать нечего, придется снимать, разбирать, смотреть. И попутно вспомнить основы, куда без них.

Как вы знаете, регулятор холостого хода - это устройство, необходимое для стабилизации оборотов холостого хода двигателя.

Система ISCV - Idle Speed Control Valve (клапан системы управления частотой вращения холостого хода) служит для управления оборотами ХХ посредством перепуска части поступающего в двигатель воздуха мимо дроссельной заслонки на основе сигналов, полученных от различных датчиков:

Система ISCV - Idle Speed Control Valve (клапан системы управления частотой вращения холостого хода) служит для управления оборотами ХХ посредством перепуска части поступающего в двигатель воздуха мимо дроссельной заслонки на основе сигналов, полученных от различных датчиков.
Во время работы двигателя на холостом ходу, за счет изменения проходного сечения дополнительного канала подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает необходимое для его работы определенное количество воздуха, объем которого учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и в соответствии с его количеством блок управления двигателем рассчитывает требуемое количество топлива.

По датчику положения коленчатого вала и другим оконечным датчикам, блок управления отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет регулятором холостого хода, увеличивая или уменьшая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки.
На прогретом до рабочей температуры двигателе, блок управления поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора холостого хода увеличивает обороты, обеспечивая прогрев двигателя на повышенных оборотах.

Это вспомнил. Теперь надо проверить, посылает ли бортовой компьютер сигналы управления для регулировки ХХ (или не посылает): подключил осциллограф, проверили, увидел: "Посылает". После этого подключил сканер. И здесь тоже убедился в том, что бортовой компьютер пытается регулировать обороты ХХ.

(Если кто желает изучить вопрос по "Системе стабилизации холостого хода", то могу порекомендовать прочитать статьи на портале Легион-Автодата: часть 1, часть 2, часть 3)

После этого частично разобрал требуемое, но сначала ничего подозрительного не увидел:

После этого частично разобрал требуемое, но сначала ничего подозрительного не увидел.
Фото 5
А когда провел визуальный, а после него тактильный осмотр (пощупал пальцами, покрутил, повертел), то обратил внимание на магнит IAC valve (на рисунке внизу-справа):

А когда провел визуальный, а после него тактильный осмотр (пощупал пальцами, покрутил, повертел), то обратил внимание на магнит IAC valve (на рисунке внизу-справа).
Оказалось, что магнит в этом регуляторе ХХ проворачивается! Как вы знаете, там простой принцип регулирования (скажу своими словами): две обмотки (Т1-Т2 на рисунке ниже), магнит на оси (permanent magnet – постоянный магнит) и шторки, посредством которых регулируется объем пропускаемого воздуха. Возникающее магнитное поле вращает магнит и, соответственно – шторки. Но если магнит не закреплён и "болтается" - о какой регулировке может идти речь, правильно?

Возникающее магнитное поле вращает магнит и, соответственно – шторки.
На фото ниже вы можете увидеть этот магнит (красная стрелка).

На фото ниже вы можете увидеть этот магнит (красная стрелка).
Не буду строить предположения, почему магнит стал прокручиваться, причин может быть множество. Скажу только как устранил неисправность.

Первая мысль была: "Попытаться позиционировать этот магнит, приклеить как это делают на заводе ". Однако: "поймать" момент начала позиционирования (нулевой точки) будет задачей непростой (?), и "стоит ли овчинка выделки"? И поэтому сказал клиенту приобретать новый регулятор. А на вопрос: "нельзя ли отремонтировать", ответил, что "можно, но в таком случае этот ремонт станет намного дороже, чем приобретение другого регулятора ХХ на разборке или в магазине". Всё. Причина неисправности выяснена.

А для проверки регулятора ХХ другого типа, могу порекомендовать прочитать статью на портале Легион-Автодата: "Регулятор холостого хода - устройство для проверки"

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов

наверх