Методика автомобильной диагностики

Из жизни автосервиса - 6

20.01.2016

Что такое "методика" знают многие, это "… некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика". https://goo.gl/kcJnxy
Когда я спросил Дмитрия Юрьевича:
- Какой методикой вы пользуетесь для проведения диагностики?
То по его взгляду понял, что вопрос немного некорректен, или даже "туповат". Он пожал плечами и коротко ответил:
- Смотрите сами.
Смотрю. Вот как видит процесс диагностики автомобиля "человек со стороны", клиент или кто-то ещё:


Ну и для чего эти люди собрались перед капотом? Или зачем их "главный" (Дмитрий Юрьевич), постоянно отвлекается на монитор?


А это уже и есть "методика".
Действительно, вот жалуется, например, клиент на нестабильность холостого хода. Что делать, куда смотреть, что смотреть?
Порядок осмотра в этом автосервисе http://mek1.ru/ давно отработан ("порядок осмотра – это метод из нужной методики).
Дмитрий Юрьевич выбирает параметры для просмотра:


Выбирает те данные, которые, по его мнению, требуются для проверки при озвученных жалобах клиента. Запускается мотор и начинается их изучение:


Пока Дмитрий Юрьевич анализирует информацию, его команда " ворон не ловит", а действует по своему плану (могу даже сказать – "алгоритму", так как каждый знает что ему делать, в какой очерёдности).
Антон готовит мотор к проверке системы зажигания:


Как давно понял, в автосервисе Дмитрия Юрьевича используется только качественное оборудование. Пусть дорого, да, зато результаты работы оправдывают подобные покупки и приобретения: для проверки системы зажигания используется линейка производства фирмы SUN (США). Это не реклама, нет. Это обыкновенная "констатация факта" - хорошее оборудование для автомобильной диагностики стоит дорого, но оно того стоит: это и скорость работы, и точность; всё это выливается в тот результат, за которым клиент приехал: "Гарантированная правильность выводов проведённой диагностики автомобиля".


Дмитрий (слева), отщёлкивает крепежи для снятия и проверки воздушного фильтра:


Чуть выше я говорил насчёт "гарантированной правильности выводов диагностики". Хочу дополнить: диагностическое оборудование таких выводов не делает. Дорогое оно, или нет, но оборудование только помогает делать вывод и только предоставляет информацию для тех выводов, которые должен сделать автомобильный диагност. Что и видно на следущем фото:


Раньше я говорил, что в этом автосервисе получаемые от сканера или мотортестера данные выводятся сразу на несколько мониторов. Здесь Дмитрий Юрьевич как раз смотрит на такой дополнительный монитор и нажимает педаль газа. Удобно. В ином случае пришлось бы отвлекать человека из команды – а у него на данный момент своя работа.
Раньше, при просмотре данных было определено, что мотор под капотом – GDI-5 второго поколения. И давление для него явно недостаточно. При перегазовке определяется отработка насосом (ТНВД) требуемого давления при повышенных оборотах и на холостом ходу.
На графике и по другим данным:


Определяется, что на высоких оборотах ТНВД своё давление отрабатывает, а вот на ХХ – нет. Вот здесь (на фото ниже), всё становится понятным:


При данных условиях давление не должно быть 4.5 MРa, оно должно быть 7.0 MРa. Это означает, что ТНВД нуждается в осмотре и, наверное, в ремонте.
Но это не "вся диагностика", как можно подумать. Хотя в некоторых автосервисах на этом дело и заканчивается: "Мы компьютером посмотрели и вывод такой …". Нет, "посмотреть сканером и сделать вывод" - это начальный класс автодиагностики.
Дальше при помощи оптического зонда:


Осматривается горловина бензобака.


При помощи джойстика зонд можно поворачивать и осматривать всё, что поможет сделать точный и окончательный вывод о состоянии горловины бензобака:




Владельцы автомобилей, автодиагносты уже знают, что из-за коррозии горловины топливного бака часто "умирает топливный насос". Но нет, здесь всё в порядке. Однако проверить надо было обязательно. Это тоже "методика".
Но и это ещё не всё. Пока осматривался бензобак, мотор был подготовлен к "визуально-техническому" осмотру:


И казалось бы: "Что здесь смотреть?". Или: "И что на него смотреть? Мотор как мотор … ".
Проверяется течь масла масляного насоса. Проверяется ремень ГРМ. Здесь он относительно свежий, 2012 года, но сальники уже начали подтекать …


Нижняя защитная крышка.


Зачем на неё смотреть? Есть ли смысл? Или создаётся "видимость работы"?
А затем, что на крышке расположены крепления датчика коленчатого вала. И здесь крепёж, фактически, болтается - нет одного болтика. Если бы сейчас сюда не заглянули и не ознакомили с результатами осмотра клиента, то вполне вероятно, что в какой-то момент мотор мог "непонятно и неожиданно заглохнуть" - разъём без предусмотренного крепления может "отойти" на первой или второй кочке. И контакта нет. И мотор заглох. И клиент наверняка бы подумал: "Ну вот … накрутили-наремонтировали в сервисе неизвестно что…". Так часто бывает.
Но и это не всё.
Проверяется внутреннее состояние мотора: камера сгорания, клапана, поршня, количество нагара:




А ниже очень интересное фото:


Вроде бы обычный снимок. Ну и что такого, что помощник, Антон, осматривает изнутри мотор в тех же местах, где до него только что смотрели. Проверяет? Дмитрий Юрьевич себе не доверяет?
А это, между прочим, относится не только к слову "методика", но и к слову "обучение". Когда Дмитрий Юрьевич передаёт зонд Антону, то это означает: "Посмотри. Поучись. Там есть нагар. Забирай в свою копилку".
А зонды хорошие. Качественные:


Ну и напоследок – осмотр свечей зажигания:


Теперь почти всё. Теперь Дмитрий Юрьевич записывает полученные результаты и пожелания клиенту:


И докладывает старшему по ремзоне результаты диагностики, а тот будет дальше общаться с клиентом:


Второй автомобиль, Mitsubishi Chariot, который прибыл на диагностику ("троит"), проходил осмотр точно так же:
1. Определяется неисправный элемент, катушка и свеча извлекаются.


2. Для того, чтобы общая картина при проверке не смазывалась, устанавливается рабочие катушка, свеча (выше всех остальных):


Теперь ничего не мешает "увидеть картину целиком": выбрать нужные параметры и приступить к их изучению:


И обратите внимание на Антона (справа):


Понаблюдав за ним, сделал вывод, что человек перспективный, ему не нужно напоминаний типа "посмотреть и поучиться", он всегда сторожит действия Дмитрия Юрьевича, сам везде наблюдает и учится.

Так как основное подозрение на систему зажигания, она проверяется так же тщательно:



И на холостом ходу, и при оборотах:


Методика, вроде бы, точно такая же, только в этом случае "построение методики отталкивается от подозреваемой неисправности" и некоторые шаги методики меняются. Но основные элементы проверок всё равно остаются:










Меняется всё, что вызывает подозрения и что скоро может выйти из строя:


Такой тщательный осмотр продиктован тем, что этот автомобиль здесь стоит на обслуживании, но на осмотре (ТО) не был уже давно.


Третий автомобиль Mitsubishi Pajero – и другая методика. Здесь мотор работает нестабильно, он "или троит, или умирает". Может заглохнуть.
На панели приборов горят подсказки для проверяющих:


Мотор как мотор. И где тут неисправность спряталась?


Обратите внимание, какие параметры для проверки выбраны:


Именно после просмотра показаний, Антон уменьшается в размерах и лезет куда-то под руль …


И для чего?..
А раскладка мыслей была такая:

- автомобиль обслуживался в другом автосервисе
- для устранения причин нестабильной работы двигателя, там решили принудительно повысить обороты ХХ путём вольного сдвигания APS в какую-то сторону.
- в результате: обороты ХХ они "как-то сделали"
- но не знали, что при такой "регулировке" вышли в динамический диапазон по APS "автомобиль в движении", то есть, в диапазон, который "подхватывается" только датчиком скорости (педаль нажата, причём в том положении, когда должен работать датчик скорости.
Знали ли в том автосервисе, что:
· Датчик регистрирует положение педали акселератора и передает
· сигнал в блок управления двигателем.
· Датчик положения педали акселератора имеет два
регистрирующих контура.
· Этот датчик представляет собой разновидность потенциометра, который преобразует информацию о положении педали акселератора в электрический сигнал напряжения, направляемый в блок управления двигателем.
· При помощи измерительных цепей датчика производится регистрация скоростей нажатия и отпускания педали акселератора, информация о которых передается в блок управления двигателем в виде сигналов напряжения.
· На основе этих сигналов блок управления двигателем регистрирует текущую величину угла поворота педали акселератора при её нажатии - и на основе этих сигналов управляет электродвигателем привода дроссельной заслонки.
· Отпущенное положение педали акселератора ( или "положение холостого хода"), определяется блоком управления двигателем на основе сигнала от её датчика.
· Блок управления двигателем использует этот сигнал при организации управления двигателем, например, управляя отключением топливоподачи на принудительном холостом ходу.
· И говорит ли что вот это: "1250 mv для обоих каналов на холостом ходу?"

Итого: при таком положении датчика педали газа, нормального (положенного) холостого хода не может быть по определению.

Вот по этой причине, для правильной регулировки APS, Антон забрался под руль.

В результате вот что получилось:


Для чего нужно было в первую очередь заниматься настройкой APS?
Только для того, чтобы "выровнять картину осмотра", убрать нестабильность ХХ и изучать работу двигателя без ненужных помех.
Дальше всё по отработанной методике. Осмотр мотора:


Осмотр поршней, клапанов, определение количества сажи, осмотр развала двигателя (сколько гаек туда набросали предыдущие специалисты) …






Подготовка и проверка давления в топливной системе:






Проверка состояния горловины топливного бака:




И вывод:
- горловина заменена. Не новая, но вполне хорошая
- топливоподача проблематичная: нужное давление насос качает, но за слишком большое время … хотя нижний предел в 3 Kpa преодолел
Этот ТНВД ремонтировался в автосервисе Дмитрия Юрьевича в 2008 году. Времени прошло много. И неизвестно какое топливо использовалось. Поэтому ТНВД надо проверить и попытаться "подделать". Или заменить.

Ну а я делаю другой вывод. Мы же говорили о "методике"? Так вот … вспоминания свои предыдущие посещения этого автосервиса, и нынешнее, внимательно наблюдая за действиями диагностов, могу сказать, что "методика – это как патронташ у стрелка.


Каждый патрон – это определённый набор действий для диагностической ситуации. И диагност должен знать, какой патрон выбрать, и сколько их требуется на данный момент. Это и есть "методика". И уточняю:
· Патрон – это метод
· Выбор количества патронов в определённой ситуации – это уже методика
И квалификация автомобильного диагноста заключается в том, сколько у него имеется вот таких "умственных патронов и патронташей". Всё остальное – трёп по ушам.
Обратил внимание вот на что:
· Кроме "желательно-обязательной" накидки на крылья автомобиля, используется и вот такая очень удобная ступенька:


Если не купить, то сделать такую просто. Удобнее будет осматривать мотор.

· Автосервис разделён на зоны. На фото ниже – рабочее место для очистки форсунок:


· В штате автосервиса есть "Старший по автосервису"


В его функции входит приёмка-отдача автомобилей клиенту, все переговоры с клиентами, запись на ремонт, решение вопросов и пожеланий клиента. Тем самым, основное звено – автодиагносты, освобождены от переговоров с клиентами (а согласитесь, такие переговоры могут быть самыми разными, от доброжелательных до дипломатических скандалов?).
И последнее: "Что меня совсем не удивило".
Знаю Дмитрия Юрьевича с 2004 года. И сколько мы с ним знакомы, сколько приезжаю к нему, а картина не меняется – у него всегда есть очередь автомобилей на ремонт. Даже сейчас, в кризис. И когда читаю или слышу, что "клиентов нет … да и праздники на носу … кризис в стране, слышал о таком?!", то хочется посоветовать изучить методику организации диагностики и ремонта этого автосервиса. А на странице: http://mek1.ru/karta-sajta1.html , по карте сайта, можно найти довольно интересные материалы как для автолюбителей, так и для автодиагностов – если кто-то ещё не ходил по этому адресу.

Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх