Небольшая заметка по теме "Обычная история"

10.10.2008

"Записки Диагноста"
 
Случилась эта история примерно год назад. Город наш из тех, в которых автомобильный бизнес еще не «раскрутился», народ, в большинстве, пользуется продукцией отечественных изготовителей.
А та категория граждан, которая перемещается на иномарках, пересели в них пока еще только телами, а сознанием так и остались на "Шестерках". Но автомобиль не единственное, чем пользуется современный клиент, как правило, в его руках оказывается еще мобильный телефон и компьютер. Проколол колесо - позвонил другу - привезли домкрат. Заглохла «тачка» - позвонил другому - потаскает он тебя на «галстуке», если повезет-заведется, если нет, то быстрей за компьютер и "яндекс рулит". 

Как - то мартовским утром раздается у меня звонок: 
- Вы в Волгограде дизелями занимаетесь? Мне ваша заметка на Autodate понравилась, я бы хотел к Вам обратиться. 
Через какое-то время притащили автомобиль Шкода Октавия 1.9 турбодизель, 1999 года.  
Мотор пошел «в разнос"…
Причина банальная - забитый воздушный фильтр. Именно фильтр, а не фильтра, так как его не меняли, похоже, со времени покупки автомобиля. На форуме видел много подобных примеров…  
Но клиент полностью спокоен и даже убежден в своих словах: 
- А я до этого на «девятках» ездил, там его можно не менять - ничего не будет, и здесь, скорее всего, другая причина… 
Вид забитого масляным нагаром впускного коллектора убедил в справедливости моих доводов, машина осталась у нас в мастерской для ремонта. Был расточен блок, заменена "поршневая", отшлифован коленвал. В головке блока заменены направляющие, клапана.  
Мотор завелся, но работал не так, как должен. Конечно же - ведь проверку топливной аппаратуры никто не делал, у нас в городе стендов, позволяющих проводить подобную диагностику такой аппаратуры на тот момент не было. А предложение отправить аппаратуру в Москву расценилось этим Клиентом как "развод".  
Ну да ладно! Чего для хорошего клиента и для пополнения своей практики не сделаешь - поехал в Москву сам, на форсунках были заменены распылители, ТНВД проверен на стенде. Мотор заработал ровно, клиента смущал только звук, больно «громко» по его мнению «звучали холостые обороты».
 
Тут помог эксперимент с прикрытием заслонкой входного коллектора. При определенном наклоне (имитация забитого сажей впускного тракта) звук становился тише, обороты двигателя при этом не изменялись. С клиентом была проведена пробная поездка. 
Машина стала другой, появилась резвость, которая придала клиенту эмоций, в том числе и благодарность мне, как мастеру. Соответственно, закрепили это «пивораками». Затем еще несколько дней слышались радостные возгласы в телефонной трубке: "…я машину не узнаю... да она 180 легко идет, а я думал что больше 120-ти не потянет….спасибо!"

Потом клиент через 1500 км. у нас поменял масло и пропал. Появился позже, месяца через два, приехал опять «на веревке». По его словам "что-то зазвенело, мотор проработал несколько секунд и все".  
На счет "и все" он был прав, в двигателе остались целыми только блок, коленвал и три форсунки.

Что мы увидели: тарелка одного из клапанов оторвана, и впечатана вертикально в поршень. Работая как топор, она «размолотила» головку и находившуюся в этом цилиндре форсунку.
Куски алюминия попали в целые цилиндры и забились между поршнями и гильзами, естественно, что вся эта конструкция в итоге заклинила. Пробег с момента окончания нашего ремонта составлял около 6000 км. 

Что произошло на самом деле я, наверное, уже никогда я не узнаю, до экспертизы дело так и не дошло.
Скорее всего, «прихватило» клапан, затем его подогнуло и оторвало. Сколько причин тому быть может?
- неправильный тепловой зазор во втулках  
- бракованный клапан 
-  "перекрут" мотора
Да много чего тут может быть!…

А владелец машины решил так: 
- Сергей, ты хороший мастер, но на вашу контору я подаю в суд… 

Конечно же,никакого суда не было, всё уперлось в тот факт, что та организация, которая производит экспертизу, опирается на ту организацию, где я заказывал ремонт головки блока (обычная «тема заколдованного круга»). 

Машину в итоге сделали (еще раз привели в порядок), клиент купил новые запчасти, мы в выходные собрали мотор, машина продалась, клиент приехал к нам через пару недель на осмотр другой машины....

Купил снова такое же «ведро»…только другой марки.  
Для меня это было последней каплей, переполнявших чашу эмоций. 
Хочется чувствовать себя нужным, уважаемым, членом общества, а тебя расценивают как «отвертку ходячую»…
 
Зачем «учить матчасть», искать нужные мануалы, переводить с иностранных языков информацию, покупать и эксперементально осваивать диагностическую аппаратуру? Все равно клиент понимает только свой кошелек.

Вся эта история стала для меня  «краем», ну как так можно?
Два месяца назад Клиент был «исключительно и дико благодарным»,
а потом резко перешел на крайние меры…
Не хотелось человека «носом по столу возить», но так, скорее всего, НАДО было сделать.
Тогда, подняв машину, мы увидели что она приехала к нам «из болота»: на подрамнике пару вёдер глины, на всех выступающих деталях снизу трава, днище отшлифовано… откуда мне знать, что там было перед тем, как мотор заклинил?
Ну не может клапан за время равное минуте отломаться, обязательно грохот будет или еще что-то, но ехать с таким шумом будет нельзя. Заглуши мотор, вызови эвакуатор… 
А он, возможно, просто «пожадничал» и пожалел свои деньги.
 
Сейчас понял, понимаю и буду понимать далее:
- очень малое количество наших Клиентов скажут ВСЮ правду о неисправности. Они или не знают её, или будут скрывать для своей выгоды, что бы впоследствии – вольно или невольно «подставить» того человека, который возьмется ремонтировать его автомобиль.
Это Жизнь, что поделаешь…
 Единственное, что можно противопоставить этому - свой профессионализм.
 
Холодковский Сергей
г. Волгоград
наверх