Особенности национального авторемонта

Из жизни автосервиса - 7

25.03.2016

За последнее время мы с вами побывали в некоторых автосервисах:
Из жизни автосервиса - 6. Дмитрий Кублицкий (mek)
Из жизни автосервиса - 4. ИнжКар
Из жизни автосервиса - 2. Алексей Ниточкин
Пусть виртуально, но познакомились с теми, кто там работает, что и как они делают. И кто-то наверняка подумал: "Ну да, чего им не работать? Мне бы такое помещение "от 100 квадратных метров", я бы жил и работал как король!".

А давайте побываем в другом автосервисе? В нём около 20 квадратных метров. Но, несмотря на это, человек работает, зарабатывает, имеет клиентов, не унывает, и имеет свои взгляды на мир вокруг. Представляю: Владимир Сычёв.


Надеюсь, никого не обижу, если скажу, что этот автосервис можно отнести к так называемым "гаражным автосервисам".

У людей сложилось своё отношение к словосочетанию "гаражный автосервис". Чаще всего оно не совсем позитивное: "если автосервис "гаражный", то качество услуг там низкое, то ли дело ДИЛЕР … полу-дилер, или что-то ещё с высокими потолками, светлыми окнами и запахом кофе".

А моет стоит отказаться от привычки думать или предполагать, что "качество автомобильной диагностики и ремонта зависит от размера помещения и улыбок персонала".

Предлагаю выбросить из головы пренебрежительное отношение к "гаражным автосервисам". Размер помещения - это вторично. Первичным является человек с таким набором: целеустремлённость, знания, опыт и умение обращаться с тем набором технического инструментария, которое позволяет не ограничиваться "распечаткой и продажей кодов ошибок", а полноценной диагностикой и ремонтом автомобилей.




Когда я пришёл в этот автосервис, в ремонте находился корейский автомобиль SsangYong Rexton. Вместился он еле-еле. Посмотрите на фото и сами оцените размер помещения.



Неисправность обычная: перестала работать подсветка приборной доски, и владелец авто, памятуя о "кризисе на дворе", решил сам и при помощи знакомых самостоятельно и бесплатно устранить неисправность. В результате ничего не получилось, стало хуже и пришлось автомобиль знакомить с автосервисом.

Сколько раз уже говорилось по-доброму: "Если у вас нет знаний по ремонту автомобилей - не пытайтесь что-то исправить "задёшево и забесплатно" своими руками или руками грамотного знакомого. В большинстве случаев вы ввалите в машину ещё кучу проблем и ремонт станет дороже. Если коротко: "Сломалась машина - везите в автосервис".

У Владимира сервис мультимарочный, почти каждый раз на ремонт приходят разные машины: "сегодня Жигули, а завтра Mercedes". Поэтому под рукой всегда есть нужная информация по ремонту в электронном и бумажном вариантах.


На фото ниже - "путь поиска неисправности"(как сейчас стало модным говорить - "дорожная карта поиска и устранения неисправности"). Выписаны контрольные точки для проверок, так как на предохранитель, который постоянно "горит", завязано около десятка потребителей.





Автоэлектрика - это сложно?

"Автомобильная Электрика". Это как, просто или сложно? Обратите внимание, что слово "Электрика" я выделил и написал с большой буквы: по моему мнению это сложно. Вот что говорит Владимир:

"В автомобиле есть неисправности механические, электронные и электрические. Каких больше - сказать трудно, тут всё зависит от каждого конкретного случая. Как учили в молодости "в электрике существует два вида неисправности: контакт есть там, где его быть не должно, и контакта нет там, где он должен быть". Всё просто, да? Электрическая неисправность в автомобиле - это как несколько переплетённых между собой лабиринтов. Идти по таким лабиринтам лучше с картой в руке, т.е. со справочником по ремонту или схемой. Но даже если есть электронное или бумажное подспорье, то не факт, что по пути не наткнёшься на непредсказуемое препятствие. Например, смотришь цепь, внешне всё нормально, но опыт и приборы подсказывают, что в каком-то месте сидит неисправность. Где сидит? Визуально всё по-заводскому. Изоляция жгута не нарушена. А когда распечатаешь, расплетёшь жгут, размотаешь изоленту, то увидишь в середине жгута один-единственный проводок покрытый "зеленью". Откуда? Почему? Жгут не нарушен, не видно, что в него попадал камешек или что-то ещё, что потом могло спровоцировать окисление проводочка. Откуда? Загадка. И подобное попадается даже в герметичных разъёмах с силиконовой изоляцией".

Знаете, в разговоре с Владимиром я почувствовал, что его слова не взяты из книжек, его слова - его опыт. Большой и длинный по времени опыт. Разговорившись, я узнал, что автомобильной электрикой он начал заниматься сразу после армии. Это был 1984 год. Устроился в какой-то гараж и начал работать. Потом был завод, работал слесарем КИПиА, потом начало 90-х, Москва, кооперативы по ремонту автомобилей, работа в "Автомире" на разных площадках. Начинал диагностом, закончил инженером по гарантии. Потом у дилера КАМАЗ, разрабатывал и ставил ДОП(дополнительное оборудование). Потом, как обычно, в стране грянул кризис и всех начали увольнять.



Биржа труда

Пришлось познакомиться с биржей труда. Шесть месяцев стоял в очереди, но ему ничего не смогли предложить достойное. А потом сказали, что биржа предлагает людям деньги на открытие своего дела. Подумал. Взвесил. А почему бы нет? И решился: надо открывать свой автосервис.

В себе был уверен: много опыта приобрёл и в "Автомире" и у дилера КАМАЗ. Запомнился случай, когда какой-то богатый клиент купил себе КАМАЗ и попросил сделать его как "Дакаровский боевой КАМАЗ". Опыт был сильный и запоминающийся: стеклоподъемники, сигналка, подогрев сидений, "люстры", рация, особое освещение и так далее. Всё ставили и настраивали самостоятельно. Клиенту понравилось.


Но с нуля начинать всегда трудно. Приходилось многое совмещать, искать 25-й час в сутках и не забывать про учёбу: Московский государственный индустриальный университет требовал тоже много времени. Ну и что, что тебе под 50 лет! Пригодится. Хочу и всё. И пошло лесом другое мнение.

Первым прикупил Carman Scan. Потом BOSCH KTS540. Сразу определился, чем будет заниматься: если специализироваться на одной-двух марках, то через полгода-год останется без штанов, к бабушке не ходи. Значит, "мультимарочность". Конечно, если бы ему было лет двадцать-двадцать пять, то подумал бы ещё. А тут дело ясное: "Чтобы выжить - надо заниматься практически всеми марками автомобилей".

Но задачи получить "сверхприбыль" не стояло. Возраст и опыт подсказывали, что "как идёт - пусть так и идёт". Не надрываться и не тянуть из себя жилы - всё наладится, так как цель поставлена, время в пространстве распределено. Первое время было очень трудно. Кредиты брались под всё, и единственное, что не покупалось, это подаренная металлическая тумбочка для инструментов, и то, что можно было сделать своими руками. Со временем небольшое пространство превратилось в неплохо оборудованный сервис для диагностики и ремонта автомобилей. С первого взгляда кажется что это "бардак", но на самом деле "каждая вещь на своём месте".





Привлечение клиентов

Интересно, а каким образом сервис Сычёва организует так называемое "привлечение клиентов"? Это же актуально. Тем более сейчас, в кризис. Тем более, что автосервис спрятался в глубине гаражного кооператива. Нет ни придорожной рекламы, ни интернет-рекламы, вообще нет ничего подобного. И как?

Спросил. Выслушал ответ. Записал ответ. И сначала не понял. И только потом, когда уже сел писать эту статью, понял, что его философию "привлечения клиентуры для ремонта" можно выразить такими словами: "Не надо удивлять весь мир своими техническими талантами - удиви самого себя".

Места для работы мало. Максимально, что можно взять в ремонт и оставить, если что, это одна-две машины.



Качество работы

Качество работы можно определить по простейшему - "как устанавливается сигнализация".

Если кто-то посторонний, например, какой-либо слесарь снимет "подторпедник", то он не увидит ничего "не родного". Сам блок сигнализации спрятан или упакован, жгуты проводов замотаны по-заводскому. Есть желание найти? Пожалуйста: разбирай, раскручивай, распечатывай ВСЕ жгуты и попытайся найти. Вмешательство в жгуты максимально минимизировано для обнаружения взглядом или осмотром. Спросите, а как же изолента, она же будет видна? Да, заводская изолента не продаётся в подмосковных магазинах, но есть аналоги и по качеству, и - важно, по цвету и тактильности. На Toyota одна, на Renault другая, на Nissan третья. Всё это Владимир изучил и уже знает назубок, какую изоленту из какой коробочки взять. Он действительно не пытается удивить весь мир, он удивляет себя: сделал, отошёл, посмотрел. Нет, всё нормально, постороннего вмешательства не видно. И так во всех остальных работах. Провода соединяются пайкой. Естественно, всё предварительно зачищено, потом скручено, далее идёт термоусадка. За все эти годы не было ни одного возврата или недовольства клиентов по поводу качества выполненных работ по установке сигнализаций.

Вы уже поняли, что на вопрос: "как привлекаются клиенты", я уже ответил? Ну да, клиенты привлекаются качеством выполненной работы. Всё просто. И клиенты едут. Увы, места для ремонта нет, и 10 машин в день взять не получится.



Процент успешных ремонтов

Если бы я не знал Владимира, не встречал бы его в ремонтном боксе у Ниточкина (если кто-то Ниточкина Алексея Викторовича не знает, то можете познакомиться с его статьями на портале компании Легион-Автодата ), то задавая свой вопрос насчёт "процента успешных ремонтов" и услышав цифры "80" … "90", мог бы ещё посомневаться. А тут поверил его словам:


- Процент успеха? Сколько успешных ремонтов? Я бы так сказал, что смело можно назвать цифру в 80 процентов. Но всё зависит от поставленной задачи. Если просто определить и найти причину неисправности, то тут процентов 90. Если по конечному ремонту, то процентов 80. Много особенностей и обстоятельств, не зависящих от меня лично. Ну и сами посудите, как можно "что-то не сделать, не определить причину неисправности", если рядом работают и Ниточкин, и "Фаэтон". Если вдруг что-то непонятно, обращаюсь к ним. А у них опыт работы серьёзный.



Отношения "клиент - автосервис"

С клиентами отношения складываются непросто. Одно дело, если клиент старый, проверенный, знает, что цена за ремонт соответствует объёму и качеству выполненной работы, и другое дело, если человек приехал на ремонт в первый раз: услышав окончательную сумму он или в обморок пытается упасть, или на крик удивления срывается: " - Что?! Почему так дорого?! Вы ведь только проводок, один-единственный проводок соединили!".

Хотя цены не варварские.

Удивляется клиент. Один проводок. Точно. Но за кадром остаётся почти полностью разобранная машина ради поиска этого "одного - единственного" проводка … это что, учитывать не надо? Причём, надо не просто тупо разобрать машину, а разобрать там, где надо и до определённой глубины.

Работа автомобильного диагноста, автомобильного электрика почти не видна - есть только результат: "Авто стало работать как прежде, неисправность найдена и устранена". Эта работа практически не заметна, в отличие от работы, например, жестянщика: притащили мятую, разбитую в "драбадан" машину, а через месяц-два получили новенькую, сияющую свежей краской "ласточку".

Это и есть главная особенность сознания большинства клиентов автосервисов: "Найти неисправность и отремонтировать за пять копеек". Откуда такое пошло - трудно сказать. Вроде взрослые люди сидят за рулём, понимают, что современные авто - это не Жигули выпуска 80-х годов, внутри столько электроники, столько систем, всё друг на друга завязано …

Наверное, это обыкновенная "страсть к халяве".

Советы для начинающих
Сычёв не сноб, на высоком пьедестале не стоит, а его слова не менторство, это обыкновенный многолетний опыт. Итак, что он может посоветовать тем, кто решил прийти в автодиагностику или в автоэлектрику:
· Для начала определиться, на какой срок вы решили посвятить себя этой работе и профессии. Если на год или два, то лучше сразу ищите другую сферу применения своим силам. Год-два для автодиагностики - это ничто. Приходить в эту профессию надо надолго, а если точнее - то навсегда.
· Определитесь, с каким парком автомобилей собираетесь работать и под это приобретайте оборудование.
· Постоянно учитесь. Заглядывайте в рот тем коллегам диагностам, которые умнее и опытнее вас. Наступит время и за советом обратятся к вам.
· Зарабатывайте авторитет. Не обманывайте клиентов. Берите с них столько денег, сколько реально стоит работа. Работайте на авторитет - потом авторитет будет работать на вас.
· Не гонитесь за сверхприбылью, просто честно работайте, и тогда прибыль и сверхприбыль сами вас найдут.
· И в заключение : слова "работа должна доставлять удовольствие" - не пустой набор букв. Сделайте это своим девизом. Проверено на себе.



Инструментарий для поиска неисправностей

Ранее было сказано, что Владимир "мультимарочник". И вот какой у него инструментарий для диагностики и ремонта:

Для Volvo:


Для Nissan:


KTS 540


Для Ford, Mazda, LR:


Ниже - отдельный компьютер с множеством дилерских программ для всего парка ремонтируемых автомобилей:



Да, а что с этим автомобилем, с которого начинали разговор, SsangYong Rexton? Посмотрел:

Работа идёт. Я, правда, отнял у Владимира пару часов на разговоры, но почему-то не сомневаюсь, что к исходу дня или раньше этот злосчастный "коротыш" будет найден.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх