Чип-тюнинг. Перепрограммирование авто, часть 3

05.05.2012

Чип-тюнинг.

 ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

часть 3: «Уронить и поднять блок управления»

Примечание: статья активно обсуждается здесь


…по всей видимости блок упал … да, неприятная история!

70 тысяч рублей – приблизительно столько стоит блок управления на этом автомобиле. Это если его не поднять.

v Объясню слэнг:
«Блок упал» - программное обеспечение блока управления автомобилей пришло в негодность, автомобиль не заведётся

v «Поднять блок управления» - восстановить программное обеспечение блока управления

Вернёмся в ремонтное помещение: Автомобиль BMW X3, мотор два с половиной литра, 2005 года выпуска. Так как машина будет эксплуатироваться в России, то совместить «ЕВРО-4 & 5» и наше отечественное топливо будет нереальным и не по карману клиентке. Почему: пришлось бы  часто менять датчики кислорода и с тоской смотреть в сторону катализатора: «Когда он умрёт»…наше топливо – оно такое…особенное. Не по зубам автомобильным аристократам из Европы или Америки, у нас всё намного проще и понятнее – как гвоздь.

Постоянно возникающая ошибка по «низкой эффективности катализатора» сподвигло клиентку как-то улучшить самочувствие своего автомобиля и она приехала посоветоваться к Алексею Викторовичу Ниточкину (адрес будет в конце статьи).

Автомобиль протестировали, рассмотрели и дали клиентке такой ответ:

- Можно сменить программное обеспечение

- И что это даст?

- Вы больше не будете опасаться за свои датчики кислорода и катализатор. И кроме того, процентов 10 по мощности тоже можно добавить. Да вы сами это почувствуете.

- Я согласна.

Ну и хорошо, договорились. Клиентка ушла по своим делам, Алексей Викторович с нетерпением поднялся в свой небольшой кабинетик и потёр руки: «Сейчас можно проверить, как будет работать заграничная обновка – новое и только что полученное на почте оборудование для перепрограмирования автомобилей».

Оборудование дорогое, но оно того стоит, многие коллеги уже им пользуются и нареканий не было. Оно чем хорошо: теперь машины будет можно перепрограммировать непосредственно через диагностический разъем, не надо снимать с машины блок управления и копаться с ним на столе, всё будет делаться «на раз». Красиво и как в кино.

Чтение стоковой (заводской) прошивки прошло успешно. Она была скопирована и отправлена коллеге (Александр, ник на форумах Саша. Член правления ассоциации АДАКТ). Очень быстро он её откорректировал и прислал обратно: «Всё ок, заливай».

Новый прибор относительно простой, как говорят: «тут сильно думать не надо», устройство само подсказывает как и что надо делать и в какой последовательности.

Устройство подключено, выбрана опция записи, выбрана необходимая прошивка и нажата «запись». В ходе работы устройство затирает старую «стоковую» прошивку и на её место записывает новую.

Устройство работало великолепно, оно чётко стёрло «стоковую» прошивку и доложилось: «Готово». Далее началась запись новой прошивки. И вот тут появились самые страшные и неприятные слова: «ОШИБКА ЗАПИСИ». ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

Я не в курсе, что там крутилось в голове Алексея Викторовича, но навряд ли что-то спокойное, белое и пушистое…наверняка там был мат-перемат и матом погоняло…ну а как вы думаете? Такой блок управления стоит больше $2.000 – фото 86, хотя ничего особенного  не заметно: пара процессоров, счётчики, транзисторы-резисторы-))…впрочем, там может быть несколько слоёв печатной платы и всё самое сложное как раз внутри.

А на фото 86 тот момент, когда в мастерской отгремели маты-перематы, пришли успокоение, понимание и помощь коллег по телефону и Интернету. Очень это понравилось: «Одного в беде не оставят».

При просмотре остатков прошивки обнаружилось, что новое устройство удалило из прошивки VIN номер, область каллибровок и кое-что ещё,- на фото 91. Красные строчки – это как раз то, что было затёрто и уничтожено.

ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

А ведь данные VIN –номера это очень важные данные!

Что хранит в себе VIN – номер:

*   Регион, страна, фирма-производитель

*   Модель

*   Колёсная база

*   Тип кузова

*   Двигатель

*   Тип трансмиссии

*   Год выпуска

*   Конвейер на заводе

*   Порядковый номер

И откуда теперь их взять? С заводом-производителем связываться? Смешно, конечно, такие вопросы задавать, но мне простительно, я не в теме вопроса. А вот Алексей Викторович был спокоен и считал по-другому:

- Если я всё правильно понимаю, то VIN-номер
блок управления сможет забрать из приборки при включении зажигания…

Поясню: на современных автомобилях VIN-номер хранится не только в блоке управления, он ещё есть и в приборной панели. Для чего он там, как работает и взаимодействует – не буду вам засорять мозги.

ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

Пришлось воспользоваться старым, проверенным, но более затратным способом перепрограммирования, прошить блок управления при помощи другого устройства,- на фото 84 показан этот самый момент: слева копьютер с распиновкой выводов (не ошибиться!), справа перепрограммируемый блок управления и устройство для перепрограммирования.

ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

 На фото 89 показан процесс: «процесс пошёл».

«Пером по бумаге» пишется легко. Но можете представить с каким напряжением смотрел за текущей вправо синей полоской Алексей Викторович…деньги за блок – это не самое важное в жизни. Товарищи китайцы говорят верно, что «самое главное в жизни – не потерять лицо». ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

Запись прошла успешно. Не могу не показать ещё одно фото – 93. После того, как были отпаяны проводники, место пайки чистится и приводится в первозданный вид.

Далее блок управления собирается, ставится на место – запуск.

………..и тут возникает некоторое расстройство, на панели приборов высвечивается ошибка.

Проверили номер ошибки – показало на коробку передач.

В голове, естественно, куча предположений, начиная от «мотор не видит коробки передач», до «что-то не так записалось»…

Нет, страхи оказались только страхами, после проведения определённых манипуляций мотор снова запустили и ошибка больше не высвечивалась.

Конечно, нельзя оставить за кадром вопрос насчёт причины случившегося: «Почему новое оборудование затёрло стоковую прошивку?». На язык просится ответ-утверждение: «Виноват тот, кто делал».

Ответ неправильный. Хотя бы потому, что это оборудование буквально «ведёт за руку» того, кто с ним работает: «сделайте то…сделайте это…сделайте третье…». И выйти за рамки программы нельзя.

Но причина-то есть?

Я вам так скажу: удивился тому, что Алексей Викторович разрешил описать этот случай. Ему ничего не стоило сказать категоричное «НЕТ» и этой статьи не было бы вообще. Для всех он бы оставался белым и пушистым. А он разрешил. Почему?

Через несколько дней на язык напросился ответ: «Да потому, что он уверенно держит свою профессию на руках».

Это пусть неграмотные боятся, а ему опасаться нечего: мы все сейчас живём или около или «в» компьютерах и знаем, что даже самое надёжное оборудование по каким-то причинам может давать сбой в работе. Кто работает с дорогим дилерским оборудованием, тот знает – и там бывают непонятные сбои. Так что акцентировать внимание на этом нелогично, пишу не «жёлтую» статью. ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, часть 3

Автомобиль запустили, прогрели, пришла хозяйка и вместе с Алексеем Викторовичем поехала на контрольную поездку. Оценка работы – «отлично». А если словами клиентки, то: «Мне понравилось».

…и ещё пару слов: на этом автомобиле была ещё одна беда – горела лампочка неисправности контроля давления шин. Как выяснилось, причина была вот в этом блоке управления,- фото 012

Подробно рассказывать не буду, там много, скажу окончание: такие блоки выходят из строя часто, только за последние три месяца было заменено 4 блока. Но можно поступить по-другому: запрограммировать систему на работу с блоком ABS. И уже система ABS будет контролировать состояние накачки шин в автомобиле. Но это, наверное, будет уже другая статья. Позже.

Эту неисправность искали и устраняли:

Ниточкин Алексей Викторович (8 916 279 3114) и Горшков Дмитрий Александрович (8 926 171 75 95) г. Электросталь пр-т Мира д. 27-а - Здание автотехцентра

***

Пока эта статья готовилась к печати, прошло достаточно времени. Перед  публикацией созвонились и Алексей Викторович сказал:

- А помните ту машину, на которой прибор положил прошивку?

- Ну конечно помню. А что, есть какие-то новости? Легла снова?

- Нет, тут есть хорошие новости. Зря катил бочку на Производителя…

Встретились и Алексей Викторович рассказал:

- на том BMW X3 прибор сработал не точно, старую прошивку он стёр, а новую не записал. Я в тот же день отправил все логи с прибора Производителю. Ну, думаю, если никак не отреагируют, я им дам… И что? Отреагировали! Быстро отреагировали! …  Прибор как работает: после включения просит Интернет, связывается со своим сайтом, смотрит обновления, если они есть – скачивает и обновляется. На обновление прошивки приехал Mercedes GL 320, дизель, клиент попросил немного добавить мощности. Скажу честно, когда подключал прибор – боялся. Но надеялся, что поступившая информация от Производителя насчёт устранения багов, верна. Подключил. Прибор стал работать…удалил старую прошивку…начал писать новую…записал! Всё точно. Всё чётко. Так что этим товарищам с Европы доверять можно, марку держат.

Отлично сказал. Коротко, рекламно, по сути.Только название устройства мы
рекламировать не будем, кому надо, тот найдёт. Скоро, в другой статье расскажем
ещё об одной хорошей особенности этого устройства. Между прочим, есть одно
обязательное условие, которое не выдвигает Производитель, но намекает на него:
"Мозги".

 

Владимир Петрович Кучер



© Легион-Автодата

Обсуждение на форуме


наверх