Пневмотестер

20.11.2006

Некоторые методы диагностики.

 

Данная статья появилась по просьбе администрации сайта и является своеобразным дополнением к статье (/item.osg?idt=42&idn=1294) ARDIO RU,  консолидирует в себе множество технических решений, увиденных, навеянных,  доработанных под те условия, в которых приходится трудиться.

На fig.1, fig.2 представлен внешний вид используемого мною "пневмотестера". Все собрано из вообще-ем то доступных элементов:

pr6_pn_1.jpg            

fig_1                                                

pr6_pn_2_1.jpg

fig_2

1. Запорно-подающее устройство ("пистолет" для накачки колес с манометром, по которому визуально контролируется давление, подаваемое в камеру сгорания через свечное отверстие). Необходимое нагнетаемое давление воздуха выставляется прямо на компрессоре.

2. Датчик давления в цилиндре на основе мотороловского чипа MPX5999.

3. Многоканальный осциллоскоп.

Необходимо иметь достаточно большой ресивер для того, чтобы избежать неточностей, связанных именно с падением давления в самом ресивере. Использую давление, как правило, 10Bar, для получения более достоверных данных. Дроссель, через который подается сжатый воздух "подошел" от стандартного манометра (МТ-60). Латунный дроссель с резьбой позволяет, при необходимости совершать замену на нужный диаметр. Поршень в ВМТ такта сжатия устанавливаю с помощью конструкции на основе устройства для регулировки зазоров клапанов "Жигулей". Получается довольно-таки точно.

Процедура проведения измерений точно та же, что описана в статье (/item.osg?idt=42&idn=1294) ARDIO RU. Замечу, что достаточно неудобно после точного выставления поршня в ВМТ удержать его там на всем времени измерения. Наилучших результатов можно достичь, включив низшую передачу и выжав педаль тормоза, что не всегда возможно. Подав давление в цилиндр через дроссель, наблюдаем за его падением на осциллоскопе при самой медленной развертке. Попутно для отыскания мест утечек и их величины, используются более чувствительные датчики серии MPX. К примеру, для измерения утечек из гнезда масляного щупа, из впускного коллектора и выпускного, в моем случае, оказалось достаточно датчиков с верхним пределом 50KPa. На экране осциллоскопа имеем 4 луча, и при подаче давления картинка начинает "вырисовываться". Давление  в цилиндре плавно падает, а там, где имеется проблема, начинает расти. Естественно, что утечки имеют место и в новом, исправном двигателе. Но весь вопрос в величинах! Возможно, имея базы заранее снятых данных по утечкам для разнообразных двигателей (имея калиброванный дроссель), говорить о компрессии двигателя в целом. К примеру, снижение давления в цилиндре за 60сек -0,35Bar для двигателя 9А VW Passat B-3 "показывает" "компрессию" 10Bar. А значение, полученное классическим методом -9,878Bar, что для данного двигателя является минимальным допустимым. Еще раз повторюсь, что это справедливо для дросселя определенного размера. Может случится, что будет обнаружен дефект по нескольким каналам. Налицо наглядность данного метода измерения. Но зачастую, клиенты требуют именно "стартером покрутить", так как не доверяют таким методикам, и эти измерения остаются только для моего понятия проблемы. Для проверки компрессии традиционным методом, но с выводом данных на экран, поскольку важна не только величина, но и форма нарастания давления в цилиндре, используется датчик давления APLISEN PC-28(0-1,6MPa). Размеры его, правда, несколько великоваты для вкручивания в цилиндр (не на каждом моторе возможно вкрутить без удлинителя). Любое удаление датчика от точки измерения через удлинители-переходники вносит существенные изменения не только на величину, но и особенно на форму снимаемого сигнала (воздух - сжимаемая среда).

Для минимизации искажений была предпринята попытка изготовить такой малогабаритный датчик, опять таки на мотороловском чипе MPX5999. При малых габаритах MPX (fig.3) их можно встраивать во всевозможные корпуса. Помучив токаря, удалось сделать датчик давления в цилиндре не намного больше свечи зажигания(fig.4),

pr6_pn_3_1.jpg

fig_3

pr6_pn_4.jpg

fig_4

,- что особенно актуально для четырехвальных субариков, и когда интересна форма изменения давления в цилиндре на минимально малом расстоянии, без всевозможных удлинителей и переходников. При огромной перегрузочной способности MPX5999 может измерять только до 10Bar. Поэтому его целесообразно использовать для проведения измерений формы сигнала на ХХ, когда видны моменты открытия, закрытия клапанов, нарастание давления. В инете множество публикаций на данную тему. Стоимость данных чипов MPX на Платане порядка 20-25US, плюс работа токаря. За подобные устройства "просят" примерно в 4-5 раз дороже.  В продолжение тематики об использовании датчикового оборудования совместно с многоканальным осциллоскопом, также интересные вещи можно увидеть на топливной рейке инжекторных моделей. Вместо вакуумной линии регулятора давления, в топливной рейке включаем MPX5010, вторым каналом синхронизируемся с первым цилиндром по сигналу на форсунку, либо ВВ провод. А теперь, зная порядок работы цилиндров, смотрим за изменением давления на рейке. Когда открывается форсунка, происходит падение давления в рейке и если все форсунки (работающие не одновременно) в хорошем состоянии(fig.5),

pr6_pn_5.jpg

fig_5

 

pr6_pn_6.jpg

fig_6

 

pr6_pn_7.jpg

fig_7

 

Колебательные процессы на топливной рейке при открытии форсунок(fig.7)

 удавалось наблюдать не на всех моделях. К примеру, на TOYOTA CAMRY 5SFE форма сигнала отдаленно напоминала меандр.

Если одновременно с этим, включится третьим каналом на пульсации в выхлопной системе, то возможно лицезреть всю картинку от входа в двигатель до выхода из него.

Форма сигнала пульсаций в выпускном коллекторе при исправном автомобиле (fig.8)

pr6_pn_8.jpg

fig_8

,- и с неисправной форсункой

pr6_pn_9.jpg

fig_9

Очень большую информативность и соответственно помощь в работе несет форма сигнала "разряжение во впускном коллекторе" (MPX4115). Сразу же определяется установка фаз газораспределения и состояние клапанного механизма. Про данный параметр там много написано, что даже не берусь все это повторять.

Имея осциллоскоп многоканальный с памятью, можно много чего наработать. Было бы стремление. Буду рад, если данный материал кому-нибудь окажется полезен.

Все, что здесь написано, прошу считать не моей разработкой - просто я описал "то" и "чем" делаются некоторые измерения, помогающие в установлении истинной причины недомогания двигателя.

Автор статьи: Усович (Nick на нашем Форуме)
                          Минская область, г. Несвиж


Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх