Почему дизель "дымит"?

21.07.2005

Очень много лет назад в одном из автосервисов работал Волшебник, который за 10 минут мог "вылечить"  автомобиль с дизельным двигателем, если тот "дымил черно-черным дымом".

Потом и в других сервисах, где стали заниматься этим вопросом немного "глубжее", тоже стали ремонтировать такие же проблемы.

И вся причина была в простом.
Для "лечения" надо было только снять воздушный фильтр и тщательно продуть его, то есть, дать возможность воздуху поступать в камеры сгорания в положенном объеме...


"Все гениальное - просто".
Это было сказано еще до нашего рождения.
Нам же только надо знать Основы и Теории.


На вопрос "Почему дизель дымит?", сейчас даже Ученик ответит: " Мало воздуха".
А "продвинутый" Ученик добавит: " И неправильный угол опережения".
Мастер  добавит еще:
- время впрыска топлива
- качество распыления топлива
- степень сжатия
- обороты коленчатого вала
- цетановое число топлива
 

А давайте попробуем посмотреть на этот вопрос немного с другой стороны, то есть, "залезть в этот вопрос поглубжее" - ?


Топливо. 
Мы привыкли называть "топливом" все то, что заливаем в наши топливные баки. 
И подразумеваем, что "топливо" - это значит "горение".
Но это немного не так.


Все "простое" в нашем мире всегда состоит из множества "сложного" (и даже когда мы разберем все эти "сложные" на простые составляющие, то они опять-таки будут всегда  состоять из множества "сложного").


Так и топливо: оно состоит из горючей части (рис.1) и негорючей  (рис.2) :

 

fuel_1.jpg   fuel_2.jpg

                     

рис.1                                                          рис.2


В камере сгорания тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд
Одна из особенностей камеры сгорания дизельного двигателя в том, что вследствии неоднородного состава смеси там происходит так называемое диффузионное сгорание смеси.

Смесь, в данном случае, состоит из нескольких частей (зон):


fuel_3.jpg     fuel_5.jpg

 

рис.3                                                        рис.4


1 - зона стехиометрического состава топливо-воздушной смеси
2 - зона "богатого" состава смеси
3 - зона "бедного" состава смеси


В зависимости от "качества перемешивания" топливо-воздушной смеси и в зависимости от созданных  условий возможны различные варианты диффузионного горения (рисунки 4 и 5).
  

В камере сгорания всегда возможны условия, когда состав зоны стехиометрического состава топливо-воздушной смеси будет меняться в зависимости от созданных условий, а именно:
- давление
- наличие требуемого состава воздуха (кислорода)
- температура
- качество "распыла" топлива
- условия для "перемешивания" топливо-воздушной смеси


Если стехиометрический состав топливо-воздушной смеси превышает 60-80% от общего объема(рис.3 и 4), то диффузионное горение происходит без образования сажи (С) и ее частиц (дыма на "выхлопе" нет).


В противном случае, когда в камере сгорания  существует  вот такой состав "смеси":


fuel_4.jpg


рис.5


,- то начинается эффект пиролиза ( разложение химических соединений при нагревании) топлива и образования  максимального количества * С *,  так как для этого  "созданы" все нужные условия:
- высокая температура
- недостаток кислорода
И тогда на "выхлопе" наблюдается дым "черно-черного" цвета.


То есть, когда мы видим такой дым на дизеле, то это означает, что внутри камеры сгорания сейчас происходит эффект пиролиза, о причинах которого уже было сказано выше.


И чтобы попытаться его устранить, в первую очередь можно проверить:
- состояние воздушного фильтра ( "забит" он или нет, при необходимости продуть его или заменить на новый)
- форсунки ( они могут просто начать "лить" и тогда топлива будет поступать нерасчетное количество)
- угол опережения ( вместо "самовоспламенения"- возникновения очага пламени за счет окисления топливо-воздушной смеси под воздействием давления, температуры и развития экзотермических реакций,- топливо будет подвержено эффекту пиролиза вледствии нарушения изначально заданных условий)


Примечание: Данная статья не является "моментом истины", это просто повод для размышления, который возник  при разговоре с одним "дизелистом", правда, он употребил слово "крекинг", но уместнее говорить "пиролиз". Если у кого-то есть другие мнения, замечания и предложения - прошу на наш Форум в раздел "Думаем, спорим, размышляем". Как говорится: "Истина всегда одна, но она временами может рядиться в разные одежды".



Кучер В.П.
© Легион-Автодата

наверх