Проверьте свои тормоза

28.07.2009

Знакомый попал в аварию. Поехал на дачу, и на повороте у него что-то случилось с тормозами. Потом он говорил:

- Да все нормально было. Ехал осторожно, но чуть притормозил, и понесло. Дорога мокроватая. А потом кювет, на бок, на крышу…четыре шва на голову положили.

- А с тормозами как? Давно смотрел?

- А чего их смотреть? Работали нормально, колодки менял,- тут он немного задумался,- ну год или более того…


Фото 1


Фото 2

Я ему посочувствовал. А когда ехал обратно, в голове все время крутилась мысль: «Притормозил, и понесло…проблема с тормозами?».

И на следующее утро решил осмотреть свои тормоза, просто, что бы успокоиться. Потому что «Береженого Бог бережёт»…

Первоначальный осмотр не обрадовал. Провел пальцами по диску, почувствовал не просто «шероховатость», а «бугристость с большими волнами»,-☺

В принципе, можно было все оставить как обычно, «на потом», потому что «тормоза работают, ручник тоже, чего беспокоиться».

Но решил не рисковать, тем более, что недалеко работал знакомый, который был «спецом» по этим вопросам.

Первоначальные итоги неполной разборки привели в недоумение:

«Почему так?». Создавалось впечатление, что этим дискам лет сто, не меньше, и эксплуатировались они беспощадно.

Состояние направляющих суппорта тоже не обрадовало. Как и состояние тормозных колодок, которые, «вроде бы менялись совсем недавно»:


Фото 3

Фото 4

Даже такой предварительный и поверхностный осмотр заставил сделать вывод: «Осмотренное дальнейшей эксплуатации не подлежит, потому что чревато крупными неприятностями на дороге.

Надо заказывать всё новое».

Запчасти привезли, распаковали и сравнили.

Согласитесь, что новые тормозные колодки и новые направляющие суппортов выглядят более «привлекательнее», чем стоявшие на автомобиле (фото 5-6):


Фото 5

фото 6

А можно ли каким-то образом можно попытаться понять неисправность тормозной системы своего автомобиля? Наверное, «да», если ответить на такие вопросы:

- при торможении автомобиль уводит в сторону?

- при экстренном торможении возникает занос?

- длина тормозного пути большая?

- автомобиль тормозит «вяло»?

- при нажатии на педаль тормоза слышен какой-то посторонний звук?

Это не все, но некоторые основные пункты, по которым можно «дистанционно» определить, что с тормозной системой «что-то не так».

Все вышеперечисленные пункты могут иметь самые различные причины.

Например:

«Неравномерный «клинообразный» износ тормозных колодок» - Фото 5


фото 6

В основном возникает по причине крайней изношенности направляющей суппорта и манжеты (фото справа).

На фото можно увидеть трещины и вздутия, что приводит к проникновению вовнутрь пыли, воды и химических реагентов во время зимней эксплуатации автомобиля.

Тормозные колодки должны прижиматься равномерно, но из-за подклинивания направляющей суппорта, колодки прижимаются одной стороной и очень скоро принимают такой вид, как на фото 5, где для сравнения показаны старая и новая тормозные колодки.

Другой причиной этой же неисправности может быть непараллельность тормозного диска.

Тормозные колодки – это «расходники» и имеют четко ограниченный срок эксплуатации. Но если Вы меняете их очень часто, если колодки стираются очень быстро, то и тут могут быть свои причины:

- сильный износ тормозного диска, как на фото 1 и 2

- неправильное торможение или «торможение по - пенсионному»,- этим «методом» привыкли пользоваться пожилые водители. Для того, «что бы чего не вышло», они после начала движения начинают держать ногу «на» или «над» педалью тормоза, мол, «если надо будет тормозить, а я уже готов»

- «идиот за рулем»,- это категория водителей, которые мнят себя «якручешумахера», делают резкие разгоны и такие же резкие торможения

Кстати, затронули вопрос «замены».

Никто не рекомендует экономить на ремонте тормозной системы даже в кризис:

«сегодня поменяю одну сторону, а потом, когда будут финансы – другую». Неравномерность торможения, которая возникнет при такой замене тормозных колодок или тормозного диска, грозит заносом и другими неприятными последствиями на дороге.

Обратите внимание на так называемые «мелочи», которые впоследствии могут явиться причиной Вашей головной боли из-за неадекватного поведения автомобиля на дороге.

Например, детали на фото слева и справа

Они являются неотъемлимыми частями правильно функционирующей тормозной системы.

А в некоторых автосервисах позволяют себе «потерять,

обломать и не поставить» эти самые «мелочи».

И некоторые автослесари искренне верят и иногда убеждают Клиентов, что «эта деталь лишняя и её можно спокойно убрать».

Очень часто "мастера" удаляют и не ставят на место эти «странные железяки», которые как «иголка с ниткой» должны быть в паре с тормозными колодками (для дисковых тормозов). Многие, кто менял колодки сам помнит, как они мешают при установке новых. На самом деле эти простые железные пластины играют существенную и важную роль – они выполняют теплоизоляция корпуса тормозного поршня от горячих колодок и дисков. Их отсутствие в жаркую погоду при интенсивном торможении приводят к ухудшению тормозных качеств - а это может быть и чья-то жизнь? Из наиболее частых неисправностей отсутствие термоизоляторов ведет к подклиниванию направляющих суппорта (сгорает смазка) - а это и динамика и повышение расхода. Редко, но встречались неисправности в виде клина поршня суппорта. Наблюдались и случаи закипания тормозной жидкости в поршне суппорта. А казалось, просто ненужная пластинка... Так же обратите внимание, что бы «товарищ слесарь» наносил смазку на детали «положенные или рекомендуемые», а не произвольно выбранными, теми, которые «есть в наличии». Вот как на приведенных фото 9-10, например. Такая смазка идет в комплекте с новыми запчастями. Если её почему-то не оказалось в комплекте, ищите высокотемпературную смазку, т.к. температура в паре «колодка- диск»достигает несколько сот градусов.


Фото 9

фото 10

На фото справа наглядный пример «безголового» отношения к работе. Когда стали проверять задние тормоза и сняли колесо, внутри металлического пыльника оси обнаружился такой вот «радужный» состав смазки. Смазка не может быть такой «радужной», значит, это смесь смазок, скорее всего, «старой и новой».

Если работу проводить правильно, то перед тем, как набить пыльник смазкой, необходимо вычистить старую.

Тщательно вычистить.

Здесь же этого сделано не было, мол, «кашу маслом не испортишь»?

Нет, делать подобным образом – нельзя.

Ну, а новые запчасти будут и душу греть, и создавать уверенность при движении по дорогам, особенно в Москве, где добрая половина водителей или сумасшедшие, или «просто Женщины»,-☺ Тормозить приходится очень часто. Пример смотрите в послесловии.

Так вот, если Вы решили поменять тормозные колодки, и Вам еще хочется немного пожить на этом свете, то лучше всего такую работу делать в специализированном центре.

Ну не попейте коньячка один раз в году, зато на сэкономленные деньги съездите в нормальный и «правильный» автосервис.

А что бы убедиться в том, что вы в «правильном» сервисе, посмотрите оборудование. Какое оно. Рекомендовано ли ГИБДД Росии к применению или это опять «китайская фигня» в красивой яркой упаковке.

А вот короткий и приблизительный перечень того, что Вам должны сделать, а потом отписать в специальном документе и выдать на руки (обратите внимание, что бы там стояла печать, подпись и сумма денег, которую Вы отдали за проведенные работы):

  • проверку на тормозном стенде

  • осмотр тормозных барабанов

  • проверку тормозных шлангов и дисков

  • проверку состояния износа передних и задних тормозных колодок

  • проверку рабочего / свободного ходов педалей тормозной системы

  • проверку работы клапана вакуумного усилителя тормозов

Давайте проверим свои тормоза.

А после скажем:

«Удачной дороги!»

Владимир Петрович

Существенные дополнения в статье: Мадалиев Тимур Музафарович

г. Иркутск

Ник на нашем форуме http://forum.autodata.ru МТМ38

© 1999 – 2009 Легион-Автодата



Послесловие

Обещанный пример того, что «в Москве тормозить приходиться часто и ездить по Москве – это все-равно, что «идти по тонкому льду». Надо постоянно прислушиваться, оглядываться и быть настороже…

Так вот, когда-то ехал по Арбату в сторону Кутузовского проспекта.

Вывернул с переулка и ехал в правом ряду. Перед спуском к реке набрал уже приличную скорость. Там все ездят быстро, иначе «не успеть». Вдруг машина передо мной останавливается буквально «как вкопанная». Машина достаточно «крутая», затонированная. Мне пришлось тормозить как при аварии, педаль в пол, слава Богу, есть ABS, сработала…

Как вы думаете, по какой причине остановилась впереди идущая машина? Не поверите. Из неё выскочил человек «похожий на кавказца», бросился к тротуару и начал обниматься с другим такой же внешности. Старые друзья, наверное…



Обсуждение статьи на нашем форуме: http://forum.autodata.ru/7/13831/


наверх