На современных ниссановских  двигателях регулировка оборотов холостого хода осуществляется при помощи простого механизма - шагового мотора.">

Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan.

25.03.2006

Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan.

 

На современных Ниссановских  двигателях регулировка оборотов холостого хода осуществляется при помощи простого механизма - шагового мотора. Этот недоработанный механизм  и становится впоследствии головной болью для владельцев этих автомобилей.

В основном при отрицательных температурах охлаждающая жидкость проникает через уплотнительную прокладку в воздушную камеру двигателя, где как раз и стоит управляемый шток шагового двигателя.

Далее тосол проникает на обмотки мотора и на подшипник:

bek_1.jpg

 

                     фото 1

 

Естественно подшипник в такой среде со временем начинает клинить. Обмотки клапана – перегреваются,  лак на проводах отслаивается, а сопротивление изменяется (в некоторых случаях  обмотки были просто замкнуты).

Оконечный драйвер, управляющий этим мотором, собран на сборке из четырех полевых транзисторов с максимальным током в три ампера. В среднем в исправной системе через обмотку мотора проходит ток не более одного ампера (если быть точным 0,68).Далее происходит цепная реакция. При условии уже замкнутых обмоток и стопора мотора х\х начинают перегреваться обмотки и сам драйвер. Как следствие они разрушаются:

 

bek_2.jpg

 

                       фото 2

 

В лучшем случае (если владелец вовремя спохватится о неправильных оборотах на своей машине и приедет в сервис) сгорит только драйвер,

 

bek_3.jpg    bek_4.jpg

                            фото 3                                             фото 4

 

 в худшем погорят дорожки и элементы платы блока управления двигателем:

 

bek_5.jpg     bek_6.jpg

                   фото 5                                                    фото 6

 

Предусмотрительные японцы на этих моделях не предусмотрели никакой защиты, потому и страдают счастливые обладатели этих автомобилей, а продавцы запчастей потирают руки. В нашем регионе мотор х\х стоит от 4-5т.р, а блок управления от 15до 21т.р .

Теперь о ремонте. С мотором х\х  все понятно он практически не ремонтируется. За исключением восстановления заклинившего подшипника. ( мотор разбирается и подшипник промазывается силиконовой смазкой)

Замкнутую обмотку восстановить не удастся (если конечно вы не являетесь владельцем пластмассового завода для выплавления нового корпуса мотора):

 

bek_7.jpg             bek_8.jpg

        фото 7                                   фото 8

 

Поэтому ставить нужно новый или б\у (если подвернётся случай). При заказе мотора х\х обязательно нужно заказать еще и прокладку, которая по большому счету и является причиной всех предыдущих проблем, установленную в месте соединения корпуса мотора и корпуса дроссельной заслонки:

 

bek_9.jpg

                   фото 9

 

При сборке корпус дроссельной заслонки  следует тщательно очистить от окислов и обезжирить. Затем промазать герметиком, чтобы залить все изъяны и рытвины. После ставится на герметик новая прокладка, и узел собирается (герметику нужно дать подсохнуть).

 

bek_10.jpg

                           фото 10

 

После сборки узла заслонки необходимо позаботиться о дальнейшей защите мотора х\х от выгорания. Ставим два предохранители по одному амперу на питающие провода обмоток. Теперь ваш узел будет надежно защищен как от попадания тосола, так и от токового насилия.

Теперь о ремонте блока управлении двигателя. Драйвер управления собран на четырёх полевиках в одном корпусе (обычно встречались драйвера управления на сборкахSTA509AuPA1556ANuPA1560N,но возможны и варианты). Старую микросхему необходимо безопасно удалить с платы. Возможно, потребуется её раскусить на части, дабы не повредить дорожки и элементы схемы на плате. Затем все моется растворителем от сажи, и очищаются отверстия для впайки новых элементов. Поврежденные дорожки восстанавливаются посредством перемычек:

 

bek_11.jpg

                         фото 11

 

Вместо поврежденной микросхемы впаиваем либо то, что стояло(оригинал) либо аналог из четырёх полевиков из серии IRFZ44(46,48)N :

 

bek_12.jpg    bek_13.jpg

                     фото 12                                                 фото 13

 

При замене на транзисторы следует отметить, что отверстия платы и расстояние между ними  не позволяют их просто установить (здесь нужно транзисторы либо выносить, либо что-то изобретать  при монтаже:

 

bek_14.jpg         bek_15.jpg

                   фото 14                                                фото 15

 

На автомобилях выпуска после 2001 года инженеры Хитачи (полагаю, из-за большой части отозванных автомобилей с такой проблемой) изменили топологию печатной платы. Теперь дорожки идущие от драйвера к мотору стали тоньше и проходят с другой стороны платы, дабы при выгорании не повредить элементы платы:

 

bek_16.jpg

                фото 16

 

Но защиты по питанию всё же не предусмотрели.

После всего ремонта необходимо адаптировать шаговый мотор, чтобы установить правильные обороты холостого хода двигателя. Делается это при помощи сканера.

Теперь несколько советов владельцам  таких автомобилей. Прежде всего, нужно обращать внимание на прогревные обороты двигателя. Если обороты не изменяются или не поднимаются при запуске или не падают при полном прогреве, то следует обратить внимание на подтекание тосола в районе мотора холостого хода.

 

bek_17.jpg           bek_18.jpg

                   фото 17                                                          фото 18

 

Если следы тосола видны, следует отключить разъём с мотора дабы исключить дальнейшее повреждение деталей. После этого нужно обратиться в сервис для более точного установления проблемы.

Если страшное уже случилось и все погорело, то эксплуатировать автомобиль в принципе возможно - с отключенным мотором ХХ:

 

bek_19.jpg

 

       фото 19

 

Нужно только развальцевать старый мотор и вывернуть шток для достижения приемлемых оборотов холостого хода, а далее искать ему замену.

 

Большое спасибо диагностам Ариду из Москвы  и Антону(12вольт) из Нижневартовска  за оказанную помощь при ранних ремонтах блоков управления.

Всем удачных ремонтов!

  Бекренёв Владимир г. Хабаровск

 

Можно скачать все фотографии одним пакетом: около 500 кб - СКАЧАТЬ

 

Примечание: Извините, но чуть позже я решился добавить и изменить подпись:

 

                   Владимир БЕКРЕНЕВ, Диагност, город Хабаровск

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):