Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan.
25.03.2006
Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan.
На современных Ниссановских двигателях регулировка оборотов холостого хода осуществляется при помощи простого механизма - шагового мотора. Этот недоработанный механизм и становится впоследствии головной болью для владельцев этих автомобилей. В основном при отрицательных температурах охлаждающая жидкость проникает через уплотнительную прокладку в воздушную камеру двигателя, где как раз и стоит управляемый шток шагового двигателя. Далее тосол проникает на обмотки мотора и на подшипник:
фото 1
Естественно подшипник в такой среде со временем начинает клинить. Обмотки клапана – перегреваются, лак на проводах отслаивается, а сопротивление изменяется (в некоторых случаях обмотки были просто замкнуты). Оконечный драйвер, управляющий этим мотором, собран на сборке из четырех полевых транзисторов с максимальным током в три ампера. В среднем в исправной системе через обмотку мотора проходит ток не более одного ампера (если быть точным 0,68).Далее происходит цепная реакция. При условии уже замкнутых обмоток и стопора мотора х\х начинают перегреваться обмотки и сам драйвер. Как следствие они разрушаются:
фото 2
В лучшем случае (если владелец вовремя спохватится о неправильных оборотах на своей машине и приедет в сервис) сгорит только драйвер,
фото 3 фото 4
в худшем погорят дорожки и элементы платы блока управления двигателем:
фото 5 фото 6
Предусмотрительные японцы на этих моделях не предусмотрели никакой защиты, потому и страдают счастливые обладатели этих автомобилей, а продавцы запчастей потирают руки. В нашем регионе мотор х\х стоит от 4-5т.р, а блок управления от 15до 21т.р . Теперь о ремонте. С мотором х\х все понятно он практически не ремонтируется. За исключением восстановления заклинившего подшипника. ( мотор разбирается и подшипник промазывается силиконовой смазкой) Замкнутую обмотку восстановить не удастся (если конечно вы не являетесь владельцем пластмассового завода для выплавления нового корпуса мотора):
фото 7 фото 8
Поэтому ставить нужно новый или б\у (если подвернётся случай). При заказе мотора х\х обязательно нужно заказать еще и прокладку, которая по большому счету и является причиной всех предыдущих проблем, установленную в месте соединения корпуса мотора и корпуса дроссельной заслонки:
фото 9
При сборке корпус дроссельной заслонки следует тщательно очистить от окислов и обезжирить. Затем промазать герметиком, чтобы залить все изъяны и рытвины. После ставится на герметик новая прокладка, и узел собирается (герметику нужно дать подсохнуть).
фото 10
После сборки узла заслонки необходимо позаботиться о дальнейшей защите мотора х\х от выгорания. Ставим два предохранители по одному амперу на питающие провода обмоток. Теперь ваш узел будет надежно защищен как от попадания тосола, так и от токового насилия. Теперь о ремонте блока управлении двигателя. Драйвер управления собран на четырёх полевиках в одном корпусе (обычно встречались драйвера управления на сборкахSTA509A? uPA1556AN, uPA1560N,но возможны и варианты). Старую микросхему необходимо безопасно удалить с платы. Возможно, потребуется её раскусить на части, дабы не повредить дорожки и элементы схемы на плате. Затем все моется растворителем от сажи, и очищаются отверстия для впайки новых элементов. Поврежденные дорожки восстанавливаются посредством перемычек:
фото 11
Вместо поврежденной микросхемы впаиваем либо то, что стояло(оригинал) либо аналог из четырёх полевиков из серии IRFZ44(46,48)N :
фото 12 фото 13
При замене на транзисторы следует отметить, что отверстия платы и расстояние между ними не позволяют их просто установить (здесь нужно транзисторы либо выносить, либо что-то изобретать при монтаже:
фото 14 фото 15
На автомобилях выпуска после 2001 года инженеры Хитачи (полагаю, из-за большой части отозванных автомобилей с такой проблемой) изменили топологию печатной платы. Теперь дорожки идущие от драйвера к мотору стали тоньше и проходят с другой стороны платы, дабы при выгорании не повредить элементы платы:
фото 16
Но защиты по питанию всё же не предусмотрели. После всего ремонта необходимо адаптировать шаговый мотор, чтобы установить правильные обороты холостого хода двигателя. Делается это при помощи сканера. Теперь несколько советов владельцам таких автомобилей. Прежде всего, нужно обращать внимание на прогревные обороты двигателя. Если обороты не изменяются или не поднимаются при запуске или не падают при полном прогреве, то следует обратить внимание на подтекание тосола в районе мотора холостого хода.
фото 17 фото 18
Если следы тосола видны, следует отключить разъём с мотора дабы исключить дальнейшее повреждение деталей. После этого нужно обратиться в сервис для более точного установления проблемы. Если страшное уже случилось и все погорело, то эксплуатировать автомобиль в принципе возможно - с отключенным мотором ХХ:
фото 19
Нужно только развальцевать старый мотор и вывернуть шток для достижения приемлемых оборотов холостого хода, а далее искать ему замену.
Большое спасибо диагностам Ариду из Москвы и Антону(12вольт) из Нижневартовска за оказанную помощь при ранних ремонтах блоков управления. Всем удачных ремонтов! Бекренёв Владимир г. Хабаровск
Можно скачать все фотографии одним пакетом: около 500 кб - СКАЧАТЬ
Примечание: Извините, но чуть позже я решился добавить и изменить подпись:
Владимир БЕКРЕНЕВ, Диагност, город Хабаровск
Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
|